Кто и почему сорвал приезд российского писателя Дмитрия Быкова в Алматы
На снимке: Олжас Бибанов. Фото с его страницы в Facebook.
Читайте предыдущую статью Ермека ТУРСУНОВА «Эпоха посредственности»
* Доходный бизнес – родину любить
* Кто стоит за всемирным антиказахским заговором
* В 30-е годы цены не было таким людям
* Ну, навалил и живи с этим. Нет, надо на людях
* Каждый буратино мечтает стать карабасом-барабасом
* Многие достигли совершенства в ничтожестве своём
* Лизнуть руку за смертельную инъекцию
* Приезжайте, Дмитрий Львович
На снимке: Дмитрий Быков. Фото: joinfo.ua.
Как уже сообщал в пятницу, 9 сентября, Ratel.kz, Дмитрий БЫКОВ отменил свою лекцию о повести Михаила БУЛГАКОВА «Собачье сердце» в Алматы, намеченную на 15 сентября и организованную Lectoriy.kz. На этот шаг российский писатель пошел в результате истерии, поднятой в казахстанском сегменте соцсетей после провокационного поста Олжаса БИБАНОВА. Этот инцидент комментирует кинорежиссер и писатель Ермек ТУРСУНОВ.
Доходный бизнес – родину любить
«Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел».
(Из школьного сочинения)
Как это обычно делается…
Лежит, допустим, человек у себя на диване, смотрит в потолок и думает: чего бы такое затеять эдакое? Так, чтобы все разом клюнули! Чтобы сразу бабахнуло!
Ну, какие есть темы, которые пахнут жареным? Первым делом, конечно, честь и достоинство, защита национальных интересов. Классная тема. Беспроигрышная.
Что еще? Ну, языковой вопрос. Тоже хорошо. Переводить - не переводить: балкон – қылтима, фонтан – шаптырма, бегемот - су сиыр, пианино – күйсандық. Алфавит там, латиница-кириллица...
Что еще?
Ну, патриотизм нынче хорошо идет. Вон их сколько развелось – профессиональных патриотов. Тоже доходный бизнес – родину любить. Каждый день наблюдаешь турнир, где они соревнуются в номинации – «Кто громче всех родину любит».
Я лично отношусь ко всем этим публичным извращениям, как к характерным приметам времени. Как к грустному юмору. Как к приколам в школьных сочинениях. Там и мышление на уровне младших классов: тот же ложный пафос, та же глубина мыслей, ну, и дискуссии, соответственно.
Кто стоит за всемирным антиказахским заговором
«Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором. Hа полу лежал и еле дышал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания».
(Из школьного сочинения)
Всемирный антиказахский заговор существует. Я в этом уверен. Правда, стоят за ним чаще всего сами казахи. Время от времени они хватаются за топор и начинают яростно им размахивать «в защиту национальных интересов». В этом я убедился на собственном опыте.
…Когда вышел фильм «Келин» (лауреат Национальной премии «Фильм года», Гран-при кинофестиваля в Нью-Йорке, Гран-при кинофестиваля в Монако, шорт-лист «Оскара» и т.д., режиссер-постановщик Ермек ТУРСУНОВ. – Ред.), в Генпрокуратуру страны, в КНБ, в Минкульт и другие серьезные заведения полетели депутатские запросы.
На снимке: кадр из фильма «Келин».
В них господа депутаты во главе с господином Бекболатом ТЛЕУХАНОМ (тоже, кстати, большим любителем помахать топором патриота) уличали автора в том, что он своим фильмом искажает историю казахов, трактует ее в непотребном ключе, выставляет их дикими, невоспитанными, не уважающими традиции предков и т.д.
Видимо, все остальные проблемы в стране на тот момент были уже решены, и депутаты озаботились нравственным воспитанием молодежи. Поэтому и обратились во все компетентные органы с требованиями «уничтожить копии», «применить установленные законом меры», «выслать из страны (режиссера. – Ред.)», «отозвать картину от участия в «Оскаре» и т.д.
Надо сказать – они многого добились. Письмо в Оскаровский комитет поступило. Там удивились, поскольку это был единственный случай в истории Американской киноакадемии, когда страна решила отозвать собственную картину…
При этом ни в одной из этих гневных петиций не указывалось, что речь в фильме идет о втором веке нашей эры, когда казахи как отдельный этнос еще не сложились, что фильм снят в жанре притчи, то есть, по сути, это – сказка, а искать в сказке исторические факты нелепо, что автор пытается художественными средствами осмыслить…
Короче.
Не знаю, достался бы мне в тот год «Оскар» или нет, но письмишко думаю, свою роль все же сыграло. «Да ну их, казахов, - подумали, наверно, американцы, - странные какие-то. Тут бы радоваться, а они…»
Словом…
В 30-е годы цены не было таким людям
На снимке: Олжас Бибанов. Фото со страницы в Facebook.
«Не успела колхозница сойти с трибуны, как на неё взобрался председатель колхоза».
