Экселленс казахстанского фотоискусства

1583 просмотров
0
Ярослав Разумов
Воскресенье, 10 Сен 2023, 18:00

10 сентября день рождения самого главного фотолетописца, который уже при жизни стал частью алматинской истории

Всякий неалматинец, кто в будущем станет изучать историю Алматы последних десятилетий прошлого или первых – нынешнего веков, обязательно узнает имя и фамилию Валерия Дмитриевича КОРЕНЧУКА. Он сделал столько различных снимков города и горожан, что без его работ их жизнь уже не представить нигде, будь то статья в энциклопедии или студенческий реферат. Да и сам наш самый главный фотолетописец, у которого 10 сентября день рождения, уже при жизни стал частью алматинской истории. 

- Любой профессиональный фотограф живет с камерой. И все мы постоянно что-то снимаем. Но сколько снимков сделал Дмитриевич – это непостижимо! Там чтобы только разобрать их пол жизни надо! – как-то говорил мне один из весьма известных коллег Коренчука. 

Но это про количество, а говоря о работах Валерия Дмитриевича, в первую очередь надо говорить об их качестве. Оно признано буквально во всем профессиональном мире. Есть высшие международные фотографические награды, которые присуждает Международная федерация фотоискусства (FIAP) - это звания "Художник FIAP" и "Экселленс FIAP". "Экселленс" в фотоискусстве - это как Нобелевская премия в других сферах, но не простая, а "многоэтажная". Кто не знает – это термин с латинскими корнями для обращения к первым лицам, наиболее близкий перевод: "Превосходительство". В мировой фотографии есть "простой" "экселленс", есть бронзовый, серебряный, золотой, платиновый и алмазный. Валерий Дмитриевич в 2015 году  первым на постсоветском пространстве получил звание "Золотого экселленса", а в 2018 – платинового. До сих пор остается единственным таковым в Казахстане. И не только: в большой России, с огромной фотографической традицией и множеством фотоклубов и школ, сегодня есть золотые, но платиновых еще нет. Всего же "в активе" Валерия Коренчука более трехсот различных наград и участие в 1200 выставках. Такое сочетание количества с качеством просто фантастика! 

Не удивительно, что он помнит и свою первую работу, и обстоятельства ее появления, и дату. Впервые пленку в фотоаппарат Валерий Дмитриевич зарядил 29 апреля 1959 года. Он учился в Кораблестроительном институте в Ленинграде и поехал с сокурсниками в Петергоф, только открывшийся после войны для туристов. Там попалась на глаза картина: веточка вербы, вставленная в уключину лодки. И Валерий сфотографировал. Да так удачно, что через несколько лет эта работа под названием "Начало навигации" получила награду на выставке в Югославии. Так кто-то неизвестный, сунувший веточку в уключину, не зная того, подтолкнул творческую судьбу казахстанского фотографа. Конечно, не было бы этой вербы, было бы что-то иное. Но была она. Красивая история. 

Слушать рассказы Валерия Дмитриевича не менее увлекательно, чем смотреть его фотоработы. Фотография вообще переплетается с историей как бы с двух сторон: тем, как фотограф фиксирует текущий момент, и тем, при каких обстоятельствах он работает. Вот тут Коренчуку есть что рассказать. 

С 1965 года его работа была связана со знаменитым алматинским фотоклубом "Медео", который он в 1972 возглавил. Казахстанская фотошкола была уже на высоте, члены клуба были полны здоровых амбиций и пытались отправлять свои работы на международные выставки. А контакты с "заграницей" власти на любом уровне тогда не поощряли. И директор клуба, бывший работник МВД, говорил, что отправлял фотографии на конкурсы за счет профсоюза. 

- Отправляет раз, и ни ответа, ни привета, отправляет два - такая же история. Мы думаем – что ж такое? А когда он уволился, стали делать ремонт в его кабинете, отодвинули сейф, а оттуда все эти пакеты с нашими фотографиями посыпались… С тех пор стали отправлять работы на международные выставки с домашних адресов. И все заработало, - рассказывает Валерий Дмитриевич. Попробуй пойми логику функционирования полицейского государства… 

Еще интереснее была другая история. В 1976 году по ряду советских городов – Москве, Киеву, Новосибирску – возили передвижную американскую фотовыставку. Наверное, везде местные власти напрягались, но в Алма-Ате, рассказывает Валерий Дмитриевич, особо даже в газетах о выставке ничего не писали. Народ тем не менее, естественно, валил – увидеть живых американцев, да фотографии того, как они там живут! Где еще такое получится? Некоторые пытались подкалывать американцев, например, на тему скандала Уотергейт, но те отвечали очень быстро и четко. Валерий Дмитриевич считает, что в штате этой кочующей американской выставки было немало профессиональных пропагандистов. Вполне возможно, идеологическое противостояние между СССР и США не отменяли даже в тот период, во время "разрядки". Коренчук и его коллеги по клубу "Медео" решили прийти на выставку все вместе, чтобы коллективно и обсудить ее. Так его вызвали в райком партии к секретарю по идеологии и устроили такое, словно фотографы планировали коллективный побег за границу! Грозились изгнать из партии, что в те времена означало крест на любой карьере или общественной деятельности. На это Валерий Дмитриевич посоветовал идеологам районного уровня, если уж они по-другому работать не могут, учиться тонкости пропаганды у американцев… Кстати, тот секретарь потом, в постсоветские годы, вполне преуспел на ниве рыночных отношений… 

Но все же хорошего в работе и клуба "Медео" и Валерия Дмитриевича тогда было больше, чем дурацких историй. Помещение под клуб выделили по решению Динмухамеда КУНАЕВА, участвовать в выставках не мешали. О клубе писали даже в американской профессиональной прессе. Очень немалую часть своих наград Коренчук получил еще в советскую эпоху. Как и многие его коллеги. 

