Доить понты, а не лошадь

27516 просмотров
1
Тимур СЕЙТМУРАТОВ
Четверг, 30 Мар 2017, 09:00

Тимур Сейтмуратов: В свете очередного обсуждения в Казахстане принципа расчёта налога на транспорт поделюсь американским опытом

Читайте также
За рулем - в хлам

Чем дороже машина, тем выше налог

Расчёт налога по объёму двигателя, который вызывает в Казахстане сегодня много вопросов, в США давно признан неэффективным и несправедливым. И в логике здесь не откажешь. Данная методология заставляет владельца десятилетнего Land Cruiser, стоимостью не более 10 тыс. долларов, но с движком большого объёма, платить больше, чем платит зачастую владелец новенького Porsche Macan, стоимостью 60 тыс. долларов, имеющего под капотом мощную, но малолитражную турбированную силовую установку последнего образца.

Поэтому в Америке с владельцев автотранспорта взимается «налог с имущества», который рассчитывается от стоимости автомобиля, рекомендованной автопроизводителями своим дилерам, - MSRP (manufacturer's suggested retail price). В этом случае срабатывает простой принцип линейной справедливости: хочешь ездить на дорогом автомобиле - плати более высокий налог.

Таким образом, понты в Америке имеют вполне очевидные финансовые последствия. Размеры налога на имущество, кстати говоря, ощутимы. В зависимости от штата колеблются от 1 до 4,5 процента от MSRP.

Данная система, к слову, заставляет платить налог и владельцев электромобилей, которые, правда, в определенной степени компенсируют свои выплаты 7,5 тысячи долларов разового налогового кредита от федерального правительства, а в некоторых штатах ещё и налоговыми кредитами от местных властей. Но принцип - чем дороже аппарат, тем выше налог - работает неукоснительно.

Работяга на грузовичке vs мажор на «Кайене»

В Америке, помимо «налога на имущество», автомобилисты платят ещё акциз, который «сидит» в цене каждого галлона бензина. Но применять данный метод взимания налога в качестве основного, как это сейчас порой предлагается в Казахстане, - значит невольно нанести удар по малому бизнесу.

Очевидно, что наибольшим потребителем бензина являются рабочие ГАЗели и прочие маршрутки. В Штатах малый бизнес, частные предприниматели могут ставить бензиновые затраты на вычеты из годового налооблагаемого дохода. Может ли это делать ИП в Казахстане, работающий по «упрощенке» и занимающийся, допустим, перевозкой грузов на грузовичке или доставкой цветов на старой «Тойоте»? Не думаю.

Поэтому именно эта категория мелких предпринимателей и станет основным плательщиком налога в случае его взимания через бензин. Думаю, очевидно, что работяга на бюджетных колёсах наматывает за день гораздо больше километров, соответственно, сжигая больше бензина, чем мажористый пацанчик на папином «Кайене», патрулирующий вечерами гламурные кафешки «золотого квадрата» Алматы.

Кроме того, подорожавший из-за нового налога бензин окажет прямое влияние на рост себестоимости услуг и товаров, предлагаемых малым предпринимательством.

Читайте также
Блеск и нищета "инстаграмных" мальчиков

Красиво жить – не запрещать, а поощрять

В Казахстане часто обсуждают понты, критикуют их, высмеивают и придают общественному порицанию любителей «колотить понты». А зачем? Понты есть везде, в любой стране мира. Увлекаться понтами - право каждого человека. Как говорится, красиво жить не запретишь. Просто надо поставить страсть людей к дорогим игрушкам на службу государству и обществу.

Купил дорогое авто стоимостью 100 тыс. долларов - будь добр, заплати не менее 1,5 тысячи долларов ежегодного налога и понтуйся дальше сколько хочешь.

Так что богатых «понторезов» надо не гнобить, а нежно «доить». И их возможное желание иметь по несколько автомобилей надо только приветствовать и стимулировать. Чем больше будет человек покупать - тем больше будет доставаться государству.

Давно доказано, что самым надёжным драйвером любой национальной экономики является не нефть, а внутренний потребитель. Больше потребительских трат - выше рост экономики.

Все-таки, согласитесь, налог на понты, куда как более справедлив и рационален, чем налог на рабочую лошадь.

Фото: alau.kz.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Гульмира Кожакова 2022-06-12 17:51:23
0
Статья как "доить мажоров" отчасти нормальная, используя мощные двигатели - можно обогнать еле плетущийся автомобиль. По статистике атмосферные двигатели более надежные и ресурс более длительный. Берите пример по налогам с развитых и недоразвитых стран, а завидовать "богатым" признак малого ума.
Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером