Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Чу-Илийские горы, невеликие по всем параметрам, имеют множество местных локальных названий: Дулан-Кара, Кольжабасы, Киндиктас, Анрахай, Айтау, Хантау и т. д. Сложенные допотопными гранитами и сланцами они представляют собой остатки древнейшего хребта, который выгибался отсюда до района современного Жезказгана. Это происходило в те эпохи, когда жизнь ещё только теплилась в глубинах первобытных морей, а на суше ничто не нарушало мёртвого геологического покоя.
Впрочем, с тех "докембрийских времён", отстоящих от нас на трудновообразимую цифру, исчисляемую сотнями миллионов лет, земля в этом месте неоднократно превращалась в равнину, покрывалась водой морей, вновь вздымалась под напором магмы. В наследство от такого бурного прошлого нам достались обширные плато, крутые скалистые вершины, глубокие каньоны и целый лабиринт узких ущелий, по которым текут стремительно появляющиеся и бесследно исчезающие дождевые потоки.
Считается, что горы эти начисто лишены деревьев и почти незаселены. Что верно лишь отчасти. Деревьев тут действительно мало. Но зато те, которые встречаются, достойны и уважения и внимания. Вётлы, осеняющие некоторые родники, судя по их размерам, растут тут уже сотни лет! Недаром многие из них до сих пор являются объектами почитания и осияны печатью святости.
Впрочем, святыми можно по праву считать все эти древние горы, которые представляют собой гигантский культовый комплекс, в котором поклонялись богам, духам и силам природы на протяжении нескольких тысячелетий (от эпохи бронзы – до самых тюркских времён). Все слыхали про Тамгалы – гигантское скопление загадочных наскальных знаков, архаичный центр поклонения Солнцу. Это - тут, на северном склоне гор Анрахай.
Но скажу больше, стоит только заглянуть в любое из ущелий, да повнимательней приглядеться к "загорелым" до черноты скалам, как взору непременно предстанут десятки въевшихся в камень знаков – петроглифов, процарапанных и выбитых руками древних жрецов. Можно сказать, что вся поверхность Чу-Илийских гор испещрена десятками тысяч открытых и неоткрытых скальных изображений, словно разрисованная промокашка школьника времён развитого социализма или татуированное тело юного туриста, самостоятельно побывавшего в Таиланде.
Кто оставил после себя всё это священное изобилие? Кто только не оставлял! О мифах, лежавших в основе, как и ритуалах, сопровождавших поклонение этим изображениям можно лишь догадываться. Но количество духовных артефактов не оставляет сомнения в том, что перед нами не просто горы, а Святые горы, раскинувшийся на сотни километров сакральный комплекс, к которому с благоговением несли свои жертвы десятки поколений людей разных племён и народов. Случайно ли?
Тут же находится ещё и великое множество курганных некрополей, в которых когда-то упокоился прах племенных авторитетов и древних героев. Но всё это в прошлом. Давно разграблены древние курганы. Давно не выходило ничего значительного и святого из-под "кисти" любителя наскального искусства. А последний всплеск созидательной людской активности в Чу-Илийских горах был связан с деятельностью знаменитой "Волковгеологии", оставившей свои следы - брошенные посёлки и оплывшие траншеи, которыми перепахивали ущелья в поисках сырья для атомного оружия.
Древность и содержательность сакральной составляющей делают Чу-Илийские горы одинаково притягательными как для казахов, так и для представителей всех прочих казахстанских народов – ведь чем глубже в историю, тем больше обнаружится общего между людьми и народами. При грамотной раскрутке этот район мог бы стать культурной визитной карточкой всего Казахстана, способной не только привлекать и увлекать своей историей наших земляков, но и стать связующей нитью между нами и гостями со всего света. Впрочем, в самое ближнее время куда важнее придать природно-историческому сакральному мега-комплексу Чу-Илийских гор какой-нибудь государственный статус. Он того достоин и он в том нуждается.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!