Доить понты, а не лошадь

27056 просмотров
1
Тимур СЕЙТМУРАТОВ
Четверг, 30 Мар 2017, 09:00

Тимур Сейтмуратов: В свете очередного обсуждения в Казахстане принципа расчёта налога на транспорт поделюсь американским опытом

Читайте также
За рулем - в хлам

Чем дороже машина, тем выше налог

Расчёт налога по объёму двигателя, который вызывает в Казахстане сегодня много вопросов, в США давно признан неэффективным и несправедливым. И в логике здесь не откажешь. Данная методология заставляет владельца десятилетнего Land Cruiser, стоимостью не более 10 тыс. долларов, но с движком большого объёма, платить больше, чем платит зачастую владелец новенького Porsche Macan, стоимостью 60 тыс. долларов, имеющего под капотом мощную, но малолитражную турбированную силовую установку последнего образца.

Поэтому в Америке с владельцев автотранспорта взимается «налог с имущества», который рассчитывается от стоимости автомобиля, рекомендованной автопроизводителями своим дилерам, - MSRP (manufacturer's suggested retail price). В этом случае срабатывает простой принцип линейной справедливости: хочешь ездить на дорогом автомобиле - плати более высокий налог.

Таким образом, понты в Америке имеют вполне очевидные финансовые последствия. Размеры налога на имущество, кстати говоря, ощутимы. В зависимости от штата колеблются от 1 до 4,5 процента от MSRP.

Данная система, к слову, заставляет платить налог и владельцев электромобилей, которые, правда, в определенной степени компенсируют свои выплаты 7,5 тысячи долларов разового налогового кредита от федерального правительства, а в некоторых штатах ещё и налоговыми кредитами от местных властей. Но принцип - чем дороже аппарат, тем выше налог - работает неукоснительно.

Работяга на грузовичке vs мажор на «Кайене»

В Америке, помимо «налога на имущество», автомобилисты платят ещё акциз, который «сидит» в цене каждого галлона бензина. Но применять данный метод взимания налога в качестве основного, как это сейчас порой предлагается в Казахстане, - значит невольно нанести удар по малому бизнесу.

Очевидно, что наибольшим потребителем бензина являются рабочие ГАЗели и прочие маршрутки. В Штатах малый бизнес, частные предприниматели могут ставить бензиновые затраты на вычеты из годового налооблагаемого дохода. Может ли это делать ИП в Казахстане, работающий по «упрощенке» и занимающийся, допустим, перевозкой грузов на грузовичке или доставкой цветов на старой «Тойоте»? Не думаю.

Поэтому именно эта категория мелких предпринимателей и станет основным плательщиком налога в случае его взимания через бензин. Думаю, очевидно, что работяга на бюджетных колёсах наматывает за день гораздо больше километров, соответственно, сжигая больше бензина, чем мажористый пацанчик на папином «Кайене», патрулирующий вечерами гламурные кафешки «золотого квадрата» Алматы.

Кроме того, подорожавший из-за нового налога бензин окажет прямое влияние на рост себестоимости услуг и товаров, предлагаемых малым предпринимательством.

Читайте также
Блеск и нищета "инстаграмных" мальчиков

Красиво жить – не запрещать, а поощрять

В Казахстане часто обсуждают понты, критикуют их, высмеивают и придают общественному порицанию любителей «колотить понты». А зачем? Понты есть везде, в любой стране мира. Увлекаться понтами - право каждого человека. Как говорится, красиво жить не запретишь. Просто надо поставить страсть людей к дорогим игрушкам на службу государству и обществу.

Купил дорогое авто стоимостью 100 тыс. долларов - будь добр, заплати не менее 1,5 тысячи долларов ежегодного налога и понтуйся дальше сколько хочешь.

Так что богатых «понторезов» надо не гнобить, а нежно «доить». И их возможное желание иметь по несколько автомобилей надо только приветствовать и стимулировать. Чем больше будет человек покупать - тем больше будет доставаться государству.

Давно доказано, что самым надёжным драйвером любой национальной экономики является не нефть, а внутренний потребитель. Больше потребительских трат - выше рост экономики.

Все-таки, согласитесь, налог на понты, куда как более справедлив и рационален, чем налог на рабочую лошадь.

Фото: alau.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Гульмира Кожакова 2022-06-12 17:51:23
0
Статья как "доить мажоров" отчасти нормальная, используя мощные двигатели - можно обогнать еле плетущийся автомобиль. По статистике атмосферные двигатели более надежные и ресурс более длительный. Берите пример по налогам с развитых и недоразвитых стран, а завидовать "богатым" признак малого ума.
журналист
Жаңа адамдардың қандай өзгешелігі бар? Марстан келген бе? Әлде өзіміз сияқты ма?
Токаев будит гражданское общество налоговой дубиной
Новый Казахстан подкрался откуда не ждали и укусил Старый Казахстан за самое больное место
Где Лаврентьева встретила директора карагандинского филиала финансовой пирамиды Life is Good Тимура Кобелева
И как рассказала следствию про набитые долларами и евро сумки, которые тот отправлял в Санкт-Петербург
Странные игры казахстанских авиационных властей вокруг авиакатастрофы в Актау
Почему в предварительный отчёт не вошла расшифровка переговоров пилотов в кабине самолета?
На Карачаганаке недосчитались имущества на полмиллиарда тенге
Добровольно возместить эту сумму КПО отказался
Можно ли победить бюрократию
Дональду Трампу, если он хочет ослабить бюрократический аппарат, следовало бы заняться восстановлением уровня демократии в стране и общественной консолидацией
Две истории про Америку
Прежде чем реализовывать те или иные экономические или налоговые реформы, можно или даже нужно посмотреть на опыт США
Первое литературное произведение о казахах: имя автора удивит многих
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ломать – не строить. Или строить – не ломать?
Этот вопрос всегда стоит перед теми, кто имеет дело со старым, но уже ветхим зданием
Карагандинская область 60 лет не отдаёт Павлодарской захваченные земли
Верховный суд вынес сенсационное постановление о возвращении 469 га земли из Карагандинской области в Павлодарскую, осталось еще 16,5 тыс. га
Душанбе-1990 - как начинаются большие войны
35 лет назад, в феврале 1990 года, в столице Таджикистана произошли массовые беспорядки, имевшие, в значительной мере, хотя не исключительно, межэтнический характер
"Самая красивая мошенница Актобе" снова попала в передрягу
Её обвиняют в том, что она обещала своей компаньонке тендер на пошив формы для казахстанских тюремщиков, а деньги на откаты присвоила себе
В Восточном Казахстане продолжаются качели со временем
Пока одни граждане ведут борьбу за возвращение старого часового пояса, другие стали приходить на работу на час раньше
В Шетском районе режим ЧС: жители остались без электричества
На месте работают полиция, прокуратура и акимат
В СКО в пожаре погибли пять человек
По данным ДЧС, в числе жертв – трое детей
В Талдыкоргане осуждена тренер по госзакупкам, обещавшая курсантам зарплаты до миллиона тенге
Жертвами горе-специалиста стали граждане со всего Казахстана
Чиновники покатают блогеров на "мерсах" и от души “погуляют” их по Алматы, потратив на это 50 млн бюджетных тенге
Размещаться лидеры общественного мнения будут в гостиницах 4 и 5 звёзд
Иностранец обещал молодым девушкам жениться на них, если они станут шахидками
“Невесты” заявили на него в компетентные органы
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.