Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Один из наиболее мутных эксцессов XIX века, с которым косвенно сопряжена история Казахстана – Дунганское восстание в Китае. Одним из результатов этого упорного и кровавого столкновения конфессий, стало появление в пределах Семиречья никогда тут доселе не живших дунган – “китайских мусульман”. Потомки которых влились в многонациональное гражданское общество независимого Казахстана.
Личность дунганского лидера Мухаммед Аюба БИЯНХУ (Баян-ахун, Бый Яньху, Да-ху, Баян-хур, Боянь-ху и пр. - в разных источниках) – своеобразный “фокус”, в котором сконцентрировались чаяния и нравы всей этой эпопеи.
Чурбан в могиле. Легенда об “Отчаянном тигре”
Легенда эта появилась сразу же вослед за его смертью в 1882 году. Вот как рассказывает её советский писатель Виктор ВИТКОВИЧ в своей увлекательной книге “Круги жизни”:
“Бый – родовая фамилия, Яньху – прозвище, означающее “Отчаянный тигр”… Едва дунгане очутились в пределах России богдыхан потребовал от царского правительства выдачи Бый Яньху. Добиться этого не удалось. Богдыхан не успокоился: в Чуйскую долину, где Бый Яньху поселился, то и дело пробирались охотники за головой дунганского вождя… Бый Яньху умер: было это в августе 1882 года. Наутро после похорон могила Бый Яньху на кладбище была разрыта, возле неё валялось деревянное чучело: лазутчики богдыхана охотились даже за мёртвой головой легендарного героя, но его предусмотрительные друзья вместо покойника похоронили деревянный чурбан. А сам Бый Яньху был похоронен в другом месте. Где? Осталось тайной.”
Чем он насолил китайцам?
О прошлом Биянху известно мало. Известный исследователь Центральной Азии Григорий ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО, которого сильно интересовала личность инсургента, сообщает:
“Я не знаю первых минут жизни Да-ху, этого выдающегося деятеля Дунганского восстания. Мне говорили, однако, что в молодости он жил под Пекином, однажды в чем-то здесь провинился, был схвачен и жестоко наказан. Тогда он бежал из пекинской тюрьмы, открыто явился в свое родное селение, захватил останки нежно любимой им матери и со своим братом, Шао-ху, бежал большой дорогой в Гань-су. А год спустя уже всюду в Гань-су бушевали дунгане и маленькое имя Да-ху повсеместно предавалось проклятию.
Китайцы зовут его Шань-шиба, среди же прочих народностей Средней Азии он более известен под именем Баян-хура, что значит — большой тигр, вернее же какое-то кровожадное мифическое животное, набрасывавшееся на людей и их пожиравшее.
Да-ху, говорят, был дороден и высокого роста; оружием владел в совершенстве, о непомерной же силе его сложились легенды...
Он питал ничем неутолимую ненависть к китайцам и поклялся им отомстить. Сотни разрушенных городов и селений, бесконечное число человеческих жизней — результат этой клятвы.”
Как он оказался в России?
Принято считать, что массовый исход уйгуров и дунган из Китая начался вследствие заключения Петербургского договора и возвращения оккупированного Россией Илийского края Цинам, в начале 1880-х годов. Однако, это не совсем так. Бегство повстанцев из постепенно занимаемой китайскими войсками Кашгарии, началось гораздо раньше. Уже в 1877 году в пределах Русского Туркестана оказалось 26 000 кашгарских беженцев.
Вместе с другими из Кашгара в Россию бежал и Биянху. Многие тогда были убиты в ущелье Чак-мак, где “правительственные отряды догнали повстанцев и учинили резню, от которой погибло три четверти состава бежавших дунган”. Лишь перешедшие границу смогли избавиться от преследования генерала Лю Цзиньтана.
27 декабря 1877 года остатки беженцев-дунган, большая часть которых осталась лежать в горах Тянь-Шаня, прибыли в укрепление Нарын. Биянху был среди выживших.
Судьбоносная встреча с генералом Колпаковским
Губернатором Семиречья, под покровительство которого и попали выжившие дунгане перейдя границу, был известный Герасим КОЛПАКОВСКИЙ. После личной встречи в Верном, Герасим Алексеевич проникся уважением к Биянху. Хотя и понимал, что прошлое его вряд может считаться безгрешным. Дунганское восстание отмечалось неслыханной жестокостью с обеих сторон.
13 Февраля 1878 года, в рапорте Туркестанскому генерал-губернатору КАУФМАНУ, Колпаковсий пишет:
“Толпы дунган, боровшихся за правое дело, искавшие с оружием в руках признания за ними со стороны сынов небесной империй человеческий прав, укрылись от жестокостей и насилия китайского правительства под наш кров, в наши пределы, благословляя человеколюбие Белого царя”.
И далее – о Биянху:
“Человек этот не уголовный какой-либо преступник или изверг, попирающий религиозные и человеческие законы, это преступник политический, которого мы в праве не выдавать”.
Как Лю Цзинтан объявил Колпаковскому войну за Биянху
Позиция Колпаковская (поддержанная Кауфманом) едва не привела к локальному конфликту двух империй в Центральной Азии. По этому поводу Кауфман пишет:
“5 марта 1878 г... Ген. Колпаковский телеграфирует, что он получил от Цзо-цзуитана из Кашгара письмо, которым этот китайский главнокомандующий требует выдать ему всех дунган с их предводителями. Требует он, как телеграфирует Колпаковский, дерзко и даёт 50 дней сроку для исполнения его требований, после чего угрожает вторжением войском в наши пределы.”
