Документальный фильм Катерины Суворовой «Завтра море» надо показывать в прайм-тайм по национальному телевидению
Впервые в этом году в официальной программе Международного кинофестиваля в Локарно демонстрировался документальный фильм из Казахстана: «Завтра море» Катерины СУВОРОВОЙ. Как сообщил один из продюсеров картины Саин ГАБДУЛЛИН, организаторы фестиваля по просьбе зрителей устроили дополнительный сеанс, сейчас идут переговоры о показе «Завтра море» по щвейцарскому телевидению.
Для нашего неигрового кино это прорыв. На фоне тьмы местных «датских» фильмов, которые не то что смотреть - прятать надо от зрителей, кино Катерины Суворовой - сюрприз. Радостный. И абсолютный позитивный, что сегодня редко даже во вселенском масштабе. Саму Катерину я не знаю, фильм увидела случайно, тайно (простите меня, Габдуллин и Суворова!) показала своим студентам и, наконец, сумела их удивить, поняли, что имела в виду, говоря: неигровое кино должно быть художественным. Радостно оттого, что картина сделана не только при поддержке немецкого фонда Боша, но и при помощи местного мецената, который просто доверился вкусу автора и не демонстрировал себя любимого в кадре.
Картина пленяет своей настоящестью. Мне кажется, ее надо показывать в прайм-тайм по национальному телевидению.Фильм-наблюдение о людях, что живут у Арала и Аралом. Старый корабль водрузили на машину и везут из пустыни, что была прежде морем, в город - на праздник этого самого бывшего моря, и город вовсю к этому дню готовится: ряженные моряками юноши репетируют сводный танец на центральной площади, девушки в голубом дружно трясут синими полотнищами, изображая опять же былое море. Машина едет долго - истории сменяют друг друга волнами.
Первая - про дикую интернациональную бригаду, что разрезает брошенные ржавые корабли, это их промысел: один пароход - полтора-два вагона металла.
Вторая - про старика Жукена, что сажает огород и деревья в аральской пустыне - в год по новой грядке, по новому строю саженцов, отвоевывая шаг за шагом землю у пустыни.
Третья, про девушку Олю, чье дело жизни – изучение состояние моря: она делает замеры, исследует микроорганизмы в лаборатории, и ... подпитывает хворый Арал: вместе с сотрудниками таскает ящики, мешки и банки, на которых так и написано: «Питание моря».
Четвертая – про парня Макана, жизнь которого, как и всех жителей его аула Богена, зависит от улова - поэтому он с утра до позднего вечера в море в поисках рыбы.
Никто из них не жалуется – ни на власть, ни на государство, ни на судьбу. Никого не клянут, никого не обвиняют, но живут и ведут себя так, что делается совестно и стыдно - что же мы-то так не живем?
У старика Жукена 4 сына, 5 дочерей. Сам давно на пенсии. Он говорит: родился в тридцатые, то было время доносов и конфискаций. Отец по ночам тайно огород сажал, и ночью же за ним ухаживал, тем спасались от голода. После СТАЛИНА жили хорошо. Но когда ввели частную собственность, дети остались без работы. Землю никто ему не дал. Он стал обрабатывать овраг - ровнял землю, носил ведрами воду, детям хотел подать пример: не хочешь умереть с голоду - трудись. Первый урожай дынь оказался напрасным – все плоды были солеными. Он не сдался.Продолжал сажать. Около сотни карагачей посадил. 40 тополей. Дыни уже нормальные. А вот яблони и виноград никак не примутся. Да, вряд ли отведает плоды своего сада, неизвестно, сколько времени ему отмерено, но пока живой, будет сажать: хорошо же, не он, так вы отведаете. Не вы, так птицы поклюют, это же тоже – в радость! Да, изначальный план был детей приучить, а они что-то разленились, толку нет, один Жадыраспан порой помогает камыш собирать. Старик не злится, не поучает, живет в глиняной мазанке, по крыше которой ходит коза, быт аскетичен до предела, но он – умиротворен. В изголовье жайнамаза-молитвенного коврика с кривым полумесяцем – темное пятно: пропиталось его трудовым потом, пять раз на дню, как положено, Жукен-ата совершает намаз. Детям, которые просят: хватит, пора на отдых, отвечает: если перестану работать, тотчас умру! Маленький, сухонький, обожженный солнцем старик легко взваливает мешок с дынями на плечо – и вот он уже за столом среди внуков, которые воспринимают это чудо как норму. Для него это и есть норма...
