Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Уйгурский район Алматинской области известен сегодня в основном благодаря Чарынской ясеневой роще и горячим минеральным источникам. Однако у него есть ещё одна примечательная составляющая, не столь раскрученная, но от того не менее знаменательная. Древнейшие сёла, расположенные у северного подножия Кетменьского хребта: Кольжат, Ачинохо, Кетмень, Дардамты, Актам и пр.
Чтобы прочувствовать их прелесть, нужно непременно свернуть со скучной магистрали к горам по одной из многочисленных меридиональных дорог-ответвлений и достичь ближайшего кишлака. Сёла местные, как правило, занимают те места в предгорьях, где реки вырываются из тесных и глубоких местных ущелий на равнину. Некоторые из них эталонно живописны.
Хотя за последние десятилетия состав населения здесь сильно перетасовался, характернейшими жителями этих сёл остаются уйгуры, которые вот уже не первое столетие занимаются тут своим исконно уйгурским занятием – земледелием. Их древние поливные системы - образцы того высокого аграрного искусства, которым издревле славились по Центральной Азии уйгуры-таранчи (пахари). "Знатоки" утверждают (а патриоты верят), что вода по их арыкам "течёт вверх"!
Земледельческие навыки уйгуров-таранчей собственно и явились той основной причиной, по которой они очутились в этих краях. Впервые их насильно переселили в эти земли ещё в XVIII веке джунгары, ставка которых находилась невдалеке, на противоположном берегу Или. Сами джунгары были кочевниками, а "таранчи" призваны были развивать тут земледелие для сбалансированного прокорма правителей и многочисленной челяди.
Есть сведения, что в верховья Или при ойратах насильственно водворялись не только уйгурские земледельцы из Кашгарии, но и дехкане Самарканда, Бухары и прочих государств современного Узбекистана. После уничтожения джунгаров старым механизмом заселения верховий Илийской долины начали широко пользоваться новые хозяева, объявившиеся на этих землях - китайцы. Заполняя опустевшие земли Илийской долины мусульманами-дунганами и теми же "таранчинцами".
Период нескончаемых смут в местной истории вступил в новую стадию, когда русские войска, предводимые Герасимом КОЛПАКОВСКИМ, в июне 1871 года заняли претендовавший на независимость Кульджинский султанат. А спустя десять лет, когда по Петербургскому договору край возвращался Китаю, часть земель, в том числе и Кетменскую волость, Россия оставила за собой. Местные села пополнились тогда очередной партией мигрантов-уйгуров, которым дозволено было уйти из Кульджинского края на сопредельную территорию Российской империи вослед за отходящими оккупационными войсками и получить новое гражданство.
Но история тем не кончилась. Пережили сёла и лихолетья Гражданской войны, и советскую власть. И ныне продолжают благополучно существовать в независимом Казахстане. Теперь понятно, почему многие из тех кишлаков нынешнего Уйгурского района Алматинской области, которые примостились в северных преддверьях Кетменьских гор над Илийской долиной, могут с полным правом считаться самыми старыми оседлыми селениями Семиречья? Жизнь тут не затихала в течение двух-трёх столетий. Иных населённых пунктов со столь солидной "живой" историей на территории области нет!
Хотя, разумеется, здешние сёла и ирригационные системы – не самая великая местная древность. Сотни курганов и тысячи наскальных знаков-петроглифов – свидетели веков куда более отдалённых. Среди сюжетов местных петроглифов, кстати, можно обнаружить очень любопытные проявления особенностей местной жизни. Вместе с традиционными персонажами наскального искусства, козлами и оленями тут встречаются и караваны верблюдов, и мирные ослики.