Ультиматум Лю ЦЗИНТАНА звучал так:
“…Если Вы вышлете главу воров Биянхо, не будет и разговоров, для чего посылаю к Вам людей, по прибытии которых захватите Биянхо, свяжите и вышлите, чем много останусь доволен, а когда донесу о том Великому Хану - он будет рад, если же Вы не возвратите, я, Цзунтан, по воле Великого хана, пойду преследовать вора Биянхо, куда бы он ни ушел. Все наши старания стремятся к Биянхо, и, если Вы его не выдадите, я, Цзунтан, со всеми своими войсками пойду на Нарын и, где бы ни находился Биянхо, я его отыщу и возьму. Ни Вам, ни подвластным Вам людям пускай на мысль Вашу не придёт дело другое, о чем я, Цзунтан, заблаговременно уведомляю; когда я приду на Вас, не вините.”
Чем Колпаковский ответил Цзо Цзунтану
Военный губернатор и командующий войсками Семиреченской области - генерал-лейтенант Колпаковский не тянул с ответом, и уже 6 марта 1878 года отправил своему китайскому партнёру депешу следующего содержания:
“На днях прибыл ко мне из Кашгара какой-то сарт, привезший от Вас письма ко мне и к главному начальнику и командующему войсками всего Туркестанского края, его величества генерал-адъютанту фон-Кауфману. По отобрании письма от этой неизвестной личности и прочтении оного, я был немало удивлен его содержанием. В наши владения пришли не преступники, а пришли до 5 тысяч душ бедных дунганских семейств, искавших спасения от неистовств Ваших войск. Прибывшая к нам толпа дунган, спасавшихся от той же участи, пришла в жалком виде, голодная и ограбленная, и умоляла о дозволении укрыться у нас от поголовного избиения.
Дунгане эти, таким образом, приняты под покровительство российского императора, останутся на нашей земле, и никакие притязания Ваши не будут приняты мною во внимание без приказания нашего высшего правительства.”
К. П. Кауфмана был согласен с позицией своего подчинённого. Вот его письмо с разъяснениями от 14-го мая 1878 года:
“…Баян-Ахун — это предводитель дунган, которые уже много лет воюют с Китаем, и который тоже, укрываясь от своих врагов, спасся к нам. Следовательно, тоже не вор и не мошенник, а политический преступник, предводитель целого племени, которого я не выдам, конечно. …Я им “воров” не вышлю, объяснив, что они не подлежат высылке; а главное - потому еще, что китайские власти и войска на границе Кульджи говорят, что они силою возьмут у нас Кульджу. Пусть попробуют; мы им покажем, как удобно с нами сцепиться”.
Китай меняет тон
Несмотря на то, что России, в ту пору, было весьма невыгодно втягиваться ещё в один конфликт (напомню, что тогда ещё толком не закончилась война с Турцией на Балканах), на нахальное письмо китайского генерала ответили адекватно, а на границы стали стягивать дополнительные войска. Что подействовало отрезвляюще – китайцам с таким трудом удавалось восстановить свою власть в Западном крае, что война с Россией вообще бы ставила их присутствие здесь под большой вопрос.
Уже следующее послание илийского цзянцзюня было выдержано в куда более вежливых тонах:
“Ныне в бумаге главнокомандующего Цзоцзунтана говорится, что Вы, почтенный губернатор, не зная ранее, что Бояньху наш мятежник, дали ему помощь и приют. Но так как Вы теперь узнали уже, кто он такой, то и должны возвратить его, чем еще больше скрепите дружбу двух государств. Так как Бояньху уже принят вами и поселен в Токмаке, то вы, почтенный губернатор, во имя долголетней дружбы наших двух государств, должны были давно уже возвратить его обратно нам…”
Охота на Тигра
Сообразив, что кроме “дырки от бублика” от России ничего не получить, власти Серединной империи начали действовать иными методами. Началась самая настоящая охота на Боянху. Методами тайных операций. Однако русская власть шла на полшага впереди китайских диверсантов. 27 ноября 1878 года Колпаковский получает данные о подготовке покушения и предписывает Начальнику Токмакского уезда усилить контрмеры:
“Предлагаю Вам предупредить Биянху о готовящемся на него коварстве”.
Но “охота на Тигра” только начиналась. “Коварствам” сопутствовали непрекращающиеся официальные напоминания. Всё это через несколько лет изрядно наскучило властям Семиречья. И маньчжурскому иерарху в Кульджу было отправлено следующее сообщение:
“Так как Ваше китайское правительство хорошо знает действия Биянху, то оно, по всей вероятности, согласно будет с теми взглядам русского правительства, которое порешило: дабы обезопасить границы Дай цинского царства, - заключить Бхи-янху под стражу и держать его в строгом положении.”
Поверили этому китайцы? Вряд ли.
А потом он умер. Или - “умер”?
“В тайне от всех похороненный на своем дворе, он долго являлся объектом безуспешных поисков манчжурскими эмиссарами, посланными для похищения его останков и надругания над ними. То, что меры, принятые родственниками Биянху после его смерти в 1882 г. оказались своевременными, свидетельствует следующий факт: некоторое время спустя после его погребения мнимая могила Биянху на кладбище в г. Пишпеке (ныне г. Фрунзе) оказалась разрытой, но там, к неудовольствию добивавшихся праха дунганского вождя, находилось чучело.”
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!