По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
На снимке: досмотр в аэропорту Нью-Дели.
Читайте предыдущую историю Евгения ЖОВТИСА «Недружественный почерк».
На прошлой неделе ездил я на юг Индии, на Андаманские острова. Возвращался обратно в Дели из Порт-Блэйра, столицы этой индийской автономии, самолётом через Мадрас.
Полёт – почти шесть часов, с посадкой в Мадрасе без выхода из самолёта во время стоянки. На соседних со мной креслах расположилась пожилая пара, муж с женой. Полёт - долгий, разговорились. Мужчина оказался сотрудником отделения Центрального государственного банка Индии в Бангалоре.
И стал я ему, значит, жаловаться на меры безопасности в индийских (и не только) аэропортах. Кто не знает, в Индии везде - и на международных, и местных рейсах - просто «драконовские» меры безопасности. Любой аэропорт охраняется силовыми структурами, начиная с подъезда к нему со специальными бетонными или металлическими загородками, движением слаломного типа и т. д. В аэропорт без билета и паспорта или местного удостоверения личности зайти невозможно.
Дальше знакомое снятие обуви и поясов, вытаскивание из багажа в отдельную корзину компьютеров и прочих электроустройств, прохождение металлоискателей.
И постоянная проверка посадочного талона и документов, в том числе при посадке в самолёт. Многое нам хорошо знакомо по Алматинскому, Астанинскому аэропортам и другим воздушным гаваням нашей Родины, да и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
В общем, как человек, много летающий, я, при полном понимании необходимости обеспечения безопасности полётов, выразил некоторое сомнение в эффективности и рациональности этих мер. Учитывая, какое количество сотрудников безопасности в этих проверках миллионов людей участвует и какие огромные средства из бюджета выделяются, я задался вопросом: неужели нельзя придумать какие-то устройства, которые позволят как-то более эффективно выявлять угрозы и террористов, оставив в покое законопослушных граждан?
Вон США придумывают самолёты-невидимки, Россия – ракеты с ядерным двигателем, а решить такую проблему никак, что ли, не могут?
В общем, я вывалил это всё на голову индийского сотрудника банка.
Он меня внимательно выслушал, а потом задумчиво спросил: сколько в нашем самолёте летит человек?
Оглядев самолёт, я прикинул число пассажиров - 150-180.
- А сколько самолётов сегодня вылетело из Мадраса?
- 40 или 50 рейсов. То есть всего около 10 тысяч человек.
- А в Мадрасе живет около 5 миллионов человек, в Дели – около 19 миллионов, а в Индии в целом – 1,3 миллиарда.
Так вот, - продолжил мой собеседник, - летают самолётами менее 1%, а остальные десятки процентов перемещаются поездами, если на дальние расстояния, а в основном автобусами. В Индии огромное расслоение по доходам, и подавляющее большинство населения никогда не летало никакими самолётами. Они десятками набиваются в автобусы без стёкол, без всякого секьюрити и проверки документов.
- А кто не ездит в автобусах? – спросил самого себя индус. И сам же ответил: - Богатые и чиновники. Вот себе они и обеспечивают безопасность. Ну, немного нам, среднему классу, у которого есть деньги на самолёт. А если едешь на поезде или на автобусе, то все эти меры безопасности исчезают. У бедных с безопасностью - уже как получится. Или террористы подписали меморандум не атаковать автобусы и поезда? – закончил свой монолог индус и отвернулся к окну.
Я задумался, потому что как-то не рассматривал эту проблему под таким углом зрения. В Казахстане меньше разница в доходах и в той или иной степени почти все могут себе позволить куда-то слетать на самолёте. Особенно, с учётом наших бескрайних степей, другим транспортом с одного конца страны до другого просто не добраться.
Но в рассуждениях индуса явно подчёркивалась несправедливость по отношению к бедным и какое-то неравенство в ценности жизни тех, кто летает на самолётах, и тех, кто ездит на автобусах. Во всяком случае, с точки зрения установленных государством мер безопасности.
Складывается впечатление, что прав был Джордж ОРУЭЛЛ, написав в повести «Скотный двор»: «Все равны, но есть некоторые равнее других».
Фото: mumbaiindians.com.