Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Одна из наиболее почитаемых святынь Южного Казахстана находится на дороге от Туркестана к Отрару. Мавзолей Арыстан-баба, духовного наставника Ахмеда Ясави. Впервые я увидел этот архитектурный памятник в 1980 году. Именно "памятник", в те годы на дверях его висел большой амбарный замок. Однако, несмотря на отсутствие жизни, объект находился под охраной государства.
Фото 1980 года.
Хотя в этом и просматривалось некоторое лукавство. Потому что, по большому счёту, перед нами в те годы уже был не сам мавзолей, построенный ещё в XIV – XV веке, а его поздняя копия. Согласно Своду памятников истории и культуры Казахстана ("Южно-Казахстанская область", 1994 год), от первоначальной постройки остались только резные колонны айвана, перенесённые в археологический музей Алма-Аты. Ещё в XVIII веке тот мавзолей был разрушен землетрясением и воссоздан в соответствии с новыми архитектурными пристрастиями и нормами.
А что же тогда видят сегодняшние паломники? Увы, даже не ту архитектурную реплику. "Здание XVIII в. разрушилось и в 1909 г. было отстроено заново, о чём гласит надпись на одном из картушей фриза". Более того - "в 1971 г. из-за высокого уровня грунтовых вод, приведших её к аварийному состоянию, мечеть была снесена и выстроена заново".
Но это всё, если даже известно приезжающим к мазару, поставленному над прахом знаменитого суфия, вряд ли препятствует настроениям нынешних паломников. Прибывающим сюда, кстати, не только из разных концов Казахстана, но и со всей Средней Азии. После падения атеистической власти амбарный замок пропал и религиозный комплекс зажил своей заповеданной жизнью.
Предание утверждает, что Арыстан-баб (как, впрочем, и многие другие суфийские праведники) отличался не только завидным долголетием, но и отменным здоровьем. Существует легенда, что праведник самолично принёс из Отрара в Туркестан огромный казан, являющийся ныне главным культовым предметом комплекса-мавзолея Ходжа Ахмеда. О великанском росте святого "свидетельствует" размер его "двухсаженного" надгробья, расположенного в мавзолее слева по входу.
Как и многие другие историческо-мифические деятели прошлого давно почивший Арыстан-баб, благодаря стойкости суфийской традиции, продолжает служить людям - исправно трудиться, совершая положенные сану чудеса во имя тех, кто в эти чудеса верует. У этого святого имеется, наряду с обычным "чудотворничеством" и своя "узкая специализация". Утверждается, что он способен помочь в таком деликатном вопросе, как "насильственное принуждение" к шаманской деятельности, которое, как известно, традиционно передаётся из поколения в поколение и не всегда добровольным путём.
Но всё-таки главными поклонниками Арыстан-баба являются поклонницы, извечно жаждущие простого: потомства и мира в своих семьях. Среди многочисленных женщин репродуктивного возраста, которых в изобилии среди паломниц, стекающихся к мазару со всех сторон, можно услыхать немало рассказов о самых невероятных чудесах, случившихся с теми, кто уверовал, переночевал у святыни, поклонился праху, помолился Богу, прикоснулся к гробу праведника.
Эта вера в чудо роднит южно-казахстанскую святыню со многими тысячами подобных прибежищ для отчаявшихся, существующих в разных странах и у разных религий. Ныне, когда Запад закопал воспроизводства тему в либеральных ценностях, всё такой же злободневной она остаётся в патриархальных обществах исламского Востока. И неслучайно тут снова вспомнили издревле бытовавший "культ святых мазаров" и потянулись к могилам праведников. Вера творит чудеса, а вера обречённого способна совершать воистину невероятное! И в этом, даже с точки зрения рациональной науки, нет ничего удивительного.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!