Доить понты, а не лошадь

26922 просмотров
1
Тимур СЕЙТМУРАТОВ
Четверг, 30 Мар 2017, 09:00

Тимур Сейтмуратов: В свете очередного обсуждения в Казахстане принципа расчёта налога на транспорт поделюсь американским опытом

Читайте также
За рулем - в хлам

Чем дороже машина, тем выше налог

Расчёт налога по объёму двигателя, который вызывает в Казахстане сегодня много вопросов, в США давно признан неэффективным и несправедливым. И в логике здесь не откажешь. Данная методология заставляет владельца десятилетнего Land Cruiser, стоимостью не более 10 тыс. долларов, но с движком большого объёма, платить больше, чем платит зачастую владелец новенького Porsche Macan, стоимостью 60 тыс. долларов, имеющего под капотом мощную, но малолитражную турбированную силовую установку последнего образца.

Поэтому в Америке с владельцев автотранспорта взимается «налог с имущества», который рассчитывается от стоимости автомобиля, рекомендованной автопроизводителями своим дилерам, - MSRP (manufacturer's suggested retail price). В этом случае срабатывает простой принцип линейной справедливости: хочешь ездить на дорогом автомобиле - плати более высокий налог.

Таким образом, понты в Америке имеют вполне очевидные финансовые последствия. Размеры налога на имущество, кстати говоря, ощутимы. В зависимости от штата колеблются от 1 до 4,5 процента от MSRP.

Данная система, к слову, заставляет платить налог и владельцев электромобилей, которые, правда, в определенной степени компенсируют свои выплаты 7,5 тысячи долларов разового налогового кредита от федерального правительства, а в некоторых штатах ещё и налоговыми кредитами от местных властей. Но принцип - чем дороже аппарат, тем выше налог - работает неукоснительно.

Работяга на грузовичке vs мажор на «Кайене»

В Америке, помимо «налога на имущество», автомобилисты платят ещё акциз, который «сидит» в цене каждого галлона бензина. Но применять данный метод взимания налога в качестве основного, как это сейчас порой предлагается в Казахстане, - значит невольно нанести удар по малому бизнесу.

Очевидно, что наибольшим потребителем бензина являются рабочие ГАЗели и прочие маршрутки. В Штатах малый бизнес, частные предприниматели могут ставить бензиновые затраты на вычеты из годового налооблагаемого дохода. Может ли это делать ИП в Казахстане, работающий по «упрощенке» и занимающийся, допустим, перевозкой грузов на грузовичке или доставкой цветов на старой «Тойоте»? Не думаю.

Поэтому именно эта категория мелких предпринимателей и станет основным плательщиком налога в случае его взимания через бензин. Думаю, очевидно, что работяга на бюджетных колёсах наматывает за день гораздо больше километров, соответственно, сжигая больше бензина, чем мажористый пацанчик на папином «Кайене», патрулирующий вечерами гламурные кафешки «золотого квадрата» Алматы.

Кроме того, подорожавший из-за нового налога бензин окажет прямое влияние на рост себестоимости услуг и товаров, предлагаемых малым предпринимательством.

Читайте также
Блеск и нищета "инстаграмных" мальчиков

Красиво жить – не запрещать, а поощрять

В Казахстане часто обсуждают понты, критикуют их, высмеивают и придают общественному порицанию любителей «колотить понты». А зачем? Понты есть везде, в любой стране мира. Увлекаться понтами - право каждого человека. Как говорится, красиво жить не запретишь. Просто надо поставить страсть людей к дорогим игрушкам на службу государству и обществу.

Купил дорогое авто стоимостью 100 тыс. долларов - будь добр, заплати не менее 1,5 тысячи долларов ежегодного налога и понтуйся дальше сколько хочешь.

Так что богатых «понторезов» надо не гнобить, а нежно «доить». И их возможное желание иметь по несколько автомобилей надо только приветствовать и стимулировать. Чем больше будет человек покупать - тем больше будет доставаться государству.

Давно доказано, что самым надёжным драйвером любой национальной экономики является не нефть, а внутренний потребитель. Больше потребительских трат - выше рост экономики.

Все-таки, согласитесь, налог на понты, куда как более справедлив и рационален, чем налог на рабочую лошадь.

Фото: alau.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Гульмира Кожакова 2022-06-12 17:51:23
0
Статья как "доить мажоров" отчасти нормальная, используя мощные двигатели - можно обогнать еле плетущийся автомобиль. По статистике атмосферные двигатели более надежные и ресурс более длительный. Берите пример по налогам с развитых и недоразвитых стран, а завидовать "богатым" признак малого ума.
публицист, иноагент России
В Казахстане, по мнению Станислава Черчесова, сидят колонизированные нами отсталые народы. Поэтому можно положить ноги на стол и издеваться над казахским языком. Как россиянин, я должен за него извиниться.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Посетитель следственного изолятора в Караганде избил сотрудников ДУИС
Ранее он уже был осуждён к 15 годам строгого режима за убийство, но главное – к кому он пришёл на свидание
Устроивший ДТП мопедист признан свидетелем аварии
В Алматы судят водителя минивэна, не сумевшего увернуться от мопеда с пассажиром
Правительство отпускает цены на бензин и дизтопливо
Не решён только вопрос, как повышать цены на 2 тенге ежемесячно или на 10 тенге в квартал
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Кто, как, когда - голосует в Америке
Краткий обзор избирательной системы США
Апофеоз живой музыки: Почему полвека назад караоке не было места в СССР
Фоторепортаж из прошлого от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Как советник Бектенова обманул казахстанцев
Любитель бокса Маржикпаев решил, что акробатика, являющаяся базой для остальных видов спорта, стране не нужна, но обманывал, что нужна
Суд своеобразно защитил фермера, недовольного тем, что ему отказали в льготном кредите
Фермер обозвал любовниками тех, кто, по его мнению, виноват в отказе
Житель области Абай поделился интернетом со знакомым и потерял полтора миллиона тенге
Знакомый, получив смартфон, не удержался от соблазна и оформил на него кредит
Прокуратура Алматы намерена изъять яблоневые сады генерала Новикова
Соответствующий иск был принят в производство суда
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Президент и крестьяне
Земельные кадастры - как инструмент восстановления справедливости (или передела незаконно захваченного)
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.