Одним из итогов трёх десятилетий независимости Казахстана стало создание практически "с нуля" инновационной, экономически эффективной газовой отрасли страны
Созданное в феврале 2000 года АО "КазТрансГаз" последовательно наращивало активы, стабилизировало финансовое положение газовой отрасли и увеличивало уровень газификации страны.
За это время были построены и введены в эксплуатацию более 10 тыс. км магистральных газопроводов. На сегодняшний день национальная компания КТГ управляет более чем 20 тыс. км магистральных газопроводов и 56 тыс. км газораспределительных сетей. По состоянию на 2021 год, 12 из 14 регионов Казахстана уже газифицированы!
Сегодня АО "КазТрансГаз" обеспечивает "голубым топливом" более половины населения страны, доля газификации почти достигла 55%, доступ к газу есть у 10,2 млн человек. К 2025 году этот показатель должен вырасти до 60%, или 11,7 млн человек.
Построенные газовые магистрали "Казахстан-Китай" и "Бейнеу-Бозой-Шымкент" уже считаются национальным достоянием страны. И самое главное – Казахстан полностью перешел на отечественный газ, добываемый в западных областях страны.
За годы независимости удалось решить вопрос, который не удавалось решить никогда доселе в истории Казахстана – речь идет о газификации столицы страны и центрального и северного регионов Казахстана.
Для газификации Восточно-Казахстанской области рассматривается возможность поставки российского газа из Барнаула. Создана совместная рабочая группа с участием экспертов от министерств энергетики Казахстана и России, специалистов АО НК "КазТрансГаз" и ПАО "Газпром". Сейчас они ведут изучение и анализ технико-экономических и финансовых аспектов строительства газотранспортной инфраструктуры. В октябре текущего года состоялась встреча министра энергетики РК Магзума МИРЗАГАЛИЕВА с председателем правления "Газпрома" Алексеем МИЛЛЕРОМ, на которой была достигнута договоренность об активизации работ по проекту.
Газ: со вторых ролей на приоритетное место
Вплоть до последнего времени, вопросы добычи газа в Казахстане стояли на втором месте, после нефти. В основном, газ в Казахстане попутный, собственно газовых разработанных месторождений немного. Стоимость газа в Казахстане регулируется государством, и недропользователям экономически невыгодно было доводить его до товарной кондиции и продавать, проще было закачивать в пласт или сжигать на факелах.
Но сейчас ситуация кардинально изменилась, "голубое топливо" вышло на первые позиции ввиду его экологичности. К тому же Казахстан законодательно ввёл запрет на сжигание газа в факелах. Сегодня, по поручению президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА, началась активная работа по повышению инвестиционной привлекательности газовой отрасли. Это должно повысить доходность и привлечь новые инвестиции в газовые проекты, таким образом, увеличить ресурсную базу для предотвращения возможного дефицита газа в связи с ростом потребления.
В стране есть месторождения, которые в случае начала их разработки могут давать дополнительно 6-8 млрд кубометров газа в год. Для этого планируется передача НК "КазТрансГазу" месторождений с высоким потенциалом добычи газа, которые не попали в разработку из-за низкого приоритета или отсутствия финансирования у недропользователей, ориентированных на нефть. Например, нефтегазоконденсатное месторождение Урихтау в Актюбинской области.
Проводятся геологоразведка в малоизученном Шу-Сарысуйском бассейне, в Аральском осадочном бассейне. Нацкомпания также намерена активизировать работы на Каспийском шельфе. На октябрьской встрече министра энергетики Казахстана Магзума Мирзагалиева и председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера в числе актуальных вопросов рассматривался вопрос возобновления переговоров по освоению месторождений Хвалынское и Имашевское и переработки газа. Соглашение о принципах совместного освоения Хвалынского месторождения на Каспии было подписано между компаниями "КазМунайГаз" и "ЛУКОЙЛ" еще в апреле 2003 года. В 2005-м было создано совместное предприятие, однако освоение месторождения до сих пор не началось. В 2013 году было подписано межправительственное соглашение о разработке участка Имашевского месторождения в пограничной зоне между Атырауской областью Казахстана и Астраханской областью России. Превращение "КазТрансГаза" в самостоятельную национальную газовую компанию даст новый импульс реализации этих проектов.
Отрасли нужны деньги
Минэнергетики Казахстана прогнозирует, что доля газа в энергобалансе страны будет расти быстрыми темпами, и собственных газохимических проектов НК "КазТрансГаз" пока не имеет, но участвует в таких проектах в части обеспечения товарным газом. К примеру, проект по производству карбамида в Жамбылской области, реализуемый ТОО "Объединенная химическая компания" совместно с китайской компанией "Хуаджин". На сегодняшний день проект находится на стадии перехода к базовому проектированию и созданию СП между участниками проекта.
Казахстанский газ имеет устойчивый рынок сбыта в мире – по итогам 2020 года на экспорт было отправлено 38% всего произведенного объёма. Между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой в 2017 году был подписан исторический договор о поставке казахстанского газа. Заключение контракта с китайской стороной открыло новую веху в развитии отечественной газовой отрасли. Сегодня, благодаря реализации тщательно выверенной инвестиционной программы, АО НК "КазТрансГаз" может диверсифицировать экспортные маршруты в любом направлении.
