Душа нашей анимации

4776 просмотров
0
Асия БАЙГОЖИНА
Среда, 18 Мар 2015, 08:15

Амен Абжанович Хайдаров вошел в историю как основоположник отечественной анимации

Он не дожил до дня Победы несколько месяцев. Вспоминать про войну не любил. И фильмы про войну ему не нравились. Из книг выделял только «В окопах Сталинграда» Некрасова, считал: там - правда.

– Что именно? – спросила я.

- А то правда, что мы врага закидали собственными телами. Он захлебнулся нашими трупами. Это было главное советское оружие.

Его ранило и контузило как раз под Сталинградом.

- Вы ведь пошли на фронт добровольцем, - уточняю я.

– Потому что дураком был, манкуртом. Но дуракам везет - видишь, до сих пор живой. Перед тобой - уходящая натура.

С чувством юмора у него было всё в порядке. На вопрос, сколько ему лет, говорил:

- Триста! Как черепахе Тортилле.

Из 13 детей в их семье выжили только он и сестренка. Остальные умерли в младенчестве. Голод начала тридцатых стал его первым алматинским впечатлением: трупы лежали у арыков, каждый день по городу шла арба, на нее грузили мертвых, арба ехала дальше, подбирала следующих...

Про горе и страдания он тоже вспоминать не любил. Его, выросшего на севере, в степи, навсегда пленил запах яблок, витавший летом над этим городом. В 37-м семья спешно августовской ночью уехала вновь на север: могли узнать про родство с арестованным Сакеном Сейфуллиным и тоже подвергнуть репрессиям. Про последнее узнал уже взрослым. А тогда твердо заявил сестре: буду агрономом, хочу степь превратить в цветущий сад.

После ранения ему в госпитале сказали: хорошо, если хотя бы карандаш в руке удержишь. С заключением врачей боролся всю жизнь, инвалидом себя не считал. В восемьдесят лет легко взбегал по лестнице и ездил на автобусе. Мало кто знал, что каждое утро два часа подряд делал специальную зарядку. На тему болезней тоже не любил говорить.

Последние годы трудно было начать с ним разговор даже по телефону: смысл спрашивать о здоровье и настроении у человека, прикованного к постели? Тем не менее, все традиционно вопрошали: как вы? Он отвечал:

- Живой пока. А состояние - как после Сталинграда.

С профессией определился, уже имея художественное образование, будучи взрослым, семейным человеком. Поехал заново – на пять лет! - учиться очно в Москву, поставив крест на прежней хорошо оплачиваемой службе. В сорок пять дебютировал в новом качестве, снискал признание коллег в мире и вместо того, чтобы дальше успешно заниматься исключительно собой, стал искать себе подобных. Нашел! Один из коллег признался: когда впервые увидел, чем занимаются взрослые люди под его руководством, честно говоря, думал, у них с головой не в порядке, но и меня заманил… Десятки людей «рекрутировал» в странную свою профессию. Ставку делал на парней, девушки, считал, ненадежны, могут подвести, уйти из профессии. Но девушки всё равно просачивались.

Когда к его 90-летию на «Казахфильме» решили делать фильм, сам составил список людей, которые должны участвовать, и когда пришла поговорить с ним накануне запуска, сказал:

- На казахском обо мне уже снимали. Думаю, надо на русском теперь.

Такой расклад меня удивил: тщеславие казалось ему не свойственным. Но не будешь же возражать аксакалу…

Интервью давал долго и тяжело: забывал слова, нервничал, руки мелко дрожали, он качал головой: проклятый Паркинсон. Начинал сначала, потом вновь надолго беспомощно замолкал. Мы с оператором Ренатом Косаем ждали. И продолжали мучить дальше. Валентина Константиновна, его половинка, стучала в дверь и, переживая за него, умоляла:

- Хватит уже! Ему надо прилечь!

Он оглянулся на дверь и сказал:

- Валюша, еще немного, - запил таблетку водой, собрался с силами, мы досняли.

Потом, когда почти смонтировала фильм, спросила: почему все-таки на русском? И зачем столько людей? Объяснил: те, что сейчас вершат судьбы культуры, распоряжаются бюджетом, те же молодые болашаковцы из «Самрук-Казыны», они же все - русскоязычные. На казахском смотреть не будут, а если посмотрят, не поймут, а вот на русском – даже если случайно увидят, услышат, могут отреагировать, скажут: старик дело говорит, надо помочь отрасли. Языка у них нет, но дух же есть. Ар–намыс … Они должны на экране видеть не только меня, немощного старика, но тех, кто полон сил и готов работать на благо стране. У нас же много проектов.

-Наивный вы человек! - заметила я тогда.

– Если есть шанс, надо его обязательно использовать, - ответил он.

Сам так и делал всегда. Лауреат Госпремии, заслуженный обладатель почетных наград и званий, регулярно ходил ко всевозможным начальникам и богачам с одной просьбой: чтобы помогли развитию дела, на которое он делал ставку. На встрече с президентом страны опять же говорил об этом: возродить нацию может только новое поколение. А значит, надо помочь его детищу. В девяностые, когда всё кругом разваливалось, сумел открыть свою специальность в государственном вузе. Радовался приходу туда юных оралманов: эти дети, на его взгляд, несли в себе традицию, которую местные казахи почти потеряли. Встречался практически со всеми министрами образования и культуры. Каждому писал письма. Отправлял с уведомлением с главпочтамта. Невесело шутил: шлю последнее 155-е китайское предупреждение. Думаю, копии этих писем и сейчас лежат в его архиве.

Он был способным и талантливым. А еще трудолюбивым, как муравей. Именно он абсолютно с нуля (при поддержке тех, у кого были «дух и ар-намыс») создал новый жанр в нашем кино. Амен Абжанович Хайдаров вошел в нашу историю как основоположник отечественной анимации. После успеха своего первого фильма «Почему у ласточки хвост рожками» (его купили десятки стран, он получил приз в Нью-Йорке, а сам Хайдаров вместе с Хитруком побывал по приглашению американцев на студии Диснея), постоянно повторял: одна ласточка весны не делает. Те, кого он привел на студию в качестве аниматоров, сейчас сами мастера и лауреаты. Те, кому он, как профессор, преподавал в академии, ныне учат азам анимации студентов в Астане и Алматы.

В нашем фильме Хайдаров говорит:

- Я выбрал эту профессию, потому что мне - во что бы то ни стало! - надо было, чтобы мои рисунки ожили, заговорили по-казахски. А в исламской культуре нельзя изображать живое. Если ты это сделаешь, на том свете с тебя потребуют, чтобы ты вложил душу в этот рисунок. А так как ты этого не можешь, то будут мучить тебя. Но это был - мой выбор…

«Анима» в переводе с латыни – душа. Душу свою он отдал казахской анимации. Хочется верить: не напрасно.

Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента