Досым Сатпаев: В чем заключается главный прокол в деятельности госструктур с точки зрения профилактики и борьбы с экстремизмом и терроризмом
Читайте предыдущую статью Досыма САТПАЕВА "Власти боролись с мирными митингами и забыли об экстремистах".
На официальном уровне события в Актобе признали террористическим актом. Но если это теракт, то возникают вопросы по поводу того, как все-таки работает антитеррористическая система Казахстана, которую вроде модернизировали после терактов 2010-2011 годов. Хотя, судя по словам премьер-министра РК Карима МАСИМОВА, все еще есть некие недоработки, что требует принять «целый комплекс мер». При этом всё как всегда. Вечная недосказанность. Какие недоработки? Какой комплекс мер? И, самое главное, в чем заключается основной прокол в деятельности государственных структур с точки зрения профилактики и борьбы с экстремизмом и терроризмом?
Бой с тенью
Интересно, что незадолго до актюбинских событий были проведены крупные антитеррористические учения под Астаной. Естественно, всё это также подавалось как элемент антитеррористической деятельности государства.
По сценарию учений, в труднодоступных районах Казахстана сформировались террористические отряды численностью 100-150 человек, которые стали проникать в город, где организовывали стихийные митинги, поджоги и погромы. Странно то, что этот сценарий немного не совпадает с текущими реалиями. Конечно, гипотетически возможен и такой сценарий, который больше напоминает открытую агрессию, чем диверсию. Но, как показывает большинство терактов, которые совершены на территории Казахстана за последние годы, за ними стояли не крупные отряды боевиков, которые проникают в города извне. Это были, скорее, небольшие группки радикалов, которых от простых горожан вообще не отличишь. То есть с явным противником всегда легче бороться, чем с замаскированным.
В условиях же городского терроризма большую пользу приносит тихая, незаметная агентурная деятельность, связанная с внедрением в радикальные группы. Без этого никакой работы на опережение не получится. К сожалению, в большинстве случаев силовая составляющая антитеррора часто абсолютизируется и рассматривается как панацея от политического экстремизма. Хотя силовые акции спецслужб против экстремистских и террористических организаций являются лишь крайней мерой, указывающей на то, что другие ресурсы уже исчерпаны.
Проблема заключается в том, что современный терроризм является самогенерирующейся системой, способной к самовосстановлению и мутации. При таких условиях использование только силовых мер загоняет проблему в подполье, не решая ключевой задачи обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Антитеррор в законе
С точки зрения законодательного обеспечения, в Казахстане вроде бы существуют все правовые инструменты для эффективной борьбы с экстремизмом и терроризмом. И речь идет не только о законах РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» или «О противодействии экстремизму», где написано, что все органы власти, в том числе и областные, должны предупреждать, выявлять, пресекать экстремизм и ликвидировать его последствия, а также выявлять и устранять причины и условия, способствующие экстремизму. В начале 2011 года правительство РК утвердило правила организации противодействия терроризму, где большое внимание также было уделено его предупреждению. В частности, речь шла об организации и проведении информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование в обществе идей неприятия терроризма. Упоминалось и обеспечение высокого уровня антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении.
Но, исходя из того, что произошло в Актобе, эти пункты не были реализованы. А если и были, то ради галочки. Как, например, проверка объектов, включенных в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, которая началась с 1 января этого года. Уже известно, что руководители организаций и предприятий получают предупреждения или штрафуются, если у них отсутствует пропускной режим, нет охранного оборудования или не проводится обучение персонала выявлению потенциально опасных посетителей, а также обнаружению мест закладки взрывных устройств.
Но проблема в том, что объектов, которые считаются уязвимыми, в стране больше 14 тысяч. И маловероятно, что большинство из них когда-нибудь обеспечат себе эффективную антитеррористическую защиту, тем более за собственный счет. Здесь без помощи государства не обойтись, так как трудно представить, кто, кроме силовых структур, будет проводить регулярные и профессиональные антитеррористические тренинги для персонала, например, торгово-развлекательных центров.
