Газовая отрасль выходит из нефтяной тени

5726 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 13 Дек 2021, 15:30

Одним из итогов трёх десятилетий независимости Казахстана стало создание практически "с нуля" инновационной, экономически эффективной газовой отрасли страны

Созданное в феврале 2000 года АО "КазТрансГаз" последовательно наращивало активы, стабилизировало финансовое положение газовой отрасли и увеличивало уровень газификации страны.

За это время были построены и введены в эксплуатацию более 10 тыс. км магистральных газопроводов. На сегодняшний день национальная компания КТГ управляет более чем 20 тыс. км магистральных газопроводов и 56 тыс. км газораспределительных сетей. По состоянию на 2021 год, 12 из 14 регионов Казахстана уже газифицированы!

Сегодня АО "КазТрансГаз" обеспечивает "голубым топливом" более половины населения страны, доля газификации почти достигла 55%, доступ к газу есть у 10,2 млн человек. К 2025 году этот показатель должен вырасти до 60%, или 11,7 млн человек.

Построенные газовые магистрали "Казахстан-Китай" и "Бейнеу-Бозой-Шымкент" уже считаются национальным достоянием страны. И самое главное – Казахстан полностью перешел на отечественный газ, добываемый в западных областях страны.

За годы независимости удалось решить вопрос, который не удавалось решить никогда доселе в истории Казахстана – речь идет о газификации столицы страны и центрального и северного регионов Казахстана.

Для газификации Восточно-Казахстанской области рассматривается возможность поставки российского газа из Барнаула. Создана совместная рабочая группа с участием экспертов от министерств энергетики Казахстана и России, специалистов АО НК "КазТрансГаз" и ПАО "Газпром". Сейчас они ведут изучение и анализ технико-экономических и финансовых аспектов строительства газотранспортной инфраструктуры. В октябре текущего года состоялась встреча министра энергетики РК Магзума МИРЗАГАЛИЕВА с председателем правления "Газпрома" Алексеем МИЛЛЕРОМ, на которой была достигнута договоренность об активизации работ по проекту.

Газ: со вторых ролей на приоритетное место

Читайте также
Каспий снова начнут бурить

Вплоть до последнего времени, вопросы добычи газа в Казахстане стояли на втором месте, после нефти. В основном, газ в Казахстане попутный, собственно газовых разработанных месторождений немного. Стоимость газа в Казахстане регулируется государством, и недропользователям экономически невыгодно было доводить его до товарной кондиции и продавать, проще было закачивать в пласт или сжигать на факелах.

Но сейчас ситуация кардинально изменилась, "голубое топливо" вышло на первые позиции ввиду его экологичности. К тому же Казахстан законодательно ввёл запрет на сжигание газа в факелах. Сегодня, по поручению президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА, началась активная работа по повышению инвестиционной привлекательности газовой отрасли. Это должно повысить доходность и привлечь новые инвестиции в газовые проекты, таким образом, увеличить ресурсную базу для предотвращения возможного дефицита газа в связи с ростом потребления.

В стране есть месторождения, которые в случае начала их разработки могут давать дополнительно 6-8 млрд кубометров газа в год. Для этого планируется передача НК "КазТрансГазу" месторождений с высоким потенциалом добычи газа, которые не попали в разработку из-за низкого приоритета или отсутствия финансирования у недропользователей, ориентированных на нефть. Например, нефтегазоконденсатное месторождение Урихтау в Актюбинской области.

Читайте также
"КазТрансГаз" наращивает мускулы

Проводятся геологоразведка в малоизученном Шу-Сарысуйском бассейне, в Аральском осадочном бассейне. Нацкомпания также намерена активизировать работы на Каспийском шельфе. На октябрьской встрече министра энергетики Казахстана Магзума Мирзагалиева и председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера в числе актуальных вопросов рассматривался вопрос возобновления переговоров по освоению месторождений Хвалынское и Имашевское и переработки газа. Соглашение о принципах совместного освоения Хвалынского месторождения на Каспии было подписано между компаниями "КазМунайГаз" и "ЛУКОЙЛ" еще в апреле 2003 года. В 2005-м было создано совместное предприятие, однако освоение месторождения до сих пор не началось. В 2013 году было подписано межправительственное соглашение о разработке участка Имашевского месторождения в пограничной зоне между Атырауской областью Казахстана и Астраханской областью России. Превращение "КазТрансГаза" в самостоятельную национальную газовую компанию даст новый импульс реализации этих проектов.

Отрасли нужны деньги

Минэнергетики Казахстана прогнозирует, что доля газа в энергобалансе страны будет расти быстрыми темпами, и собственных газохимических проектов НК "КазТрансГаз" пока не имеет, но участвует в таких проектах в части обеспечения товарным газом. К примеру, проект по производству карбамида в Жамбылской области, реализуемый ТОО "Объединенная химическая компания" совместно с китайской компанией "Хуаджин". На сегодняшний день проект находится на стадии перехода к базовому проектированию и созданию СП между участниками проекта.

Казахстанский газ имеет устойчивый рынок сбыта в мире – по итогам 2020 года на экспорт было отправлено 38% всего произведенного объёма. Между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой в 2017 году был подписан исторический договор о поставке казахстанского газа. Заключение контракта с китайской стороной открыло новую веху в развитии отечественной газовой отрасли. Сегодня, благодаря реализации тщательно выверенной инвестиционной программы, АО НК "КазТрансГаз" может диверсифицировать экспортные маршруты в любом направлении.

Читайте также
"Ломать" нефтяные аукционы больше не получится

Стоит отметить, что нацоператор реализует газ для отечественных потребителей ниже себестоимости, неся при этом колоссальные убытки. Однако с экономической точки зрения такая ситуация несет в себе огромные риски. Сегодня национальный газовый оператор полностью выполняет возложенную на него миссию. Но нужно думать и о завтрашнем дне. Речь идет, в первую очередь, о крайней изношенности инфраструктуры, доставшейся Казахстану в наследство от единой советской газотранспортной системы. Некоторое оборудование, на котором сейчас работает АО НК "КазТрансГаз", произведено еще в 60-х годах прошлого века. Оно настолько устарело, что попросту не существует заводов, которые изготавливали бы для него для него запасные части. Это большая проблема для компании в части поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии.

Кроме этого, не хватает мощностей магистральных газопроводов для продолжения газификации регионов, развития экспорта газа и обеспечения газом новых потребителей, включая перевод на газ ТЭЦ в Алматы. Первоочередной задачей является расширение основной газотранспортной артерии страны – газопровода "Бейнеу-Шымкент", к которому подключен МГ "Сарыарка" и распределительные сети южных регионов страны. А модернизация старых и расширение мощности новых сетей требуют колоссальных финансовых ресурсов, которых при сегодняшней рентабельности, вернее, её отсутствии, внутренних поставок, найти не так-то просто.

А ведь еще нужно финансировать запланированные работы по увеличению ресурсной базы, строительству газоперерабатывающих заводов на Кашагане и увеличению собственной добычи газа за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений. По поручению президента РК Касым-Жомарта Токаева, АО НК "КазТрансГаз" участвует в проекте полномасштабного освоения месторождения Кашаган в части утилизации высокосернистого неочищенного сырого газа и последующего получения товарного газа. По поручению правительства, компания реализует проект УКПГ "Кашаган" на территории Атырауской области, рядом с существующим заводом "Болашак", принадлежащим NCOC. Сырой газ будет поступать на переработку с Кашагана в объеме 1 млрд кубометров в год. Проект перешел в стадию реализации, ожидается завершение строительства установки к концу 2023 года.

Кроме того, существуют 2-й и 3-й этапы данного проекта, в ходе которых предполагается переработать дополнительные объёмы сырого газа в 2 млрд кубометров и 6 млрд кубометров в 2026-м и 2030-м годах соответственно, тем самым пополнив ресурс товарного газа для поставки на внутренний рынок и на экспорт.

"Зелёные перспективы" Казахстана

Газовая отрасль играет важную роль в условиях перехода к "зелёной экономике". На сегодняшний день в Казахстане активно ведутся работы по переводу промышленных потребителей на газ. Это жизненно необходимо крупным производителям, экспортирующим свою продукцию за рубеж, в том числе на рынки Евросоюза, где планируется введение так называемого "углеродного налога" на "грязную продукцию".