(Из школьного сочинения)
Не успел я, колхозник, сойти с трапа самолета после всех своих поездок по европам и америкам, как меня пригласили в «контору» на «профилактическую беседу». Беседа прошла, как и положено, «в дружеских тонах».
Я на «конторских» не в обиде. Они свою работу делают. И они всё понимают, но, раз «поступил сигнал», обязаны отреагировать.
Видите ли, человеческая глупость имеет свои безграничные пределы. Это я к тому, что спровоцировать волну недовольства несложно. Люди и без того сейчас злые, дай только повод. Зато – какой выхлоп!
Теперь об Олжасе БИБАНОВЕ (глава пресс-службы мобильного оператора ТЕLE2; автор имевшего огромный резонанс поста в Facebook, призывавший сорвать лекцию Дмитрия Быкова в Алматы за якобы «антиказахские» высказывания отнюдь не положительного героя его повести «Квартал», изданной три года назад. – Ред.) знают не только у нас в стране, но и в самой России! Ну а как же, самого Быкова «срезал»!
Что я могу в этой связи сказать? В тридцатые годы цены бы не было таким людям…
Я не являюсь страстным поклонником Быкова. Более того, у меня есть возражения против отдельных его высказываний. Но то, что устроили вокруг его приезда в Алма-Ату с лекцией о «Собачьем сердце» Михаила БУЛГАКОВА, превратилось в постыдный фарс. Потому что…
Ну, навалил и живи с этим. Нет, надо на людях
«Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал».
(Из школьного сочинения)
Казалось бы…
Ну, навалил и живи с этим. Нет, надо на людях. Чтоб видели и дышали этим все. И надо же – сработало. Все кинулись и давай ворошить. И зафонило по всей стране. И у каждого нашелся повод вставить свои пять копеек. Каждому нашлось, что сказать...
А в чем, собственно, дело-то? Из-за чего сыр-бор?
Каждый буратино мечтает стать карабасом-барабасом
«По дороге шел Челкаш. Из его разорванных штанин было видно его пролетарское происхождение».
(Из школьного сочинения)
А нет повода. Просто запустили мульку.
Это как подойти ночью к пруду и бросить в воду камень. И все лягушки разом всполошились...
Как я понял, сторонники Бибанова собирались закидать писателя тухлыми яйцами за то, что его выдуманный персонаж неласково отозвался о казахах. Как я понимаю, они в срочном порядке занимались заготовкой этих самых яиц. А всю последнюю неделю разминались на камнях, которые они делали из своего же дерьма и изо всех сил кидались ими. Вся Сеть в г…не.
Ну что ж. Это тоже не ново.
Я часто слышу, что некоторые наши патриоты говорят о готовности «умереть за Родину». Если их не попытаться образумить, завтра они станут «убивать за Отечество».
К сожалению, не все могут отличить национальную гордость от национальных комплексов, поскольку то и другое часто рядится в одни и те же одежды. И каждый буратино мечтает стать карабасом-барабасом. А на арене как раз перерыв. Мало ярких личностей, поэтому самое время выпустить скоморохов. Оттуда они завтра отправятся прямиком на эту самую площадь во главе колонн. И лозунги у них будут соответствующие: «За Родину!», «За чистоту крови!», «За национальное самосознание!»…
Многие достигли совершенства в ничтожестве своём
«Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь».
(Из школьного сочинения)
Невооруженным глазом видно, что патриотическая потенция в нашей стране накоплена в значительных размерах. Для ее демонстрации по поводу и без используются все средства. В этой связи я вспоминаю Сэмюэла ДЖОНСОНА, который как-то произнес: «Когда мясник говорит вам, что сердце его обливается за родину кровью, он знает, что говорит». С Джонсоном я согласен.
Но у ФРЕЙДА я нашел несколько другое, но тоже по теме:
«В глубине сердца я не могу не признать, что мои дорогие соплеменники, за небольшим исключением, ничтожества».
Заметьте, Фрейд здесь говорит – «о своих». Как и ЛЕРМОНТОВ «о своих» – «Прощай, немытая Россия, страна рабов…». Как и ПУШКИН. «О своих»: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног…». Как и ЧЕХОВ: «Вся Россия – страна каких-то жадных и ленивых людей… Психология у них – собачья: бьют их – они тихонько повизгивают и прячутся по своим конурам, ласкают – они ложатся на спину...».
А вот что писал «о своих» ДОСТОЕВСКИЙ: «Отчего у нас все лгут?.. Лгут из практической выгоды, то есть прямо с преступными целями…».
А посмотрите, что писал ЧААДАЕВ. Он как будто бы про нас сегодняшних писал:
«Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу, и всё, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили… ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь».
А вот СОЛЖЕНИЦЫН, которого у нас так не любят: «Евреев мы все ругаем, евреи нам бесперечь мешают, а оглянуться б добро: каких мы русских тем временем вырастили? Оглянешься – остолбенеешь».
Подытожу ЧЕРНЫШЕВСКИМ: «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы».