Призрачные антитеррористические комиссии
Абсолютно непонятно, чем занимаются антитеррористические комиссии (АТК) при акиматах, которые как раз и создавались для профилактики терроризма и экстремизма в рамках новой редакции Закона РК «О противодействии терроризму». Единственное - известно, что их лепили как придаточные звенья Антитеррористического центра (АТЦ) РК, который появился в июне 2013 года при Комитете национальной безопасности. При этом следует отметить, что АТЦ три года назад создавался не на пустом месте, а был правопреемником АТЦ КНБ, который существовал еще в 2003 году. На центральном уровне членами нынешнего Антитеррористического центра являются практически все наши министры. И приоритетное значение в работе этого центра уделялось вопросам совершенствования профилактики терроризма, в том числе и в регионах, где и были созданы антитеррористические комиссии при акиматах. Кстати, региональные АТК также должны были уделять повышенное внимание вопросам защищенности объектов жизнеобеспечения, транспортной инфраструктуры, мест массового скопления населения, административных зданий государственных органов и т.п. Более того, необходимость создания антитеррористических комиссий в регионах также объяснялось тем, что работой по противостоянию экстремизму и терроризму должны заниматься не только правоохранительные структуры, но и все государственные органы на местах.
Но, судя по всему, ситуация кардинальным образом не изменилась. Среди акимов слишком много временщиков, которых больше волнует вопрос их карьерного роста, чем безопасность граждан.
Кстати, Антитеррористический центр в Астане вправе вносить предложения президенту РК, в администрацию президента, в Совет безопасности и в правительство «о привлечении к ответственности должностных лиц центральных и местных исполнительных органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в сфере противодействия терроризму». Интересно, будет ли реализовано такое право АТЦ в случае с Актобе?
Мы проигрываем идеологическую войну
Многие понимают, что к внутренним факторам, связанным с активизацией сторонников экстремистских идей, также относится идейный вакуум, который сейчас заполняется суррогатами, в том числе со стороны государства. В результате кризис самоидентификации царит в головах многих граждан Казахстана.
И некоторые пытаются найти себя в радикальных структурах, которые часто дают простые ответы на сложные вопросы, так как в свое время люди никаких ответов не дождались от чиновников или имамов.
Власть теряет стратегическую инициативу в разных сферах - в информационно-идеологической, религиозной, в работе с молодежью и т.п. Хотя уже давно в нашей стране наблюдается религиозный ренессанс в различных социально-демографических, этнических и профессиональных группах, в том числе среди чиновников. Но проблема в том, что этот тренд соприкасается с таким негативным аспектом, как низкий уровень религиозного образования, причем даже среди духовенства. При столкновении двух этих трендов создаются благоприятные условия для появления разного рода экстремистских идей, а также многочисленных псевдорелигиозных интерпретаторов, которые легко подстраивают религиозные догмы под свой практический интерес.
Не принимая активного информационно-просветительского участия в жизни общества, легальные религиозные организации часто проигрывают борьбу за умы людей, многие из которых хотели бы услышать их мнение по поводу деятельности экстремистских групп, прикрывающихся религиозными лозунгами. Об этой проблеме в Казахстане активно заговорили только в последнее время. Духовное управление мусульман Казахстан (ДУМК) так и не стало одним из инструментов профилактики и нейтрализации экстремистских идей среди верующих, в первую очередь - среди молодежи. Лишь недавно ДУМК, Комитет по делам религий Министерства культуры и спорта РК, а также Исламский просветительский телеканал «Асыл арна» подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в духовно-религиозной сфере. Но активная борьба за умы должна вестись не только через телеканалы, а и в мечетях, и в социальных сетях. Не секрет, что именно эти две площадки все активнее используют «ловцы душ».
«Кроты» во власти
Еще один тревожный момент - проникновение экстремистских идей в госструктуры, в частности, в силовые органы и вооруженные силы страны. То есть возникает другой опасный тренд – сращивание экстремизма с властью. Проблема в том, что ни у кого нет точной информации об уровне пассивных протестных настроений внутри бюрократического аппарата. Неясно, сколько чиновников являются приверженцами той или иной религиозной конфессии. Это «черный ящик». Хотя, как показывают события в Египте, «Братья мусульмане» временно пришли к власти после Хосни МУБАРАКА в том числе и потому, что смогли инкорпорировать внутрь бюрократического аппарата страны и даже в силовые структуры своих сторонников, которые ждали «часа Х» и «сигнального огня».
