Казахстану пора подумать о себе и залить свою же страну копеечным бензином
Хочу сразу оговориться, я совсем не против электромобилей. Много лет назад в первой сотне счастливых обладателей только появившегося в Америке диковинного транспортного средства под названием Tesla Model S была и моя скромная персона. Я тогда по этому поводу даже написал восторженную заметку.
Но потом я немного поумнел. С тех пор всё больше склонен считать, что в Казахстане я бы приобрёл электромобиль (далее EV - Electric Vehicle) только в случае прямого приказа "партии и правительства", либо в результате жёсткого похмелья, следствием которого, как правило, является временная деградация здравого смысла.
Почему? Давайте разбираться.
1. Неэкологичная экология.
Прежде всего стоит сказать, что вопреки расхожему мнению EV - это история не совсем про экологию.
Простите за банальность, но электричество в розетке, от которой заряжается EV, появляется не от святого духа. Электричество производят электростанции. Чем больше будет EV, тем больше будет нагрузка на центральную энергосистему городов (привет изношенной энергетике КЗ). Чем больше нагрузка, тем больше будет нужно капиталовложений в строительство новых электростанций (привет социальным программам и прочим жизненно необходимым расходам госбюджета).
Вот вам пример.
В начале сентября 2022 власти Калифорнии приняли закон, согласно которому в штате к 2035 должны продаваться только электромобили. Но вот какая неожиданность случилась буквально через неделю после торжества "зеленого" лобби. Губернатор штата обратился к обладателям EV с просьбой как можно реже заряжать свои "электрички".
Из-за жаркой погоды энергосистема Калифорнии стала испытывать перенапряжение, поскольку жители чаще обычного включали кондиционеры. Волна веерных отключений и blackout(ов) накрыла штат. В итоге инженеры пришли к заключению, что сильно возросшее в Кали количество EV критически увеличивает нагрузку на изрядно подуставшую энергосистему штата, что и приводит в том числе к перманентным сбоям в её работе. Над губернатором штата за его непродуманные действия и явную нелогичность решений подсмеиваются до сих пор.
Таким образом, резюмируем: глобальный рост парка EV подразумевает необходимость глобальных затрат на ввод в эксплуатацию новых энергомощностей. А на чём, извиняюсь за вопрос, в массе своей работают (и будут работать как минимум до 2050 года, согласно прогнозам Международного энергетического агенства) электростанции? Нет, увы, не только на ветре и солнечной энергии, но и на классическом ископаемом топливе - природном газе и (о, ужас!) угле.
Вот вам пример.
Каждый второй в мире EV продаётся сегодня в Поднебесной. Это факт. И это замечательно. Но есть ещё один факт. Согласно отчету, опубликованному Global Energy Monitor и Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха в прошлом году Китай ввёл в эксплуатацию больше угольных электростанций, чем когда-либо за последние семь лет. Это эквивалентно примерно двум новым угольным электростанциям в неделю. В исследовании говорится, что в 2022 году страна в разы увеличила количество новых разрешений, выданных на использование угля по сравнению с 2021 годом.
То есть растущее на дорогах Китая количество EV не только никак не помогает экологии, но и косвенно (а, возможно, и напрямую) способствует циклопическому росту угольной энергогенерации, на минуточку, самой грязной из используемых на сегодня человечеством.
Кстати, в Китае на сегодня из 310 миллионов автомобилей всего 10 миллионов это EV (чуть более 3%). А теперь представьте, если на электричество перейдут дополнительно 300 миллионов транспортных средств. Дым из труб угольных электростанций закроет всё небо Поднебесной?
Но ведь и это далеко не всё.
Вот вам пример.
Электромобилю надо в шесть раз больше металлов, чем бензиновому автомобилю. Основная их часть приходится на литийионный аккумулятор. Так, в среднем батарея Tesla емкостью 60 кВт/ч обеспечивает запас хода 330 км, а весит 385 кг. Такую массу дают следующие "ингредиенты": графит, алюминий, сталь, марганец, никель, литий, кобальт.
Я не буду сейчас пугать вас подробностями последствий для окружающей среды, которые несёт в себе масштабная добыча этих металлов. Желающие могут погуглить. Заодно прочтите и про системное использование детского труда в Конго - основном поставщике на мировой рынок кобальта. Ну а про проблемы с утилизацией токсичных химических веществ отработанных аккумуляторов EV и говорить не приходится.