Стоит отметить, что нацоператор реализует газ для отечественных потребителей ниже себестоимости, неся при этом колоссальные убытки. Однако с экономической точки зрения такая ситуация несет в себе огромные риски. Сегодня национальный газовый оператор полностью выполняет возложенную на него миссию. Но нужно думать и о завтрашнем дне. Речь идет, в первую очередь, о крайней изношенности инфраструктуры, доставшейся Казахстану в наследство от единой советской газотранспортной системы. Некоторое оборудование, на котором сейчас работает АО НК "КазТрансГаз", произведено еще в 60-х годах прошлого века. Оно настолько устарело, что попросту не существует заводов, которые изготавливали бы для него для него запасные части. Это большая проблема для компании в части поддержания инфраструктуры в рабочем состоянии.
Кроме этого, не хватает мощностей магистральных газопроводов для продолжения газификации регионов, развития экспорта газа и обеспечения газом новых потребителей, включая перевод на газ ТЭЦ в Алматы. Первоочередной задачей является расширение основной газотранспортной артерии страны – газопровода "Бейнеу-Шымкент", к которому подключен МГ "Сарыарка" и распределительные сети южных регионов страны. А модернизация старых и расширение мощности новых сетей требуют колоссальных финансовых ресурсов, которых при сегодняшней рентабельности, вернее, её отсутствии, внутренних поставок, найти не так-то просто.
А ведь еще нужно финансировать запланированные работы по увеличению ресурсной базы, строительству газоперерабатывающих заводов на Кашагане и увеличению собственной добычи газа за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений. По поручению президента РК Касым-Жомарта Токаева, АО НК "КазТрансГаз" участвует в проекте полномасштабного освоения месторождения Кашаган в части утилизации высокосернистого неочищенного сырого газа и последующего получения товарного газа. По поручению правительства, компания реализует проект УКПГ "Кашаган" на территории Атырауской области, рядом с существующим заводом "Болашак", принадлежащим NCOC. Сырой газ будет поступать на переработку с Кашагана в объеме 1 млрд кубометров в год. Проект перешел в стадию реализации, ожидается завершение строительства установки к концу 2023 года.
Кроме того, существуют 2-й и 3-й этапы данного проекта, в ходе которых предполагается переработать дополнительные объёмы сырого газа в 2 млрд кубометров и 6 млрд кубометров в 2026-м и 2030-м годах соответственно, тем самым пополнив ресурс товарного газа для поставки на внутренний рынок и на экспорт.
"Зелёные перспективы" Казахстана
Газовая отрасль играет важную роль в условиях перехода к "зелёной экономике". На сегодняшний день в Казахстане активно ведутся работы по переводу промышленных потребителей на газ. Это жизненно необходимо крупным производителям, экспортирующим свою продукцию за рубеж, в том числе на рынки Евросоюза, где планируется введение так называемого "углеродного налога" на "грязную продукцию".
Второй важной задачей является перевод транспортного сектора на потребление газа в качестве моторного топлива. В условиях мобильной экономики любой стране важно иметь скоростные и дешевые способы доставки грузов. Поэтому Казахстан, Китай и Россия совместно развивают транспортную инфраструктуру "Нового шёлкового пути". 21 мая 2021 года в поселке Жибек Жолы Акмолинской области была открыта первая в Казахстане криогенная автомобильная заправка (КриоАЗС) для транзитной техники. Она запущена компанией "Газпром СПГ технологии" – специализированной компанией для реализации проектов ПАО "Газпром" по развитию инфраструктуры сжиженного природного газа. АЗС обеспечивается топливом с российских заводов.
КТГ, согласно поручению правительства, участвует в реализации программы строительства новых 85 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) с использованием метана в качестве топлива. Главное преимущество такого топлива – экологичность, а также низкая стоимость по сравнению с другими видами горючего.
Новая страница
Недавно "КазТрансГаз" открыл новую страницу в своей истории – 9 ноября КТГ стал самостоятельной портфельной компанией АО "ФНБ "Самрук-Қазына". А 30 ноября постановлением правительства АО "КазТрансГаз" присвоен статус Национальной компании.
"Мы приняли решение трансформировать "КазТрансГаз" по аналогии с "Газпромом". Компания станет полноценной вертикально интегрированной национальной газовой компанией", – заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на XVII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедшем 30 сентября 2021 года в Кокшетау.
Глобальный энергопереход в последние годы резко поднял ценность природного газа, как экологически чистого вида топлива и как сырья для газохимии. В этой ситуации выделение "КазТрансГаза" в самостоятельную газовую компанию и наделение ее дополнительными функциями – как никогда своевременное решение. Есть надежда, что с реформой ценообразования в газовой отрасли станет выгодной разведка и разработка газовых месторождений, коих немало в Казахстане. Очень рассчитываю и на новые открытия в перспективных осадочных бассейнах, на том же Арале.
За 30 лет независимости газовая отрасль прошла огромный путь – построив новые газопроводы, сегодня Казахстан с выгодой для себя использует свое транзитное положение в глобальных экспортных газовых потоках. Кардинальным образом изменились показатели газификации страны, решена историческая задача газификации столицы. Сейчас национальная компания, на мой взгляд, стоит на пороге нового большого рывка, и мы все станем его свидетелями.
Также стало известно, что НК "КазТрансГаз" предоставлено преимущественное право по разведке и добыче на газовых и газоконденсатных месторождениях. Как известно, без целенаправленной геологоразведки и разработки новых месторождений ресурсную базу невозможно нарастить. Без серьёзного подхода к будущему газовой отрасли, грядущий дефицит товарного газа может обернуться для страны катастрофическими последствиями. При этом надо учитывать еще один немаловажный нюанс - процесс разведки и добычи газа очень капиталоёмкий, и на него требуется как минимум 2-3 года.
Национальной компании КТГ предстоит большая и кропотливая работа, успех которой станет основой для обеспечения энергетической независимости страны по газу.