Ratel.kz начинает цикл публикаций экономиста Жараса Ахметова о науке
* Основа прогресса - разнообразие
* От ислама к Возрождению
* Когда учёный умрёт, провожают его 77 тысяч ангелов
* Стагнация Европы на фоне расцвета исламской науки
* На новом витке
* Почему же захирела наука исламского Востока?
* Какие мы можем сделать выводы из этой истории?
«Только дурак нуждается в порядке — гений господствует над хаосом».
Альберт Эйнштейн
Основа прогресса - разнообразие
Мы как-то свыклись с мыслью о слабости отечественной науки и невосприимчивости нашей экономикой технического прогресса. Хотя где-то в глубине души понимаем, что так быть не должно.
Предлагаемый читателю цикл заметок посвящен обзору научного и технического прогресса, процессам модернизации в разных странах мира в разные эпохи. Цикл не претендует на научность и всеобъемлемость. Автор просто попытается проиллюстрировать нехитрый тезис: основа прогресса – это разнообразие. Чем разнообразнее общественная структура - тем больше в ней потенциал развития. И наоборот, чем она скуднее - тем больше склонна к деградации.
От ислама к Возрождению
Арабам, стремительно завоевавшим к середине VIII века гигантскую территорию от Индии на Востоке до Испании на Западе, потребовалось установить единые законы на подвластных землях. Иначе говоря - создать собственную систему права.
Одним из источников нового законодательства был Коран, регламентировавший не только вопросы веры, но и собственности, налогов, торговли.
Другими источниками были персидское законодательство и греческая литература по праву и организации государства. Необходимость перевода привела к возникновению школы арабских переводчиков, без которых не были бы возможны успехи арабской науки. Переводная литература стала источником знаний и отправной точкой для самостоятельных исследований не только в области юриспруденции и государственного строительства, но и в других отраслях науки: философии, логике, истории, географии, математике, астрономии, медицине.
Когда учёный умрёт, провожают его 77 тысяч ангелов
Научная деятельность, приносившая явную практическую пользу, подняла на довольно большую высоту социальный статус ученого человека:
«Алим (учёный) лучше постящегося, выстаивающего молитвы, сражающегося на пути Аллаха. Когда учёный умрёт, провожают его 77 тысяч ангелов. Со смертью учёного в Исламе образуется брешь, невосполнимая до Судного дня» (Али ибн Абу Талиб).
Наверное, нет смысла перечислять выдающиеся достижения ученых арабского Востока, среди которых было немало выходцев из Центральной Азии и Ирана: читателю о них и так хорошо известно. Но есть смысл остановиться на причинах такого взлета науки.
Во-первых, мусульманское духовенство практически не вмешивалось в дела науки и не навязывало ей религиозных догматов.
«Положение ученого-философа в арабо-мусульманском средневековом обществе в значительной мере отличалось от положения его западноевропейских коллег. В то время как в Западной Европе философия — эта «служанка богословия» — изучалась и преподавалась в университетах под контролем церкви, требовавшей от философа строгого подчинения теологической доктрине, в странах мусульманского Востока в университетах преподавались лишь теология и мусульманское право (фикх) (…) Не имея признанной социальной функции, арабский философ в меньшей степени, чем европейский, был зависим от официального духовенства» (Фильштинский, 2006, с. 311).
Во-вторых, веротерпимость и отсутствие ксенофобии, открывавшая возможности для самореализации представителям различных религий и этносов. Да, подавляющее большинство ученых были мусульманами, но принятие ислама носило добровольный, а не принудительный характер. Такая открытость и сделала возможным усвоение доставшегося греческого, индийского и персидского научного наследия. Нельзя забывать и то, что Ближний Восток находился на пересечении основных торговых путей того времени, что способствовала, в том числе, интенсивному обмену знаниями с разными народами.
В-третьих, наука была ориентирована на достижения, приносящие практические результаты. Польза от ученых делало престижным присутствие их при дворе халифа или их наместников, что означало материальную поддержку научной деятельности.
«Среди этих социальных, преимущественно городских кругов на первом месте находятся люди науки и религии благодаря той роли, которую они играли в жизни города (…) Эти ученые и «набожные люди», как их часто называют, были непременным и типичным контингентом исламского города, как и окружение государя» (Сурдель Д., Сурдель Ж., 2006, с. 403).
Стагнация Европы на фоне расцвета исламской науки
А что же происходило во времена расцвета исламской науки в Западной Европе? Ничего – это не совсем точный ответ: что-то да происходило. Но в сравнении с достижениями Востока настолько мизерное, что можно сказать – ничего!
Свою роль сыграло и уничтожение эллинской культуры во время варварских завоеваний, и общий экономический упадок, установивший натуральное хозяйство. Натуральное хозяйство тормозило развитие торговли, что, в свою очередь, означало неразвитость европейских городов. Но главным препятствием на пути развития науки была церковь, отрицавшая все, что противоречило установленным ею догматам.