Такая вот экология, прости господи...
Поехали дальше.
2. Электрошокер для нефтянки.
Полагаю, самое время задаться вопросом: если EV не обладает свойствами для радикального улучшения окружающей среды, то зачем же тогда правительства многих стран так рьяно продвигают идею массового перехода на электрический транспорт?
Признаться, я понятия не имею зачем нефтедобывающие страны играют в эту игру. Вместе с тем я прекрасно понимаю очень прагматичный план развитых государств, желающих радикально переформатировать мировой энергетический рынок, меняя тем самым и традиционные геоэкономические расклады.
Всё дело в том, что электромобиль - это, если хотите, серебрёная пуля в самое сердце мировой нефтяной добычи.
Вот вам пример.
Почти 70% всей потребляемой в США нефти (в мире похожие показатели) приходится на производство топлива для транспорта: автомобильный бензин, дизель, авиационный керосин. И только 0,5% уходит на производство электроэнергии, которая, как было сказано выше, в основном производится за счёт природного газа, угля, ВИЭ.
Таким образом, ускоренный рост мирового флота EV и, как следствие, повсеместный отказ от бензина и дизеля, будут гарантированным электрошоком для мировой нефтяной добычи. Громадные объёмы добываемой нефти станут просто не нужны. Кто от этого пострадает в первую очередь?
Вот вам пример.
• В 2022 году доходы от экспорта нефти Саудовской Аравии составили $326 миллиардов. Экспорт же газа принес Эр-Рияду "жалкие" $163 миллиарда. То есть нефть на сегодня даёт Саудитам целых две трети их годового дохода от суммарного экспорта энергоносителей.
• Похожая история и в России. Именно экспорт нефти и нефтепродуктов принесли России в 2021 году почти в ТРИ РАЗА больше доходов, чем экспорт газа - $183 миллиарда против $64 миллиардов (а ведь в 2021 российский газ в больших объёмах ещё шёл на европейский рынок).
Словом, EV и впрямь способен разделить мир на два лагеря, оставив нефтедобывающие страны с огромными запасами так и нереализованной нефти.
Безусловно, будет расти мировой спрос на газ. Но газ это другое, как принято сейчас выражаться.
Вот вам пример.
США из-за огромного количества в стране автомобилей, несмотря на собственную внушительную нефтедобычу, импортируют до 8 млн баррелей нефти в день. Вместе с тем США являются нетто-экспортером и самым крупным в мире производителем газа (934 млрд. куб.м в год), чей объём добычи превосходит показатели производства газа в России (701,7 млрд. куб. м. в год) и в Саудовской Аравии (117,3 млрд. куб. м. в год) вместе взятые.
Очевидно, что прямой интерес США - перевести свой транспорт с условно "саудовского" бензина на свой газ и ВИЭ, на которых в массе своей работают сегодня американские электростанции. EV в данном случае - оптимальное решение.
При этом, чтобы Саудовской Аравии и России догнать США по объёмам газовой добычи, а главное - по развитию экспорта СПГ (трубопроводный экспорт России после ухода Европы сильно ограничен в рынках сбыта), им потребуется не только время, но и колоссальные инвестиции в создание необходимой инфраструктуры на десятки миллиардов долларов. А это больно, особенно при потере нефтяных доходов.
P.S. Меня, откровенно говоря, мало заботит будущее Саудовской Аравии, России, любой другой петроэкономики. Однако за будущее Казахстана, не сочтите за пафос, обидно и даже тревожно. Поэтому, полагаю, уже не так преждевременно вершителям в Астане думать о расширении опций использования нефтяных богатств государства.
В этой связи, на мой крестьянский взгляд, EV в Казахстане - не очень уместная дань чужому прагматизму, умело раскрученному под видом модной тенденции. Не лучше ли сосредоточиться на своём национальном прагматизме и с помощью своей же нефти в недалёком будущем залить свою же страну копеечным бензином?
В таком вопросе и имеет смысл применить весь ресурс государства. Дешевая энергия - это ведь почти вечный двигатель для всей экономики страны, способный привести в движение колёса до сих пор буксующего национального производства.
Фото: iStock.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!