Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ещё столетие назад шаманы-баксы Южного Казахстана в своих целительных практиках пользовались магической помощью загадочных дивов – демонов, которые представлялись казахам в виде могущественных и страшных богатырей-джинов.
"Дивы! Приходите во имя Аллаха!", - взывал шаман. И дивам не оставалось ничего, как покорствовать такому аргументированному призыву.
Но вряд ли даже самый искушённый казахский баксы осознавал и задумывался над тем, что, призывая дива, он обращается за помощью в такие разверстые глубины прошлого, где сама грань между людьми и духами была ещё вовсе не столь непреодолимой. Заглядывая в тот архиархаичный мир "индоевропейского единства", в дебрях которого обитали загадочные "арии", та загадочная общность, вокруг которой на разных уровнях ныне ведётся столько споров.
"Дивы", "дэвы", "девы", "дэйвы". Эти загадочные персонажи распространились с утерянной "прародины", и следы их пребывания можно обнаружить в самых неожиданных областях Евразии. И нам вовсе не обязательно в поисках дива обшаривать сокровенные уголки человеческой истории. Ещё совсем недавно его неплохо знали жители Средней Азии. Самарканда, например.
Мчатся тучи, вьются тучи…
Сакральное мировосприятие выделяло туркестанскому дэву своё особое место в окружающем пространстве. Скорее всего его можно было найти в конюшне, или стойле для лошадей. Он любил лошадей. Потому, если утром хозяин находил гриву своего коня спутанной, то это означало лишь одно - ночью с ней "играл дэв". Некоторые думали даже, что у каждого коня имеется свой дэв. Искушённый читатель уже почувствовал сходство с аналогичной привязанностью к лошадям русского домового – связь имеет смысл, глубокий смысл, про то – ниже.
Но дэв не только забавлялся с лошадьми, но и вредил человеку. Насылая всякие болести и напасти. И тогда выручал… Плов! Специальный плов из конского мяса, которым пытались умилостивить разбушевавшегося духа. Плов относили на какую-нибудь могилу или скармливали… другому коню.
Обнаружить дэва можно было не только в конюшне. Ещё одним верным прибежищем нечистого была сердцевина вихря, пыльный порыв ветра, смерч.
"В Ура-Тюбе смерч даже называется дэвбода - ветер дэва. По этому поверью дэв находится в самом смерче и движется вместе с ним. Если человек видел, что в его сторону движется смерч, он старался спрятаться, убежать. При невозможности сделать это следовало бросить в смерч чем-нибудь острым - кетменем, ножом. В Ура-Тюбе считали, что на ноже появится капелька крови".
Эта цитата - из работы советского этнографа О. А. СУХАРЕВОЙ.
И снова удивительное сходство с традиционным представлением русских крестьян о вихре, как о скопище чертей, шабаше духов, "свадьбе ведьм" и пр. Помните в болдинских "Бесах" у незабвенного Александра Сергеевича – "домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают"? Считалось, что, бросив в середину вихревой круговерти нож, можно наверняка изувечить какого-нибудь чёрта!
На Руси дэв также не был чужим. Хотя – до "этнографических времён" он вряд ли дожил. Но любой, кто читал пронизанное языческими воззрениями "Слово о полку Игореве", конечно, вспомнит про загадочного дива, "взвившегося на верху древа". Эта "плохая примета" стала одним из самых ярких знамений, предвещавших беду походу русичей в Степь.
Небезынтересно, что див появился в повествовании на самой границе "земли половецкой". Однако по всем признакам на Руси 1000 лет назад он являлся уже таким же архаичным и непонятным существом, каким был 100 лет назад на юге Казахстана.
Арийский след
Когда же в таком случае див был живее всех живых? Когда и где? И кем он, собственно, был?
На поиски изначальных значений образа нужно спускаться достаточно глубоко в недра истории, в эпоху индоевропейской общности. Или, по крайней мере, в те времена, когда через Великую Степь не спеша двигалась на своих массивных колесницах масса "арийских" племён. Та самая загадочная волна среди всех "великих переселенцев", которой суждено было вдохнуть новую душу в древних иранцев и индийцев и кардинально поменять культурно-исторический ландшафт всей Южной Азии.
Именами "дивы-дэвы-дэйвы" у обоих этих народов изначально обозначали божеств вообще. Но боги не вечны. Особенно, когда их постоянно таскают с места на место. Движения народов способствуют изрядным религиозным переосмыслениям. А зачастую - развенчаниям и кардинальным переоценкам роли и места старых кумиров, попадающих в новые теологические условия.
Так случилось и с дэвами. В жёстких религиозных условиях зороастрийской Персии они сменили знак и стали пособниками супостата Аримана, ландскнехтами тёмных сил. (А с приходом ортодоксального ислама все былые небожители были вообще низведены до положения тривиальных джинов!) Зато в пластичной и терпимой Индии с её многомиллионным "олимпом" термин "девы" до сих пор используется в качестве эпитета божеств.
Эхо из Персии?
Что до казахских баксы, то, они могли обрести такого могущественного помощника как див позже, "приучив" непонятного духа во время его вторичного пришествия в Степь из Средней Азии, уже "отражённым" трансформированной ирано-арийской культурой. Но кто знает наверняка? Не мог ли образ затеряться во вселенной кочевников и с той первобытной поры, когда здесь кочевали сами арии?
Народы, как известно - материя непостоянная, приходят, живут и пропадают. Но не исчезают бесследно, даже если и создают порой такую иллюзию.
Очевидно, что на земле Казахстана, величайшей транзитной зоне Евразии, во все исторические эпохи остававшейся "проходным двором" для переселяющихся племён и кочевавших народов, естественным местом встречи разнообразных культур, можно, имея настойчивость, отыскать множество оставленных кем-то и когда-то следов. И отправившись по этим следам… Обнаружить такое!
Тут главное - не переусердствовать!
Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР".
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!