«Характерным для всего этого периода в развитии Западной Европы является преобладание религиозных воззрений в области мысли и преобладание церкви прочими направлениями и учреждениями во всей общественной жизни. Все науки должны были служить возвышению славы господней» (Даннеман, 1932, с. 313).
Но шло время, укреплялись централизованные государства, способствовавшие развитию торговли и городов. Возникла потребность в развитии административного, торгового и земельного права. На сцену вышли легисты, черпавшие свои идеи в римском праве, пришедшем из Византии и исламского Востока, совершив своеобразный круг. Королевская власть нуждалась в образованных администраторах, и стали учреждаться университеты. Идеологическое доминирование церкви сохранялось, но коррупция, пренебрежение собственными же моральными установками сильно подрывали ее авторитет.
На новом витке
Эллинистическое наследие разными путями стало возвращаться с Востока в Европу.
Возрождаться наука в Европе стала в XII – XIII веках, но настоящий взлет пришелся на эпоху Реформации и позднего Возрождения. Причины были такими же, с точностью до деталей, что и на Востоке на рубеже тысячелетий. Однако детали очень важны, чтобы о них не упомянуть.
Во-первых, христианское духовенство потеряло возможность влиять на научную деятельность, в то время как на Востоке в период научного расцвета еще не обрело такую возможность. И со временем влияние церкви только уменьшалось.
Во-вторых, хотя веротерпимость еще долго не была присущей Европе добродетелью, но раскол на множество течений[1], произошедший после Реформации, вполне ее заменял. Не была преодолена и ксенофобия, отчасти сохранившаяся до наших дней. Но европейское высокомерие не стало препятствием для заимствований научных достижений у других народов, даже если европейцы считали их стоящими на более низкой ступени развития.
В-третьих, европейская наука имела множество источников финансирования, не только от высоких покровителей, но и за счет общественных пожертвований, коммерциализации, гонораров от публикаций и преподавательской деятельности. На Востоке же наука зависела исключительно от покровительства государства.
Почему же захирела наука исламского Востока?
1. Она лишилась финансирования, как только сильные мира сего потеряли интерес к ней. Последний всплеск пришелся на времена правления Улугбека, который и сам был большим ученым, в Мавераннахре.
2. Интерес же у сильных мира сего пропал после того, как ислам стал нетерпим к иным воззрениям на окружающий мир.
«Говоря об упадке традиционных наук в лоне исламской цивилизации, крупнейший современный физик Абдус Салам[2] сравнивает две позиции: восхождения (Аль-Кинди[3], IX в.) и упадка (Ибн Халдун[4], конец XIV в.). Первый, ссылаясь на коранический принцип ценности познания сотворенного Аллахом мира, призывает не стыдиться истины в изучении естества; второй, так много сделавший для социального познания, в отношении же к естественнонаучной проблематике занимает позицию явно ретроградную. Ибн Халдун осуждает «франков» за их увлечение физикой, которая, на его взгляд, не имеет никакого отношения к делам духовным» (Рашковский, 1990, с. 36).
Какие мы можем сделать выводы из этой истории?
1. Наука развивается тогда, когда она свободна от какого бы то ни было идеологического влияния.
2. Важен научный обмен – чем он интенсивнее, тем благотворнее влияет на развитие науки.
3. Важны как объемы финансирования, так и их стабильность. Коммерциализация научных достижений не возникает просто так, для этого требуется время и наличие общественного запроса.
Последний пункт требует более детального рассмотрения, чем мы и займемся в следующей заметке о промышленной революции.
Литература
1. Даннеман Ф. (1932). История естествознания. Т.1. М.: Государственное медицинское издание.
2. Рашковский Е.Б. (1990). Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока XIX – XX вв. М.: Наука.
3. Сурдель Д., Сурдель Ж. (2006). Цивилизация классического Ислама. Екатеринбург: У-Фактория.
- . Фильштинский И.М. (2006). История арабов и Халифата (750 – 1517 гг.). М.: АСТ: Восток – Запад.
[1]Имеются ввидупротестанты, имевшие внутри своей конфессии множество направлений.
[2]Пакистанский физик, лауреат Нобелевской премии (1926 – 1996).
[3] Арабский ученый IX века, занимавшийся астрономией, математикой, философией и теорией музыки.
[4] Арабский ученый XIVвека, специализировавшийся в области истории и экономики.
___________________________________________________________
[1]Пакистанский физик, лауреат Нобелевской премии (1926 – 1996).
[1] Арабский ученый IX века, занимавшийся астрономией, математикой, философией и теорией музыки.
[1] Арабский ученый XIVвека, специализировавшийся в области истории и экономики.