Чем более открытой, доступной и понятной будет власть, тем меньше будут побочные эффекты от принимаемых решений
Экономические трудности, с которыми уже столкнулась страна и еще столкнется в будущем, определяются двумя факторами: карантинными мерами и низкими ценами на нефть.
Мы видим, что карантинные меры ведут к полной остановке значительного числа видов экономической деятельности в тех регионах, где введены самые строгие карантинные ограничения.
В таблице 1 приведен вклад городов Алматы и Нур-Султан в ВДС тех видов экономической деятельности, которые будут остановлены в этих городах полностью или почти полностью. Используются данные за 2018 год, более свежих данных, к сожалению, нет. И это данные в годовом исчислении, то есть их нельзя использовать непосредственно. Но они дают некоторое представление об ожидаемых потерях. Также надо помнить, что и остальные виды деятельности в этих двух городах тоже покажут снижение активности.
Из-за карантинных мер произойдет снижение экономической активности и в других регионах Казахстана, даже если они там и не такие строгие, как в двух столицах. К слову, к данным в таблице уже можно было бы приплюсовать и Караганду с прилегающими к ней городами.
Не будем оценивать адекватность принимаемых карантинных мер – не специалисты, нет достоверных данных для анализа. Просто примем как факт, что по-другому нельзя. Но совершенно очевидно, что чем дольше будут продолжаться ограничения, связанные с карантином, и чем в большем количестве регионов они будут введены, тем сильнее будет негативный эффект для экономики, напоминающий принцип домино. И если ничего не предпринимать, то экономику ждет коллапс, превышающий по своим масштабам тот, что страна пережила в девяностые.
Ухудшения накапливаются постепенно и неравномерно, поэтому определить "точку невозврата", после которой развал экономики будет невозможно остановить, не представляется возможным. Поэтому прямо сейчас необходимо разработать и принять пакет мер, которые пусть и не остановят, но сильно замедлят процессы экономических ухудшений, позволяющий сохранить экономику до того момента, когда опасности, связанные с коронавирусом, уйдут.
Не имея перед глазами полной картины, трудно предложить свою версию детального плана мероприятий, но три самых первоочередных меры лежат на поверхности.
Первая – максимальное тестирование населения. Это позволит постепенно смягчить карантинные ограничения, запускать предприятия, попавшие из-за них в простой. Написать легко – исполнить сложно. Во-первых, дефицитов тестов испытывается во всем мире. Во-вторых, процесс тестирования 18 миллионов человек будет сильно растянут во времени. Соответственно, надо искать оптимальные решения в условиях наложенных ограничений. Должна быть разработана очередность по тестированию с точки зрения экономической необходимости. Республиканский центр распределяет дефицитные тесты по регионам, регионы по районам, а уже районы определяют конкретную очередность. При этом все решения должны приниматься максимально открыто, их исполнение должно быть максимально прозрачно и толково разъяснено.
Если удастся наладить собственное массовое производство таких тестов – это будет совсем замечательно, но проблемы оптимизации тестирования это не решит.
Второе – государство должно максимально взять на себя расходы частного сектора на период карантина и последующие минимум три месяца после него. Сейчас все накапливают долги. Их тяжесть может оказаться столь велика, что в ходе карантина и после него может наступить коллапс взаимных неплатежей, расшивка которого обернется, в конечном итоге, дороже для нас всех. Отчасти решения в этом направлении принимаются: объявлено о налоговых каникулах для МСБ, об отсрочках по погашению займов, по освобождению от арендных платежей снова МСБ, взымаемым государственным и квазигосударственным секторами. Но надо смотреть правде в глаза – этого недостаточно, потому что они распространяются только на некоторые виды деятельности, и потому что они не покрывают значительную часть расходов, на покрытие которых у бизнеса нет средств.
Для того, чтобы примерно представить, что должно сделать государство в сложившихся обстоятельствах, для наглядности используем данные из бюллетеня "Деятельность малых предприятий в Республике Казахстан" за 4-й квартал 2019 года.
В первую очередь, необходимо провести градацию предприятий не по видам их деятельности, а по их активности: полностью работающие, частично работающие, полностью простаивающие.
По материальным затратам всем категориям предприятий предоставить кредиты через государственные институты развития (НУХ "Байтерек") по нулевой ставке за уже полученные товары (сырье, материалы, энергия, топливо и т.д.), чтобы они могли рассчитаться со своими поставщиками. То есть речь идет о целевых кредитах. Это позволит значительно смягчить грядущую проблему взаимных неплатежей.
Амортизация в компенсациях не нуждается – это неденежная форма затрат.
Фонд оплаты работников и денежные пособия государство должно взять на себя в обратной пропорции уровню активности предприятия. Если предприятие простаивает полностью – значит, и расходы берутся полностью, если частично – значит, частично, если полностью работает – значит, в этой части в государственной поддержке не нуждается.
Начисление и уплата налогов должны проводиться также в обратной пропорции активности предприятия.
Суточные во время служебных командировок отпадают как-то сами собой. Карантин их сведет к минимуму.
Вознаграждения по банковскому займу - снова государство должно взять на себя в обратной пропорции уровню активности предприятия. Если же речь пойдет о понижение банковских ставок, то государство должно фондировать банки второго уровня чуть ли не по нулевым ставкам и на длительный срок. Требования по достаточности капитала к банкам должны быть ослаблены, но здесь уже соответствующие меры принимаются.
По другим видам затрат - так как нет их расшифровки, что-то конкретное предложить сложно. Но речь должна идти о кредитах по нулевой ставке и взятии части расходов государством на себя.
Все эти меры поддержки снова должны реализовываться на уровне районов, максимально открыто. Ошибок и обиженных будет много. Уменьшить их количество и оперативно их устранять будет возможно, если будут максимально задействованы районные акиматы при участии представителей общественности.
Третье – материальная помощь населению. Если предположить, что предложения по оплате труда из предыдущего раздела будут приняты, то остаются самозанятые, пенсионеры, безработные и граждане, получающие адресную социальную помощь. В значительной мере решения по этой проблеме уже приняты. Остается пожелать поднять планку, с которой начинается АСП и увеличить размер выплат в уже принятых решениях.
Предлагаемые меры тяжелым бременем лягут на бюджет, приведут к разгону инфляции. К сожалению, совсем без потерь из сложившейся ситуации не выйти. Важным фактором, хотя бы отчасти компенсирующим негативные эффекты, являются вербальные интервенции со стороны лиц, принимающих решения. В них должна быть представлена объективная картина происходящего, даны разъяснения принимаемых мер. К сожалению, пока с качеством таких вербальных интервенций не очень. Справедливости ради, надо заметить, что лучше всего это получается у главы государства. В своем последнем заявлении от 31 марта президент страны объявил о существенном расширении мер поддержки населения и бизнеса, которые в определенной степени покрывают изложенные здесь предложения.
Исторический опыт говорит, что доверие населения к власти является важнейшим фактором, сдерживающим инфляцию. Чем более открытой, доступной и понятной будет власть, тем меньше будут побочные эффекты от принимаемых решений.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Асем Миржекеева.