Служение морю – это повседневная работа Ольги ГРИШАЕВОЙ из Аральска. Сколько трескучих передач про дружбу народов сделано было в прошлом голу в связи с юбилеем Асссамблеи народа Казахстана - скулы сводило от патоки пафосных речей. А как пестовать эту дружбу в новых и дико агрессивных обсоятельствах, как не потерять себя и найти ключ к другим в повседневной реальности? Ведь это далеко не праздный вопрос. История Оли, дважды пытавшейся уехать и жить вроде среди своих, но в итоге вернувшейся обратно в пустыню, которая, оказывается, не разменивается на сосны и ели, вовсе не история триумфа. Это и не пастораль. Это выбор стоика. Она говорит: «Я поняла одну важную вещь для себя: изменив место жительства, не изменишь жизнь. Если хочешь изменить жизнь, нужно поменяться самому. И сделать это можно на том же самом месте, где ты есть». И она это делает! Хотя сама же говорит: ей тут постоянно придется быть одной. Да, ей здесь одиноко.Она не своя среди чужих. Но здесь ее дом. И желание жить здесь, у Арала, перевешивает все остальное. Хрупкая девушка идет по городу мимо неказистых домиков с облупившейся штукатуркой по улице, где все вокруг заносит песком и чахлый кустик – уже достопримечательность, и само название улицы –Морская! - кажется насмешкой судьбы. Но это жизнь Ольги. Она живет морем и посильно ему помогает. Надеясь, что завтра будет лучше. Ведь все надеются на лучшее...
Когда Макан юнцом вышел в первый раз с отцом в море, начался шторм, отец велел ему вычерпывать воду из лодки. Ветер был такой силы,что в испуге он просил отца вернуться домой. Отец сказал:продолжай вычерпывать воду. Шторм они пережили. С тех пор ежедневно в любую погоду Макан выходит в море. Вернее, едет на «уазике», а прицепом – лодка. Раньше море было рядом. Климат был мягче. Он помнит, как ребеноком бегал в лугах – с ребятами играли тут в прятки, такая высокая здесь росла трава! Макан с другом лепит трафарет к краю лодки - красит буквы. Вот и название появилось у лодки – «Бакыт»! Если море вернется, все в его ауле Боген будут счастливы. Он ни у кого ничего не просит - море его кормит. «Мой заработок - моя работа, - говорит парень. - Чистый труд». И мечтательно продолжает: «Если море вернется, до самого порта можем добираться по воде. Корабли опять пойдут...»
- Суть, основа жизни жителей Приаралья была связана именно с морем, - говорит Ольга. - А сейчас мы это потеряли. Мы утратили нечто из своего прошлого.
Жаханай из дикой бригады собирателей лома вторит ей:
- Я в советское время вырос и сейчас, когда режем эти корабли, думаю: мы как будто прежнее время вывозим, эпоху коммунизма. Срежем скоро последние. Но у нас, казахов, говорят: в 50 лет народ обновляется, в сто - сама земля. Так что, жизнь продолжается.
Как она продолжается сегодня?
- Вот что произошло с морем? - говорит Оля. - Оно приспособилось. В тот момент, когда его лишили воды, море как система, как живой организм, сбросило с себя все то, что не могло жить в новых условиях и, наоборот, приняло в себя то, что соответствовало этим новым условиям. Оно поменяло состав своих обитателей, изменило состав своей воды, но при этом оно осталось точно таким же единым - просто изменило свой облик. Оно и сейчас продолжает менять свой облик.
Разве это всё про море?! Да про море, конечно... Мы все – при Арале. А они – люди моря. Наблюдая за ними на экране, диву даешься: какие у них красивые, спокойные, достойные лица. Макан постоянно смущенно улыбается, Оля серьезно-рассудительна, старикЖукен весел и деятелен. Про таких говорят: соль земли. Самодостаточные и сильные духом люди. Терпеливые. Отважные. И ведь имя им – легион. Маленькие люди. Герои буден. Подвижники.
Режиссер перед титрами написала: «Фильм посвящается всем тем, кто находит в себе силы действовать».
Мне кажется, это призыв. И надо всем нам на него откликнуться - показать по «Хабару» в день Конституции, к примеру. Но мой коллега, тоже, кстати, документалист, сказал:
- Не покажут. Начальству не понравится. Однозначно. Старик одет как бродяга. Переодеть его типа надо было для камеры и новый коврик для молитвы дать. Лачуга страшная. Девушка тоже в какой-то хибаре прозябает. Рыбак без улова. Собирателей цветмета прикажут вырезать. И вообще скажут: чернуха. Тоже нашли героев! Спорим, что не покажут?
Коллега сам почти из начальников – спорить поостереглась. Тем более что новый проект Катерины Суворовой одобрения верхов пока так и не получил...