Почему алматинские власти отмахиваются от депутатов, как от мух
Не знаю, чем руководствовались алматинский горздрав и Фонд социального медицинского страхования, когда своим решением лишили 13 частных клиник Алматы пациентов и перераспределили их в государственные поликлиники. Я продолжаю настаивать, что в этом нет никакого смысла, одни только проблемы для граждан, которым будет намного сложнее получить качественную медицинскую помощь.
Итак…
Про этот случай я писал в своих соцсетях. Совместно с корреспондентами Ratel.kz встречался с разгневанными открепленными пациентами. Говорил с курирующим замакима, представителями горздрава, созванивался с замами, списывался с директором алматинского ФСМС, с юристами алматинского филиала. Везде я ощущал эмпатию и полное, как говорится, понимание. За исключением разве что директора фонда, который отмахнулся от меня - совещание, мол.
Но он хотя бы был честен.
Понимание и готовность помочь, проявленное его коллегами, оказались фальшивкой.
Чиновники развели руками - приказ Минздрава, ничем помочь не можем, Игорь Саныч, рады бы полезными оказаться, но - приказ, будь он неладен. Если не согласны – подавайте на нас в суд (кто не знал, это стандартная формулировка в ответах госорганов на обращения граждан). Мол, все по закону, отвалите.
Ну, во-первых, сложно представить, что решения наши госорганы выносят незаконно. Все ж таки XXI век, 35 лет независимости, пора бы законы соблюдать в стране, кому как не госорганам в первую очередь?
Во-вторых, таки есть противоречие, прежде всего, с Кодексом о здоровье и системе здравоохранения, где в статье 77 говорится о праве гражданина Республики Казахстан свободно выбирать врача и клинику. Напомню, 2 850 пациентов алматинской частной клиники оптом, как говорится, не спросив их мнения, прикрепили к госполиклинике, к которой уже было приписано 30 тысяч (!) пациентов. Еще и сама госклиника расположена отнюдь не в шаговой доступности, и "крепостным" пациентам надо час топать до эскулапов.
Закон есть закон. И все его обязаны соблюдать, нет никаких возражений.
Однако представим себе другой сюжет.
Исполняя закон, горздрав совместно с управлением предпринимательства (почему именно с этим управлением, станет понятно чуть ниже) накануне выхода в свет приказа минздрава или сразу после его публикации, не важно, собирает у себя руководителей и владельцев частных клиник и говорит: "Ребята, вам необходимо иметь минимум три тысячи пациентов, чтобы получать госзаказ, вот приказ. У вас не хватает. Мы готовы вам оказать содействие и помочь с этим".
При этом они ссылаются на президента нашей страны, который в своем Послании 1 сентября 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана" обратил внимание на проблемы среднего бизнеса в стране: "Далее остановлюсь на вопросе развития среднего предпринимательства. Принятые в последние годы меры обеспечили стабильный рост малого и крупного бизнеса. Однако темпы развития среднего предпринимательства недостаточны. Для успешного перехода на новую экономическую модель придется поднимать его практически в "ручном режиме".
В первую очередь необходимо устранить перекосы, сдерживающие средний бизнес. Не секрет, что большая его часть, вырастая, дробится, чтобы остаться в "удобном" сегменте малого бизнеса. Правительству следует внести изменения в законодательство, стимулирующие укрупнение субъектов малого предпринимательства.
В стране не так много успешных средних предприятий, активно осваивающих рынки. Их нужно поддерживать".
"Вы все представители среднего бизнеса, - должны были бы сказать начальники горздрава и управления предпринимательства. - Исправно платите налоги, у вас квалифицированный и высокопрофессиональный персонал, кому как не вам мы должны оказать содействие?! Но вам надо сделать следующее …".
Например, взять обязательство прикрепить к себе в ближайшие полгода всех жителей микрорайона, где клиника расположена, довести число прикрепленных до 5 -7-10 тысяч человек, увеличить штатное число узких специалистов, приобрести дополнительные комплекты медоборудования, расширить список услуг… Что угодно можно попросить сделать. Вряд ли клиника откажется расширять свою деятельность, имея на руках гарантированный госзаказ, не правда ли? Как вам сюжетец? И при этом то самое управление предпринимательства обязано было предпринять все возможное и невозможное, чтобы добросовестные частные клиники продолжили свою деятельность.
Вот это и есть одна из главных функциональных обязанностей сотрудников горздрава и Управления предпринимательства.
Почему у нас до сих пор нет таких диалогов, которые обязательны по тому самому общественному договору, о котором говорит президент?
Но вместо того, чтобы проводить в жизнь политику президента и выстраивать диалог между властью, бизнесом и гражданами, чиновники стараются максимально настроить людей против власти и президента.
Еще раз обращаю внимание на то, что горздраву и ФСМС проще забрать с лишним тысячи людей из частной клиники и, как крепостных крестьян, закрепить за госклиниками, чем помочь частнику добрать всего лишь пару сотен пациентов до минздравовской нормы!!!
Мой мозг выпускника физмат-школы отказывается воспринимать парадокс чиновничьей логики!
Я отправил подробное письмо своим коллегам - депутатам мажилиса из фракции Amanat, где подробно описал эту возмутительную ситуацию. Коллеги готовят депутатский запрос в Минздрав. Будем ждать вестей оттуда.
А вообще, вы знаете, надоело… Надоело, когда вопросы или запросы депутата откровенно игнорируют и отмахиваются от тебя, как от назойливой мухи, ограничиваясь формальными отписками. Кто-то это делает, сохраняя видимость политеса и заинтересованности, как это было в этом случае с замакима, курирующим здравоохранение. А кто-то вообще хранит угрюмое молчание. Чего в том молчании больше – пренебрежительного высокомерия или простого разгильдяйства, сказать пока сложно, хотя и трудно представить, что разгильдяи занимают высокие должности в акимате.
Причем, заметьте, я свои шкурные вопросы не решаю, за госзаказы не борюсь. Может, и к лучшему. Если бы депутатствовал иначе, то еще можно было бы объяснить пренебрежительное отношение акиматовских работников к конкретному депутату. Кстати, моя фабрика находится в Алматы. Работаем со всей страной, а в родном городе у меня нет ни одного подряда.
Чтобы сломать это презрение к депутатам, поднять статус представительной власти от уровня обслуги акимата до хотя бы равного партнерства, я решил с совместно с сайтом Ratel.kz вести колонку, что-то вроде записок депутата городского маслихата.
Буду доступным языком освещать те или иные проблемы в нашем городе, конкретные кейсы с обращениями людей и организаций. В рамках своей компетенции, разумеется.
Универсалом меня никак не назовешь, в чем я немного разбираюсь – так это в вопросах развития обрабатывающей промышленности и техрегулирования, в проблемах МСБ, но волею судьбы приходится вгрызаться и в другие, важные для горожан проблемы. Очень сильно нужна помощь и консультация профессионалов, за что я им сердечно благодарен.
Надеюсь на обратную связь и рассчитываю на ваши эмоции!
Для связи: info@ratel.kz, с пометкой: "Для депутата Игоря Проценко".
Фото: © Ratel.kz / .Анна Калашникова.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!