А сколько «всякого-разного» наговорил «о своих» АБАЙ! До сих пор никто его не переплюнул «в очернении своих»…
Но, видите ли, в чем главная закавыка! Почему вообще все эти великие умы столь безрадостно отзывались о своих соплеменниках? Отчего не возносили они «своих» в патриотическом угаре?
«Дос жылатып айтады, дұшпан күлдіріп айтады» («Друг тебе скажет горькую правду, а враг говорит сладкую ложь» - казахская пословица). Не желание унизить или как-то оскорбить «своих» двигало ими. Ими двигала – боль. Боль и досада. Великая любовь и жертвенность. Вот такой вот парадокс. Чтобы это понять, нужно уметь со-страдать. Со-чувствовать. Что многим, к сожалению, не дано. Легче зайти с другого конца, вырядиться в броские одежды и изобразить из себя радетеля.
Для иллюстрации посмотрите великолепную работу выпускника Высших режиссерских курсов Б. САДЫКОВА «Адонис ХIV». Там все сказано.
Что касается Фрейда, то у меня не хватило бы духу так хлестко выразиться «о своих». Я лишь скажу, что мои соплеменники – люди разные. Есть и совершенно достойные люди, и есть отдельные экземпляры. Как и везде, впрочем. Что делать? Человечество интересно своим многообразием. Если бы все вокруг были беленькими, то это было бы ненормально. А так – те же страсти-мордасти, та же конура и то же рабство.
Да и потом, вы ж понимаете, что иногда, «кроме высшего образования, нужно иметь хотя бы среднее соображение и как минимум начальное воспитание». А с этим у нас нынче проблемы. Впрочем, как и везде. И везде есть люди, которые читают книги только для того, чтобы отыскать в них ошибки. И есть люди, которые смотрят классические фильмы, чтобы найти в них ляпы…
Ну да бог с ними! Нехай живут в своем мирке, со своим микроскопом и разглядывают там микробы. И выводят их на чистую воду. Разоблачают. Остальные ведь смотрят на солнце…
И не надо пытаться им ничего объяснять. Они прекрасно соображают, но делают вид, что никак не могут понять. И будут цепляться к словам и трактовать их в выгодном им контексте. Им нужна тема, понимаете? Им нужен скандал. Нужна разборка. Рейтинг им нужен. Упоминаемость. Иначе – как им обратить на себя внимание? Вы поймите их тоже. У них миссия такая: людей будоражить. Между прочим, это тоже нужно уметь делать: разжигать костерчик на голом месте. Этому тоже нужно учиться. Говорят это – отдельная наука. И многие уже достигли совершенства в ничтожестве своем. Так что все эти дискуссии - всё равно что разговор слепого с глухонемым. И у этого спора заведомо нет конца.
Лизнуть руку за смертельную инъекцию
«Печорин похитил Бэлу в порыве чувств и хотел через ее любовь приблизиться к народу. Hо ему это не удалось. Hе удалось ему это и с Максим Максимычем».
(Из школьного сочинения)
Я понимаю, что теперь и на меня накинутся. Потому что я по горячке тоже вклинился в разговор. Но мне захотелось вступиться. И не только за Быкова, но и за правду. За разумное уложение вещей.
А что до меня, так я привыкший. Мои родные казахи….
Они говорят мне обидные слова – а я улыбаюсь. Они грозят мне высылкой из страны, проклятиями и скорой расправой – я улыбаюсь. Они хотят сделать мне побольней, а я улыбаюсь. Почему? Да потому что они еще слабые. А я хочу сделать их сильными. А для этого нужно терпение. И любовь. И преданность.
С чем это можно сравнить? Ну, например, как вам такое сравнение?
Ветеринар сказал, что мой пес не выживет. И единственное, что мы можем для него сделать, – облегчить ему уход. Я лишь попросил его, чтобы он разрешил мне самому усыпить моего пса. И, пока я непослушной рукой вводил ему смертельную инъекцию, пес в благодарности пытался лизнуть мне руку…
Так вот я – тот самый пес.
Приезжайте, Дмитрий Львович
«Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью».
(Из школьного сочинения)
Так что приезжайте, Дмитрий Львович. Не сейчас – так позже. Вы же знаете, бибановы есть везде: и в Москве вашей златоглавой, и в Киеве – матери городов русских, и в Одессе, и в Иерусалиме, и даже в Биробиджане. Что ж теперь - не ехать никуда? Неправильно это. Тут ведь не только бибановы живут. Более того, я уверен – тут их меньшинство. И если б вы не отреагировали на его грязный пасквиль, то, честное слово, через пару дней о бибанове никто бы и не вспомнил. Стоял бы он у входа в зал, со своими протухшими яйцами, и мало бы кто его заметил. Что вы, ей-богу?
Приезжайте. Будем рады вас видеть. Встретимся – поговорим.
Между прочим, как вам тема – «Булгаков: патриот или предатель?»
«Творчеству Гоголя была характерна тройственность. Одной ногой он стоял в прошлом, другой вступал в будущее, а между у него была жуткая действительность».
(Из школьного сочинения)