Второй важной задачей является перевод транспортного сектора на потребление газа в качестве моторного топлива. В условиях мобильной экономики любой стране важно иметь скоростные и дешевые способы доставки грузов. Поэтому Казахстан, Китай и Россия совместно развивают транспортную инфраструктуру "Нового шёлкового пути". 21 мая 2021 года в поселке Жибек Жолы Акмолинской области была открыта первая в Казахстане криогенная автомобильная заправка (КриоАЗС) для транзитной техники. Она запущена компанией "Газпром СПГ технологии" – специализированной компанией для реализации проектов ПАО "Газпром" по развитию инфраструктуры сжиженного природного газа. АЗС обеспечивается топливом с российских заводов.

КТГ, согласно поручению правительства, участвует в реализации программы строительства новых 85 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) с использованием метана в качестве топлива. Главное преимущество такого топлива – экологичность, а также низкая стоимость по сравнению с другими видами горючего.

Новая страница

Недавно "КазТрансГаз" открыл новую страницу в своей истории – 9 ноября КТГ стал самостоятельной портфельной компанией АО "ФНБ "Самрук-Қазына". А 30 ноября постановлением правительства АО "КазТрансГаз" присвоен статус Национальной компании.

"Мы приняли решение трансформировать "КазТрансГаз" по аналогии с "Газпромом". Компания станет полноценной вертикально интегрированной национальной газовой компанией", – заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на XVII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедшем 30 сентября 2021 года в Кокшетау.

Глобальный энергопереход в последние годы резко поднял ценность природного газа, как экологически чистого вида топлива и как сырья для газохимии. В этой ситуации выделение "КазТрансГаза" в самостоятельную газовую компанию и наделение ее дополнительными функциями – как никогда своевременное решение. Есть надежда, что с реформой ценообразования в газовой отрасли станет выгодной разведка и разработка газовых месторождений, коих немало в Казахстане. Очень рассчитываю и на новые открытия в перспективных осадочных бассейнах, на том же Арале.

Читайте также
Будущую каспийскую нефть освободили от пошлин

За 30 лет независимости газовая отрасль прошла огромный путь – построив новые газопроводы, сегодня Казахстан с выгодой для себя использует свое транзитное положение в глобальных экспортных газовых потоках. Кардинальным образом изменились показатели газификации страны, решена историческая задача газификации столицы. Сейчас национальная компания, на мой взгляд, стоит на пороге нового большого рывка, и мы все станем его свидетелями.

Также стало известно, что НК "КазТрансГаз" предоставлено преимущественное право по разведке и добыче на газовых и газоконденсатных месторождениях. Как известно, без целенаправленной геологоразведки и разработки новых месторождений ресурсную базу невозможно нарастить. Без серьёзного подхода к будущему газовой отрасли, грядущий дефицит товарного газа может обернуться для страны катастрофическими последствиями. При этом надо учитывать еще один немаловажный нюанс - процесс разведки и добычи газа очень капиталоёмкий, и на него требуется как минимум 2-3 года.

Национальной компании КТГ предстоит большая и кропотливая работа, успех которой станет основой для обеспечения энергетической независимости страны по газу. 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Если рейтинг новостей запредельно высок, то это означает только одно - дно тупости уже достигнуто.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Правительство планирует приватизировать Атырауский и Павлодарский НПЗ
Несмотря на дорогостоящую модернизацию, за три года на этих заводах произошло 115 внеплановых остановок
США в первой половине XIX века – всё, как у нас
Кризис может ускорить процесс либерализации экономики. А может и не ускорить
Почему и как "Исламское государство" наносит удары по государству Российскому и является общей угрозой для всех
Пока США, Европа, Россия и Китай спорят друг с другом и готовятся к войне, против них войну уже ведет организация "Исламское государство"
Бешбармак: когда он появился и почему некоторые считают его "русской выдумкой"
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Била ли 100-килограмового Бишимбаева 45-килограмовая Нукенова
Вопросы адвокатов подсудимого Бишимбаева потерпевшему коробят
В Казахстане ликвидируют посредников на рынке электроэнергии
Кого из них лишат лицензии с 1 апреля и в чьи карманы уйдёт прибыль в 150 млрд
Миллионы потратят на стрижку травы в "резиденции президента" в ВКО
Уже два акима региона подряд отказали общественникам в передаче Левобережного профилактория в Усть-Каменогорске под нужды особо нуждающихся категорий населения
В Актобе объявили режим ЧС
Аким Актобе обратился к актюбинцам, которых власти до этого успокаивали и обещали, что ничего страшного не будет
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.