Проводимая сегодня внешняя политика Вашингтона полностью вписывается в изначально заявленный курс
Многие задаются вопросом: что делает Америка на Ближнем Востоке? Но прежде чем на него ответить, хотелось бы опровергнуть тезис ряда комментаторов, что текущие американо-иранские трения свидетельствуют об отказе действующей администрации Белого дома от своей первоначальной внешнеполитической повестки, обозначенной 45-м американским президентом при вступлении в должность. Это не совсем так.
Проводимая сегодня внешняя политика Вашингтона полностью вписывается в изначально заявленный курс. Для подтверждения продублирую несколько абзацев из заметки 2017 года, написанной для сайта Ratel.kz аккурат тогда, когда Белым домом были озвучены приоритетные для США направления в международных отношениях.
"О первоочередных интересах Америки можно судить по перечню вопросов, которые разослал от имени Белого дома национальный комитет Республиканской партии: восстановление и модернизация вооружённых сил США, уничтожение ИГИЛ, ядерные программы Северной Кореи и Ирана, растущее военное и экономическое влияние Китая, нарастающая военная мощь России, нестабильность мировой экономики и связанные с этим потенциальные военные угрозы, распространение терроризма по миру, противостояние кибератакам.
В соответствии с оценкой простым электоратом важности каждого поставленного вопроса (как не раз уже рассказывал) Белый дом и Госдеп будут формировать внешнеполитическую повестку.
И действовать Америка будет строго по пунктам, согласно приоритетности обозначенных угроз и задач. Потом не говорите, что новый президент США "непредсказуем". Лично я вас предупредил".
Несложно заметить, что решение вопроса "ядерной программы" Ирана находилось в шорт-листе внешнеполитических задач США с самого начала. К слову, напомню, что на безъядерном статусе Исламской Республики настаивали и Совет Безопасности ООН, и большинство стран G20. После того, как в 2006 правительство Махмуда Ахмадинежада возобновило ядерную программу, ООН высказалась резко против того, чтобы Иран обогащал уран на своей территории, заявляя, что в этом случае Тегеран непременно приступит к созданию ядерного оружия.
В отношении Ирана международным сообществом были введены санкции, которые запретили экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, прямых иностранных инвестиций в нефтегазовую и нефтехимическую промышленность, экспорт продукции тонкой нефтепереработки, а также любые контакты с Корпусом Стражей Исламской Революции (КСИР), банками и страховыми компаниями, финансовые транзакции и сотрудничество с морским флотом Ирана.
Санкции введены на следующих уровнях:
Список резолюций ООН:
Резолюция Совета Безопасности ООН 1737 - принята 23 декабря 2006.
Резолюция Совета Безопасности ООН 1747 - принята 24 марта 2007.
Резолюция Совета Безопасности ООН 1803 - принята 3 марта 2008.
Резолюция Совета Безопасности ООН 1929 - принята 9 июня 2010.
Санкции групп стран:
В июле 2010 года Канада, Австралия, Южная Корея и Япония также установили объединенные санкции против Ирана.
В 2015 между Ираном и группой государств, известных как 5+1, было подписано политическое соглашение относительно ядерной программы Ирана. Группа состояла из США, России, КНР, Великобритании, Франции - пяти постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (СБ ООН), а также Германии. Однако согласно данным разведки Израиля "Моссад" Иран продолжил работы по созданию ядерного оружия. Поэтому США в 2018 вышли из ядерной сделки с Тегераном, которая, кстати, была подписана президентом Обамой вопреки несогласию Сената США.
Вот из всей этой истории "ядерного статуса Ирана" вытекает и текущая логика ближневосточной политики США, которую вкратце можно обозначить следующими четырьмя пунктами:
Первое. Не секрет, что именно американские военные базы в монархиях Персидского залива, размещённые там после вторжения в Кувейт в августе 1990-го танковых армад Саддама ХУСЕЙНА, служат для большинства арабских стран бастионами глобальной безопасности и фактором военного сдерживания для основного конкурента арабских шейхов в регионе - Ирана, чей военный потенциал многократно превосходит возможности арабских армий.
Второе. Из пункта первого следует, что уйти с Ближнего Востока, особенно в свете многослойного конфликта в Сирии, Америка просто так не может. Союзнические обязательства никто не отменял. Но не это даже главное. Для самих США возможный хаос в важнейшем энергетическом центре планеты - недопустимый сценарий, с точки зрения концепции национальной безопасности. Если в отсутствие "смотрящего" дестабилизируется весь регион Ближнего Востока, то никакая сланцевая нефть не спасёт мировой рынок от глобальной турбулентности.
Подобное уже было в 1973 году, когда из-за "войны Судного дня" и ее последствий все западные страны, включая США, пережили драму энергетического шока. Повторение похожих событий, с точки зрения международной стабильности, просто недопустимо.
Третье. Ввиду пункта второго, очевидно, что только военное оснащение, обучение и комплексное вовлечение всех игроков арабского мира в процесс стабилизации в регионе позволит осуществить постепенную передачу функций обороны и безопасности от вооруженных сил США в руки консолидированного арабского мира. По сути, арабскому Востоку предлагается перенять формат безопасности европейского Запада, для которого НАТО после двух мировых войн, кто бы что ни говорил, сыграло основную цементирующую роль и стало залогом безопасного и бесконфликтного существования. "Арабское НАТО" в перспективе может стать важным элементом регионального баланса, уравновешивающим мощь и интересы Ирана, Турции и России. Именно для этого и был подписан в 2017 между Эр-Риядом и Вашингтоном беспрецедентный контракт стоимостью 110 млрд долларов на поставку американских вооружений.
Четвёртое. Разумеется, общая мозаика не сложится без учёта интересов Израиля. На руку Америке играет то обстоятельство, что в существующих раскладах Израиль и Саудовская Аравия скорее союзники, нежели противники. У них есть общие опасения по поводу Ирана, поэтому гарантия безъядерного статуса Исламской Республики является и для монархий Персидского залива, и для Израиля - желаемым и стратегически важным событием.
PS: Сейчас вырисовываются только общие контуры длительного процесса. Однако вывод американских войск из Сирии, намечающееся сокращение контингента в Афганистане, говорят о том, что движение началось на деле, а не на словах. И это уже событие значительное.
Америка подтверждает приверженность концептуальному вектору новой внешней политики, в основе которой лежит принцип максимального удаления и военного невмешательства в региональные конфликты.
Военное усиление стран арабского Востока и их активное самостоятельное участие в урегулировании региональных противоречий в кооперации с Израилем поможет скорейшему поиску компромиссных решений, приемлемых для всех интересантов ближневосточного процесса, включая Россию и Турцию. А стабильный Ближний Восток, с погасшими очагами террористической активности - безусловное благо, в том числе и для всего центральноазиатского региона в целом, и для Казахстана в частности.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Фото: AP Photo/Hussein Malla.