Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Чокан ВАЛИХАНОВ умер 10 апреля 1865 года у подножия Алтын-эмельского хребта, в ауле своего новоприобретённого родственника - султана Тезека. Умер на пороге своего 30-летия, на самой границе двух империй, сыгравших важную роль в его славе – Российской и Цинской. Китайское государство в те годы располагалось гораздо ближе, нежели ныне, сразу за горами Чулак, Матай и Алтын-Эмель. Вершины их прекрасно просматриваются от могилы Валиханова.
Все эти небольшие горы, крайнее юго-западное проявление Джунгарского Алатау, редко посещаются туристами, за исключением разве что "Золотого седла" перевала Алтын-Эмель, через который и сегодня тянется трасса из Сары-Озека в Жаркент. Действительно, для массового отдыха эта диковатая гряда, представляющая собой узкую и сравнительно безводную полосу гор, вряд ли представляет живой интерес (и слава богу!). Однако для любителей природы она представляет несомненный интерес тем, что являет собой географическую грань, разграничивающую довольно разные по климату области – Прибалхашье и Верхнюю Илийскую долину.
Валиханова похоронили по мусульманским обычаям. Но никто из друзей и близких не присутствовал при его погребении. Несмотря на новообретённых родичей и универсальный титул султана, Чокан Чингизович родился очень далеко от этих мест, на другом краю Степи – тут он так и не стал родным. Потому смерть его сразу обросла неясными слухами, а со времени породила множество вопросов. Но про странности его ухода я расскажу как-нибудь позже. А сегодня хочу отправиться туда, где должен хоть раз в жизни побывать всякий уважающий себя и свою страну казахстанец.
Нынешний гранитный обелиск с барельефом был воздвигнут над могилой в сентябре 1958-го года. Но это не первый памятник. Предыдущий, поставленный в 1880 году стараниями легендарного генерала КОЛПАКОВСКОГО, туркестанского губернатора КАУФМАНА и радением купца КУЗНЕЦОВА - сохранился в виде мраморной плиты с эпитафией по-русски и по-арабски (копия его вделана у подножия нынешнего памятника, а оригинал со следами варварства можно увидеть в музее). А перед этим существовал ещё и глиняный мазар, от которого не осталось ничего, кроме рисунка друга-однокашника Григория ПОТАНИНА.
Незамысловатый и аскетичный каменный обелиск над прахом великого исследователя и просветителя сильно отличается от тех помпезных и дорогих монументов, которые ставят ныне своим предкам современные казахские нувориши. А ведь Валиханов - человек, благодаря которому многие образованные европейцы не только впервые услыхали этноним "казах", но и прониклись искренней симпатией к степному народу, а без цитирования его трудов до сих пор не обходится ни один труд по казахской этнографии. Почему же его скромная могила не выглядит местом поклонения и не носит следов почитания?
Не последнюю роль в этом сыграло то, что он покоится так далеко от тех мест, где родился, и где род Валихановых, последних властителей Среднего жуза, значит гораздо больше, нежели здесь, в землях казахов старшего жуза. Важно помнить и то, что у него не осталось прямых потомков, а для традиции сохранения памяти в Казахстане, как старом, так и нынешним, такое положение дел также может иметь определяющее значение. А многие особо ретивые представители национальной интеллигенции не могут забыть ему его царского мундира, в котором он щеголял всю жизнь. Таким образом Чокан Валиханов не стал "почитаемым предком" и "святым", подобно Джамбулу и Абаю, на его могиле редко появляются навязанные паломниками ленточки-садака.
Но так или иначе Чокан Валиханов более многих достоин того, чтобы специально посетить его могилу. А вместе с ней и чудесный музей в близлежащем селе Чокан (бывший Шанханай), также появившийся здесь в советский период. О местном музее следует сказать особо. Он внезапен. Как по своей архитектуре и своими интерьерами, так и продуманности примыкающей территории. Здесь, в небольшом парке, на взгорке, поставлен и памятник Валиханову. Самый большой в Казахстане. Хотя личных вещей самого Валиханова в музее практически нет (их попросту не осталось), экспозиция насыщена артефактами и иллюстрациями, способными погрузить посетителя во все аспекты недолгой жизни "промелькнувшего метеора".
Немногие ведают, что и могила, и музей расположены в относительной близости от нашей Южной столицы – за Сары-Озеком. Так что добраться сюда из Алматы и Талдыкоргана можно за несколько часов. В прежние времена, когда, как ни странно, "культ Валиханова" присутствовал в обществе куда заметнее (романы и фильмы о нём, юбилеи, премии его имени, его собрания сочинений большими тиражами – принадлежность минувшей эпохи), сюда, к могиле, в день наезжало по несколько автобусов с организованными туристами. А рядом с музеем даже функционировала полноценная гостиница для профсоюзных паломников. Её руины с укором глядят на нас сегодня…
Андрей Михайлов - писатель, автор географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!