Естественно, экстремистские структуры всегда будут заинтересованы в появлении своих представителей во власти. С криминалом, как мы уже видим на примере терактов последних лет, это сращение уже произошло. И этот «троянский конь» будет ждать своего момента, каковым станет транзит власти. Ведь при смене власти в Казахстане возможен риск определённой дестабилизации, пусть даже временной, образование некоего вакуума, который может привести к активизации определённых сил.
Что делать?
Упущенное время и возможности для профилактической работы с экстремистскими настроениями в Казахстане необходимо наверстать за гораздо более короткие сроки. В значительной степени это будет возможно при переформатировании существующей антитеррористической системы, которая должна состоять из взаимосвязанных инициатив как со стороны государства, так и общества. Однако госструктуры в Казахстане пока еще сохраняют монополию на обеспечение безопасности общества и личности от террористических угроз. В то время как необходимо объединение усилий государства и общества. Это важно еще и потому, что поможет сохранить общественный контроль над антитеррористической деятельностью государства, тем самым поддерживая баланс между национальной безопасностью и правами человека. Без этого баланса есть опасность, что одним из последствий борьбы с терроризмом может быть дальнейшее закручивание гаек, а это загоняет нас в замкнутый круг, порождая еще больший уровень радикализма.
С одной стороны, в Казахстане вроде есть все элементы для эффективной антитеррористической работы. Есть законы, созданы антитеррористические структуры в центрах и на местах. Но всё это не работает как единое целое. При этом само общество отодвинуто в сторону. Хотя эффективная антитеррористическая модель также должна включать в себя несколько взаимосвязанных блоков: 1) аналитический; 2) информационно-просветительский; 3) антитеррористические тренинги для населения.
Что касается аналитической компоненты, то необходимо исходить из простой мысли: терроризм - это не просто конкретная экстремистская группа или коалиция групп, которые нужно уничтожать, а явление, требующее тщательного изучения исторических, идеологических, политических и социально-экономических условий, способствующих появлению экстремистской и террористической деятельности. Эффективность антитеррора зависит от точечного уничтожения не конкретной террористической группы, а первопричин ее появления. При этом немаловажна оценка позитивных и негативных последствий конкретных антитеррористических мероприятий силовых структур с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы.
В информационно-просветительской сфере важно осознать, что трудно вести борьбу с экстремистскими организациями в обществе, где не имеют никакого понятия об этих организациях, знают только их названия и где существует низкая степень доверия к деятельности правоохранительных органов и спецслужб. В результате в сознании простых людей угроза терроризма либо вообще не воспринимается, что ослабляет общественный иммунитет против радикальных идей, либо деятельность экстремистских организаций воспринимается не адекватно. Государству необходима более активная работа со СМИ, через которые необходимо давать регулярную и, по мере возможности, полную информацию о деятельности тех или иных экстремистских организаций, их идеологии, целях. Здесь главное не проиграть информационную войну, где дефицит информации идет больше во вред государству, чем на пользу, порождая слухи и явную дезинформацию. Также необходимо совершенствовать систему получения информации от населения для предупреждения террористических актов. Люди должны знать, куда звонить, что говорить и на какие детали обращать внимание.
Учитывая, что главная цель любого теракта - нанесение психологического шока обществу и удар по имиджу власти, последней необходимо также разработать комплекс мероприятий по психологической и практической подготовке населения к терактам. Общество не только должно знать, что живет в условиях постоянной угрозы, но и видеть, что государство что-то делает для повышения его безопасности. Будь то подготовка специальных пособий по правилам поведения в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с угрозой терактов, или же разработка паспорта безопасности для учащихся средних школ и учителей в качестве обязательного учебного материала.
Главное - подготовить население к угрозам терактов посредством информирования о необходимых правилах поведения человека во время таких событий. Аналогом может быть инструктаж людей по поводу поведения во время стихийных бедствий. Ясно, что эти меры не дадут стопроцентную гарантию безопасности, но они могут повысить уровень выживаемости людей, который в немалой степени зависит от адекватного поведения в неадекватной ситуации. Такая работа, кстати, окажет определенную помощь в деятельности антитеррористических структур, которые будут меньше сталкиваться с риском непредсказуемого поведения населения во время теракта.