Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
По отношению к прошлому и окружающему "старые" жители Алма-Аты зачастую представляют собой противоположность "новым" обитателям Алматы. И оно неудивительно, если осознать, что значительная часть жизни "прежних" протекала не только в реалиях другого времени, но и в иной среде обитания. Всего этого "дорогого" уже не захватили новые поколения и новые земляки. Вот вариант, когда старожилы ещё помнят то, чего уже нет в природе. И не только помнят, но и оплакивают. При каждой встрече в реале или виртуале.
Ниже я привожу наиболее значимые утраты алма-атинского периода нашей городской истории, за которые неуспокоенные горожане вряд ли простят представителей беспринципной власти и хищного бизнеса.
Старый ТЮЗ на пересечении Калинина и Коммунистической (Кабанбай батыра и Абылай хана)
На снимке: зрительный зал старого ТЮЗа.
Культовое здание удачно "сгорело" ещё в 1990-е годы. Но могло быть восстановлено при наличии соответствующей воли и мотивации. Однако вместо того на этом месте возник один из первых "доходных домов" новой эпохи, по мнению многих, изрядно обесценивший облик всего "исторического центра".
А город утратил не только удивительный по своей неповторимой ауре театральный зал, через который в своё время прошли целые поколения юных алмаатинцев, но и лишился уникального памятника городской истории. Побывавшего за свою бытность и первым крупным кинотеатром столицы Советского Казахстана, и съёмочной площадкой легендарного ЦОКСа (где во время войны великий Эйзенштейн снимал своего "Ивана Грозного"), и первым в республике детским театром, созданным радением самой Натальи САЦ в 1945 году.
Городской Дом пионеров на той же улице Калинина (Кабанбай батыра), угол Сейфуллина
Во многом повторил судьбу ТЮЗа. Хотя тут всё обошлось без пожара. Любимый детворой и воистину судьбоносный для многих из тех, кто рос в 1960-е – 80-е годы, Дом пионеров просто снесли без лишнего шума, очистив площадь для более прибыточного "билдинга".
А появился он здесь в 1962 году и был выстроен по проекту, творчески переработанному местными архитекторами и художниками с московского эталона. К 1982 году в том Доме пионеров работало 230 кружков и секций, деятельность которых охватывала все интересы подраставшего тогда поколения горожан. За годы существования через него также прошли десятки тысяч представителей городской ребятни. И для многих из них тот Дом пионеров стал отправной точкой в дальнейшую жизнь.
"Жилкомбинат № 1", всё на той же Калинина (Кабанбай батыра), при пересечении с улицей Фурманова (Назарбаева)
На снимке: фрагмент улицы Фурманова с четырьмя жилкомбинатами.
На самом деле это был лишь один из элементов обширного архитектурного ансамбля жилкомбинатов, протянувшихся отсюда вниз вдоль Фурманова - на два квартала. Комплекса, уникального во всех отношениях. Потому что именно он олицетворял новые подходы к строительству Алма-Аты, бум которого начался вослед за переездом к нам столицы из Кзыл-Орды.
Достаточно вспомнить, что это, например, были первые многоквартирные жилые здания города, в которых все "удобства"находились внутри, а не снаружи. Построенные когда-то по единому плану, все четыре жилкомбината были объявлены "ветхими" и обречены на снос вослед за первым. От полного уничтожения уникальный памятник нашей городской истории спас неожиданный благодетель – кризис 2008 года. "Ветхие здания" стоят на своих местах до сих пор, правда без своего первенца, на месте которого зияет зловещая архитектурная дыра.
Кинотеатр "Алатау" на углу улиц Карла Маркса (Кунаева) и Комсомольской (Толе би)
Ещё одно место, памятное всем горожанам старшего возраста. Первый в городе широкоэкранный кинотеатр, построенный в 1960-м году.
О значении его в жизни алмаатинцев можно судить по былой посещаемости. Так, в 1980 году посмотреть кино заходили сюда почти 900 000 зрителей. В те времена "Алатау" не пустовал, как впрочем и все прочие кинотеатры города, вдруг оказавшиеся невостребованными в XXI веке. Но, в отличие от большинства других, от которых всё же остались кое-какие коробки зданий, "Алатау" не устоял - на его месте, несмотря на сетевые протесты, появилось то, что должно было появиться. Заведение быстрого питания.
Автовокзал "Саяхат" на углу проспекта 50-летия Октября (Райымбека) и Красногвардейского тракта (Суюнбая)
Ещё один первенец нового быта был удалён без особого шума в связи со строительством "важной развязки". Но, вся шутка, что развязка-то – мимо прошла! А автовокзал всё равно поломали.
Белоснежное здание с уникальными башенными часами появилось на гребне строительного бума в 1967 году. До того времени никаких вразумительных автостанций в столице не существовало. Городская автостанция (позже названная "Саяхатом") стала весьма бойким и посещаемым местом не только для горожан, массово обретавших заветные дачные участки вокруг города, но и для окрестных селян, многие из которых начали учиться и работать в Алма-Ате.
В 1980-м через "Саяхат" проходило в сутки 20 000 пассажиров. Несмотря на снос здания автовокзала, "Саяхат" никуда не делся. Автобусы всё так же отправляются от появившихся взамен времянок.
"Косые дома" в квадрате улиц Коммунистической (Абылай хана), Курмангазы, Панфилова, Шевченко
Ещё один архитектурно-исторический памятник середины 1930-х, бесславно уничтоженный в середине 2010-х. Говорят, что их своеобразное положение, наискось к окружавшим улицам в момент строительства – это своеобразная попытка смягчить удар возможного землетрясения, поставив "косые дома" в соответствии с господствующими сейсмическими волнами.
Может быть они и не впечатляли своим обликом, но одно обилие имён, связанных с этими характерными строениями своей эпохи (а тут и ПАНФИЛОВ, и БАЙСЕИТОВА, и ЖУБАНОВ, и БРУСИЛОВСКИЙ, и множество других, в том числе репрессированных) взывало к появлению здесь своеобразного мемориального заповедника и перспективного туристического объекта. Но… "золотой квадрат" - это "золотой квадрат"! Тут взывай не взывай. Протесты и обращения общественников воздействия на вышестоящие умы не возымели. Но и счастье уничтожение памятника никому не принёсло - на "святом месте", паче чаяния, ныне пусто.
Гостиница "Медео" в урочище Медео
Ещё одна архитектурная дырень, сильно раздражающая неравнодушных горожан. Изящная и не портившая вида гостиница была построена сразу следом за высокогорным ледовым стадионом и стала его логичным продолжением и расширением.
Каток в урочище Медео зарабатывал себе всемирную славу не одними массовыми катаниями и пиар-акциями, а в первую очередь крупными международными и всесоюзными состязаниями. Потому гостиница здешняя, рассчитанная на 346 мест, всегда была заполнена под завязку. Никогда не пустовал и её пятисотместный ресторан. Кстати, гостиница "Медео" принесла группе создателей Всесоюзный диплом 1-й степени – "за лучшее качество строительства". Так что – снести её было нелегко. Но - снесли. Зачем? А кто его знает…