Ядерная супердержава воспринимает малый бизнес в качестве важнейшего элемента всей своей экономической конструкции
Сегодня правительства многих стран оказывают своим экономическим агентам беспрецедентную поддержку. Пишут, что правительство Казахстана выделило на поддержку МСБ 1 триллион тенге. В этом же направлении идут в Америке, где, вопреки мнению о безраздельной власти корпораций, в приоритете оказался бизнес малый и средний.
Смотрим на цифры. В рамках $2,2 триллиона, выделенных из федерального бюджета, согласно подписанному президентом США 27 марта Cares Act, на помощь МСБ предназначено $377 миллиардов. Помимо этого, по линии Федерального резерва малому бизнесу выделяется льготное кредитование на сумму $600 миллиардов. Плюс ко всему, по поручению Белого дома, министр финансов Стив МНУЧИН приступил к согласованию с Конгрессом дополнительного пакета финансовой помощи малому предпринимательству на сумму $250 миллиардов.
Таким образом, в американский МСБ будет влито не менее $1,1 триллиона. И это, как заявляет Минфин США, не предел.
Оказываемая поддержка свидетельствует, что ядерная супердержава воспринимает малый бизнес в качестве важнейшего элемента всей своей экономической конструкции и основополагающего драйвера внутреннего роста, защищённого от внешних шоков.
В эпоху геополитической турбулентности более рациональной ставки трудно придумать. При туманных перспективах, которые маячат впереди, первыми под удар могут попасть не успевшие поменять геолокацию зарубежные производственные цепочки ТНК.
Впрочем, крупная ставка на МСБ в США сделана задолго до дня сегодняшнего. Субъекты малого предпринимательства давно стали неотъемлемой частью нарастающего в Америке гражданского патриотизма, как бы странно это для кого-то не звучало. Есть даже своего рода мантра:
"Покупая что-то у малого бизнеса, вы не помогаете корпоративному CEO приобрести третий дом для отпуска, но вы даёте деньги меленькой девочке на оплату уроков танцев, маленькому мальчику на толстовку с логотипом любимой команды, отцу и матери на еду для семейного застолья".
Как выглядит все это на деле, узнать можно из следующей заметки.
Патриотизм маленькой кассы
У понятия "патриотизм" существует множество дефиниций. И отношение к патриотизму у разных людей зачастую разное. В ультралиберальном тренде, к примеру, в чести сегодня высказывание "патриотизм - это последнее прибежище негодяев", принадлежащее английскому поэту и литературному деятелю второй половины 17 века Самуэлю ДЖОНСОНУ.
Правда, любители этого афоризма упускают почему-то из виду, что Джонсон не имел в виду патриотизм в широком смысле, а обращался к своим вполне конкретным политическим оппонентам из партии вигов, присвоивших в одностороннем порядке в пылу раздиравшей в те годы британский истеблишмент внутриполитической борьбы звание "истинных патриотов Великобритании". Впрочем, не суть важно.
Я про Америку сейчас. Для многих американцев, помимо гордости за свою страну, патриотизм имеет очень понятные формы внешнего проявления. Это и вывешенные перед домами звездно-полосатые флаги, и исполнение национального гимна во время большинства массовых мероприятий. Исполнение при этом, судя по всему, действительно преисполнено искренними эмоциями. Но все это моменты государственно-идеологические. А есть ещё экономико-практические, если можно так выразиться.
Про традиционный для Америки в конце ноября день грандиозных распродаж, именуемый "чёрной пятницей", мало кто сегодня не знает. В этот день американская торговля снимает увесистую кассу. Но одной пятницей дело давно не ограничивается. Для онлайн-покупок существует "кибер-понедельник". И главное, с 2010 существует совершенно уникальный день - Small Business Saturday – "суббота малого бизнеса". Это субботний день, следующий за "чёрной пятницей".
Смысл идеи в привлечении внимания к интересам американского малого предпринимательства. Задача проста: сделать максимально возможное количество покупок или заказов именно у мелких бизнесов. В Америке есть такое обобщающее понятие "Main Street". Магазинчики, продуктовые лавки, ателье, мастерские, парикмахерские, ресторанчики и кафешки - в общем, все то, что сопутствует любому человеку в ежедневной жизни, облегчая ее. Противопоставляют обычно Main Street величественную Wall Street, олицетворяющую собой мир крупного капитала и транснациональных корпораций.
Корпорации корпорациями, но вот что показательно: именно Main Street создаёт в Америке 47,5% рабочих мест всего американского частного сектора, или иными словами даёт работу 59 млн из 124 млн работающих вне государственной сферы. С 1997 число предприятий малого бизнеса выросло с 15,4 млн до 30,2 млн. Таким образом, малый бизнес играет в США роль далеко не второстепенную. И это очень важно. Предприниматели, свободные от иерархии государственной службы и подобострастного карьеризма больших корпораций, являются самой настоящей опорой демократии, критически мыслящей и всему дающей собственную оценку.
Вот и напрашивается вывод - что поддержка населением малого бизнеса и есть прямое проявление своего рода патриотизма. Экономического, если хотите. Который сегодня в США помножен на разрастающееся движение Buy American (покупай американское)! Последние опросы показали, что 70% американских потребителей при совершении покупок предпочитают товары с лейблом Made in USA.
Привычка покупать своё у своих для многих американцев стала вполне осознанным каждодневным принципом. А ведь это десятки миллиардов долларов в кассу предпринимателей.
Квинтэссенцией патриотизма всегда будет готовность во время испытаний войной взять в руки оружие. Однако, думается, что патриотизм проявляться может не обязательно в окопе, а вот, допустим, во времена мирные прямо в магазинчике за углом дома. Незаметный в масштабах всей экономики и совсем негероический, но такой нужный и важный для миллионов сограждан - патриотизм маленькой кассы.
Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.