Проблемы, с которыми столкнулся ЕС, в ближайшее время могут стать актуальными для ЕАЭС
ЕС vs ЕАЭС
У Евразийского экономического союза (ЕАЭС) есть целый ряд общих черт, как бы странно это ни звучало, с Европейским союзом (ЕС).
Первая объединяющая черта – это провозглашенный принцип свободы перемещения труда, капитала и товаров.
Вторая - ЕАЭС, как и ЕС, объединяет страны, существенно различающиеся в своей политической, социальной и экономической структуре. Поэтому в обоих случаях страны - участницы союзов напоминают рака, лебедя и щуку из известной басни КРЫЛОВА.
Третья – в обоих союзах есть доминирующие как экономически, так и политически, страны. В ЕС – это Германия, в ЕАЭС – это Россия.
И вообще, принципы, на которых формировался ЕС, использовались и при создании ЕАЭС.
Проблемы, с которыми столкнулся ЕС, еще не в полной мере проявили себя в ЕАЭС, но потенциал того, что и ЕАЭС столкнется с ними, причем в ближайшем будущем, вполне очевиден.
Соединенные Штаты Европы
20 сентября 1872 года Виктор ГЮГО обратился в письменной форме к участникам Международного конгресса мира в Лугано: «Мы добьемся создания великих Соединенных Штатов Европы, которые увенчают Старый Свет так же, как Соединенные Штаты Америки венчают Новый Свет. Мы добьемся того, что дух завоеваний преобразуется в дух открытий; мы добьемся того, что на смену свирепому братству императоров придет великодушное братство народов; мы добьемся родины без границ, бюджета без паразитизма, торговли без таможен, передвижения без преград, образования без дурмана, юности без казармы, храбрости без сражений, справедливости без эшафота, жизни без убийств, лесов без тигров, плуга без меча, слова без кляпа, совести без ярма, истины без догм, бога без священника, неба без ада, любви без ненависти. С цивилизации будут сорваны отвратительные путы; страшный перешеек, разделяющий два моря — Человечество и Счастье, будет перерезан. На мир польются потоки света. А что такое весь этот свет? Свобода. А что такое вся эта свобода? Мир».
Как видите, идея единой Европы, объединенной на республиканских принципах, появилась еще в XIX веке. И две мировые войны не смогли убить эту идею. Уже 9 мая 1950 года министр иностранных дел Франции Робер ШУМАН оглашает свою знаменитую декларацию: «Мир во всем мире может быть сохранен только в результате творческих усилий, соразмерных опасностям, которые ему угрожают. Организованная и жизнеспособная Европа может внести в цивилизацию свой вклад, необходимый для поддержания мирных взаимоотношений (…) Европа будет создана не сразу и не в готовом виде; она возникнет на основе реальных дел и фактической солидарности». Собственно говоря, с 9 мая 1950 года и начинается отсчет процесса европейской интеграции.
Фундаментальный смысл европейской интеграции – это создание общей федерации по образцу и подобию США. Но это означает частичный отказ каждой из стран - членов ЕС от собственного суверенитета. И это сегодня главная проблема, препятствующая развитию ЕС и угрожающая его существованию.
ЕАЭС также предполагает некую передачу суверенных прав государств-участниц в пользу наднациональных органов. ЕАЭС еще не зашел так далеко на этом пути, как ЕС. И то, как эта проблема будет решаться в ЕС, может послужить для нас полезным примером.
ЕС – угроза распада
Внешнее проявление фундаментальной проблемы ЕС – слабость его рабочих органов, проистекающая из-за размытости их прав и полномочий. Но усиление этих прав и полномочий требует реальной передачи национального суверенитета в пользу наднациональных органов. В 2004 году такая попытка была предпринята, когда странам-участницам ЕС предложили утвердить проект Европейской конституции. Как известно, затея эта закончилась фиаско, после того, как Нидерланды и Франция отвергли Европейскую конституцию на национальных референдумах
И сегодня органы управления ЕС, возникшие на основе Лиссабонского договора, заменившего Европейскую конституцию, демонстрируют низкий уровень своей дееспособности, особенно ярко проявившийся во время мирового экономического кризиса 2008-2009 годов, когда ЕС оказался неспособен оказать эффективную помощь наиболее пострадавшим от него странам Южной Европы, в «тучные» годы охотно финансировавших социальные программы за счет роста бюджетного дефицита, нарушая при этом Маастрихтское соглашение, ограничивающее бюджетный дефицит 3% от ВВП.
Структуры ЕС оказались неспособными противостоять нарушению единого бюджетного подхода. В итоге, за неосмотрительную бюджетную политику самых слабых стран ЕС приходится платить самым развитым – и это подрывает уровень доверия к ЕС среди народов, его населяющих.
В ЕАЭС о более глубокой интеграции, а значит, большей утрате национального суверенитета, пока серьезной дискуссии нет. Есть только информационные взбросы, проверяющие общественную реакцию. Не скажу за другие страны, но в Казахстане реакция в значительной мере негативная. Оно и понятно.
В первую очередь потому, что все опасаются, что в итоге будет не частичная, а полная утрата суверенитета, которым мы все-таки дорожим.
И вряд ли мы откажемся от собственной независимости, даже если за нее будет предложена компенсация в виде ускоренного экономического развития. Тем более, что вероятность такой компенсации при текущем положении дел крайне низка.
У нового президента Франции Эммануэля МАКРОНА есть свое видение того, как решить проблемы ЕС. О том, что он предлагает, мы поговорим в следующей заметке.
Иллюстрация: politnavigator.net.