После 1991 года у алматинских фотохудожников все резко поменялось в худшую сторону – опять же подтверждение тезиса, что история и фотография взаимно влияют друг на друга. Клуб "Медео" лишился государственной поддержки, помещения. Отдельная большая глава в биографии казахстанской школы фотохудожников. Валерий Дмитриевич в 2007 году даже написал письмо президенту НАЗАРБАЕВУ. Напомнив в нем о достижениях своих коллег в советские времена, он очень остро высказался об отсутствии внимания и поддержки государства к фотоискусству, культуре, образованию в целом. Написал, например, так: "Когда в 1965 году Димаш Ахметович Кунаев отдал помещение бывшего военторговского магазина под фотоклуб, он не знал, что это обернется республике сотней наград, но он мудро предполагал, надеялся. А вот то, что в открытом им в 1983 году Республиканском дворце пионеров и школьников из 120 кружков к 2007 году останется только 19, не мог увидеть даже в самом кошмарном сне". 

Не удержусь - процитирую еще то письмо к главе государства: 

"В народе говорят - у чиновника на второй день службы открывается "третий" глаз. Но в отличие от индусов он находится не на лбу, а в диаметрально противоположном месте и следит, чтобы из-под него не вытащили тепленькое кресло. Поэтому они просто не способны работать на перспективу, озабочены только проведением помпезных сиюминутных показушных акций. Чем заняты 182 чиновника головного офиса министерства культуры, можно даже не гадать".

"В других странах фотоискусству уделяется должное внимание. В Санкт-Петербурге десятка два фотогалерей. В Москве не меньше, да еще и всемирно известный Дом фотографии. Даже в Ташкенте есть Дом фотографии. У нас только общественная фотогалерея Дома Ученых, где энтузиасты фотоклуба "МЕДЕО" каждый месяц открывают новую экспозицию. Даже в Государственном музее изобразительных искусств имени Кастеева нет даже намека на фотографический раздел. Когда-то мы мечтали сделать Алма-Ату фотографической Меккой Средней Азии, самостоятельно организовали первые в Советском Союзе международные биеннале слайдов… В них приняли участие фотографы 11 стран. Партаппаратчики разгромили это начинание, но мечта осталась".  Валерий Дмитриевич человек не только талантливый и невероятно трудолюбивый, но еще и прямой и смелый, продемонстрировал он это и в 1976 году, когда говорил, что он думает, идеологу из райкома, и в 2007-м. 

Ответа на свое письмо он тогда так и не получил. Региональной Меккой фотоискусства южная столица Казахстана так и не стала. Но фотоискусство у нас развивается, многих выучил этому Валерий Дмитриевич, сейчас выставляются и публикуются уже его "внуки" в профессии фотохудожников. И у само него, несмотря на почтенный возраст, энергии не убывает. 

Поздравляем нашего замечательного земляка с днем рождения! Здоровья и – взять алмазного "Экселленса"!

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM! 

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Жаслан деген Жасұлан емес пе? Жаслан деген Жасұланның орысша қате жазылған түрі ғой.
Почему женщину в Казахстане не считают человеком
Государство не станет цивилизованным никогда, если не прекратится насилие над гражданами женского пола
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Зачем Управлению делами президента поле для гольфа
Нацкомпания QazaqGaz избавилась, наконец, от навязанного ей убыточного актива
Так кто же предатель? Комментарий к фильму Марии Певчих
Как случилось, что Владимир Путин пришёл к власти
Неизвестная война
Страницы истории Второй мировой, которые на постсоветском пространстве почти не упоминаются
Первая трансказахстанская магистраль: что видели пассажиры поезда Оренбург-Ташкент в начале XX века
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Как нам война в Украине 12 лет мешает восстанавливать энергблок ЭГРЭС-1
Мы-то помним, что война началась в 2022 году, но в "Самрук-Энерго" уверены – из-за неё российский завод не выполнил контракт 2012 года
За что могли отправить в отставку министра Багдата Мусина
Госаудит выявил нарушения законодательства о государственных закупках в конкурсе на 5 млрд тенге
В ВКО обещают довести медицину до села
Между тем жители отдалённых сельских пунктов жалуются на отсутствие врачей
Застройщики оставили без жилья 480 актюбинцев
Некоторые из пайщиков умерли, так и не дождавшись квартир, за которые полностью отдали деньги. Их наследники живут на дачах
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.