Только в энергетике Казахстане речь идёт о необходимости вложить в ближайшие 10-15 лет десятки миллиардов долларов
Экономика – это наука о наиболее эффективном использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения целевых потребностей. А эти ресурсы надо произвести, и для этого нужны вложения, инвестиции. Не посеешь – не пожнёшь.
Казахстан пришёл к третьему десятилетию XXI века как средняя по уровню развития страна второго мира (переходная экономика). Ситуация, в общем, неплохая – долгов у страны немного, ВВП на душу населения по обменному курсу приближается к 10,000 долларов, а по паритету покупательной способности Всемирный банк оценивает нас в 28,600 долларов. Население растёт за счёт высокой рождаемости. Политический ландшафт спокоен, отношения с соседями нормальные.
Но на этом, пожалуй, хорошие новости кончаются. Будущее развитие страны под большой угрозой из-за всеподавляющего давления государства на все секторы экономики. Начиная с нулевых годов решение проблем подменялось "засыпанием их деньгами" или созданием госкомпаний. В результате с одной стороны в стране появилась масса секторов с нерыночными ценами. Примеров можно найти массу. Железная дорога – все тарифы искажены, убыточные перевозки пассажиров и угля перекрываются доходами от транзита, в результате наши конкурентные позиции ухудшаются на рынке международных перевозок, и КТЖ не имеет достаточных доходов для развития. На потребительском рынке государство придумало список СЗПТ (19 товаров включены в социально значимые потребительские товары) и вместо того, чтобы развивать производство, гоняется за торговыми точками с их ценами. Как будто магазины производят сами гречку, окорочка и рожки. И список очень длинный – бензин, СПГ и дизель; тарифы на электричество; автобусные билеты; тепло от ТЭЦ; экспорт зерна, масла, скота (квоты); уголь; ставки по депозитам и банковским кредитам; гранты студентам и обязательная школьная форма и т.д. Я не хочу перечислять удушающие свободу бизнеса лицензии, СНИПы, анти-монопольные нормы, ограничения на движение капитала для юрлиц, техрегламенты ЕАЭС и прочее.
И что интересно, везде, где государство лезет в рынок – результаты печальные. Регулировали цены на газ и дорегулировались до его отсутствия. Ведь цена является главным регулятором бизнеса, сигналом. Цена высокая и всем становится интересно это делать, производство увеличивается, баланс спроса и предложения восстанавливается, и цена возвращается к объективным величинам. Если цена кем-то "заморожена", а товара недостаточно – тут и дефицит. Недавняя история с дизелем наглядный тому пример.
Там же, где правит рынок, всё цветёт и развивается безо всякого "регулирования". Я вот не слышал давно жалоб на общепит или парикмахерские. На любой вкус и кошелёк есть предложение. Свободная конкуренция сама приводит всё в соответствие.
Порой я в шутку говорю, что если бы государство даже выделило финансирование на развитие ресторанов, ничего бы не получилось. Но и без государства мы, кажется, вышли в чемпионы мира по наличию квадратных метров банкетных залов на душу населения. Не говоря уже о городах, за последние 15 лет в каждой деревне выросли кучерявые дворцы для застольных мероприятий, и порой по два-три, и с востока, и с запада. Если посчитать сумасшедшее развитие "тойханной экономики" и рабочие места, которые она создаёт, то выйдёт очень большая сумма.
В ряду проблем развития отдельной большой "горой" стоит электроэнергетика. Эта отрасль очень капиталоёмкая, с очень длинными циклами строительства и эксплуатации. В ней мы все ресурсы, "подаренные" нам Советским Союзом, исчерпали и сидим у "разбитого корыта". А без энергии не будет никакого развития экономики.
Минэнерго вынесло на обсуждение Концепцию развития до 2035 года, и получился в целом большой и интересный документ.
Предлагаемая крупная перестройка системы и организации управления отраслью может сработать. Конечно, важны конкретные механизмы исполнения заявленных решений – к примеру, одно выделение диспетчерской из "Кегока" под министерство. Повторюсь – это концепция, т. е. стратегический документ верхнего уровня.
Из недостатков отметил бы совсем уж поверхностный подход к финансовой части реформ. Нет конкретных, пусть приблизительных цифр по потребностям в инвестициях, нет прогноза тарифов. К 2035 году планируется довести установленную мощность с нынешних 23 ГВт до 40 ГВт. Это 17 дополнительных ГВт. Даже если не считать выбытия мощностей (эти 23 тоже не вечные) и взять только новые 17, по самым скромным меркам на них потребуется капвложений на 24 млрд долларов или около 12 трлн тенге. То есть, грубо говоря, по триллиону в год. В нынешнем виде экономики отрасли это выглядит нереально.
И про "Кегок". Эта компания сама по себе никак не в состоянии “вытащить” модернизацию и строительство новых сетей, плюс "СмартГрид". Она просто слишком мала для такой задачи, и без существенного вливания финансов из государственных и частных источников, широкого использования ГЧП необходимых миллиардов долларов ей не поднять. Всего у неё активов на 1 трлн тенге и годовая выручка в 2021 году 186 млрд тенге, чистая прибыль 40 млрд тенге и 356 млрд долга. В долг "Кегок" много взять не сможет, и даже если будет направлять всю прибыль на капвложения, 40 млрд тенге ($80 млн) в год на всю сеть РК абсолютно недостаточно. Государство должно очень сильно "подставить плечо" в этом вопросе, но сделать это рыночно.
Только в энергетике речь идёт о необходимости вложить в ближайшие 10-15 лет десятки миллиардов долларов. И как же ответить на вопрос в заголовке, где взять на это всё деньги?
Денег в стране на инвестиции по большому счёту нет. Все сбережения населения в банках около 17 трлн тенге, при этом кредитный портфель банков больше 20 трлн, то есть они уже давно эти деньги освоили и выдали. У юрлиц на счетах больше долгов, чем свободных ресурсов. Остаётся только Нацфонд, но это всего 55 млрд долларов на сегодня и на завтра для наших детей.
Деньги есть на Западе и Востоке. И они могут легко прийти сюда. Есть одно условие – капиталу нужна возвратность и прибыль, никто не станет вкладывать деньги с целью их потерять. Значит нужна цена на продукт, в случае энергетики – тариф. А тариф ляжет на расходы населения и бизнеса, и это неприятно, особенно политикам. Но ничего не делать ещё дороже обойдётся завтра. Или будем вводить ограничения, или покупать дорого у соседей электричество. Как-то так и не иначе.
P.S. По сути 7 лет назад государство дало цены на возобновляемую энергетику и без единого тенге из бюджета сектор резко вырос до более 3% от отрасли. По отчёту минэнерго:
"С момента введения механизма поддержки ВИЭ через применение фиксированных тарифов на ВИЭ в 2014 году, произошел масштабный рост в развитии ВИЭ. По состоянию январь 2022 года действуют 142 объектов ВИЭ, установленной мощностью 2332 МВт, которые ежегодно будет вырабатывать свыше 5 млрд кВтч чистой энергии:
- 43 объекта ветровых электростанций мощностью – 894 МВт;
- 54 объекта солнечных электростанций мощностью – 1150 МВт;
- 40 объектов гидроэлектростанций мощностью – 280 МВт;
- 5 объектов биоэлектростанций мощностью – 8 МВт".
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: © Ratel.kz / Сергей Перхальский.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!