Алма-Ата и Алматы. История старой фисгармонии

8123 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 20 Июн 2021, 18:00

Она пережила Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, Вторую мировую и даже перестройку. А сейчас стоит в старом алматинском доме

Знаете ли вы, что такое фисгармония?

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Думы о былом, или Прогулка по кладбищу

Вот я до недавнего времени о ней знала чисто теоретически. По книгам и картинкам. Ну и в музеях видела. Потому что сейчас фисгармония – редкий, исчезающий инструмент. А тут – повезло! 

Если честно, я даже не сразу поняла, что это за инструмент передо мной. Маленький орган? На эту мысль навело наличие педалей и глубокий звук инструмента. Клавесин? Странной формы фортепиано? У него же тоже есть черные и белые клавиши, да и корпус похож… Но нет. Фисгармония.   

Оказалась я в гостях у Сергия ХМЫРОВА, священника Никольского собора города Алматы, и там не только увидела фисгармонию, но и услышала ее. Отец Сергий – человек многих талантов, есть у него и музыкальное образование. Он рассказал, что очень хотелось ему иметь такой инструмент дома. И когда получилось его купить – приобрел не раздумывая. У этой чудом сохранившейся фисгармонии история, наверное, лет 150, не меньше. Она пережила Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, Вторую мировую и даже перестройку. А сейчас стоит в старом алматинском доме, где ее любят, ухаживают за ней. И где на ней играют. 

Произведен инструмент на немецкой фабрике Mannborg в городе Лейпциге. Корпус деревянный, имеет деревянное навершие, 10 регистров, две педали, фортепианную клавиатуру. Диапазон 5 октав.

Как звучит фисгармония, спросят те, кто не слышал ее. И я не смогу ответить, ну разве что скажу – мягко, но ярко и выразительно. Жаль, нельзя сюда прикрепить аудиозапись. Зато в интернете при желании можно найти даже концерты фисгармонии.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Уроки истории

- Очень интересно, что механизм извлечения звуков у фисгармонии, как у аккордеона или баяна. А звучит он как орган. Некоторые даже называют фисгармонию "маленьким органом", но оснований для этого нет, так как орган - духовой трубчатый инструмент, а фисгармония - язычковый. Это одна из "фишек" этого инструмента. Звуки издаются при помощи металлических язычков, которые под воздействием воздуха из мехов инструмента совершают колебательные движения. Для того, чтобы меха инструмента "дышали", одновременно с игрой на клавиатуре музыкант попеременно нажимает ногами на педали инструмента, - рассказала мне Карлыгаш МАКАТОВА, музыкант, менеджер джаз-феста…

Да, инструмент меня так заинтересовал, что я стала наводить о нем справки: расспрашивала знакомых музыкантов, искала информацию в интернете. Интернет, кстати, выдавал по поиску вместо "фисгаромонии" "дисгармонию", приходилось поначалу исправлять. Видимо, дисгармония более близка современному человеку, чем какой -то непонятный музыкальный инструмент. Но в конце концов вот, что выяснила. Простите, если это всем вам давно известно…

Свободно проскакивающий металлический язычок как источник звука был европейцами заимствован у шэна, китайского губного органа, состоящего из деревянного или медного чашеобразного корпуса (в древности это была просто тыква) и вставленных в него тростниковых или бамбуковых трубок.

Фото: CCTV. Китайский музыкальный инструмент шэн.

Фото: Китайская миниатюра.

В 1740 году Иоганн ВИЛЬДЕ, немецкий скрипач и изобретатель музыкальных инструментов,  путешествовал по Китаю, где и познакомился с шэн, он же и привез его в  Европу. Европейцев шэн поразил своей конструкцией и звучанием, они много и долго экспериментировали, пытаясь язычковый механизм приспособить в других музыкальных инструментах. Губная гармошка и гармонь – это, кстати, успешные результаты их трудов. Но совместить встроенные меха с клавиатурой удалось лишь в 1840 году французу ДЕБЕНУ, тогда же фисгармония и была запатентована. 

На снимке: Миссис Мегз за фисгармонией. Уильям Чейз,1883 год. Фото из интернета.

Хотя были замечены похожие инструменты и раньше. Органных дел мастер чех Франтишек КИРШНИК изобрел механизм espressivo, с помощью которого звук можно было усилить или ослабить – было важно контролировать глубину нажатия клавиши, так называемый "двойной нажим". В 1783 году на суд петербургского высшего света он представил свое творение — гармонику. Музыкант одной рукой управлял мехом, встроенным в корпус инструмента, а другой нажимал на клавиши. Звук извлекался при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха – как и в фисгармонии. Это был прообраз гармоники, только в отличие от ее потомков, гармоника Киршника была настольной: за нее садились, как за фортепиано. Это уже потом гармошки стали ручными и завоевали народную любовь.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Когда деревья были маленькими

А начиналось все с тыквы… 

Глядя на фисгармонию, про тыкву я даже и не вспомнила. Но тот факт, что за клавишами не привычные струны – молоточки, а меха, объясняет, зачем инструменту такие большие педали: ими нагнетается воздух, который потом с помощью нажатия клавиш подается на эти самые язычки. Имеется целый ряд регистров для изменения тембра и силы звука. 

Почти сразу же после создания фисгармония получила широкое распространение по всей Европе. Ей посвящали картины, повести, стихи…

Но поначалу она завоевала популярность в конфессиональной области – не все католические храмы, особенно географически удаленные от больших производств музыкальных инструментов, могли позволить себе настоящий орган. Да и его транспортировка с завода до прихода требовала больших денежных затрат. То ли дело фисгармония – это гораздо менее затратный инструмент по всем показателям: она значительно меньше органа размерами и проще в конструкции. К тому же этот инструмент неприхотлив в эксплуатации и уходе, не нуждается в особых температурных режимах и потому приживается и в суровых условиях севера, и в южной жаре. 

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Бальмонт нашего города

Я сама видела в одном из католических храмов Шриланки фисгармонию позапрошлого века. Она была очень дряхлой, но звучала как юная!.. Играл на ней такой же древний как и фисгармония ланкиец-монах, играл задорно, с огоньком. И не католические церковные произведения, а что-то из Pink Floyd… Правда, я тогда не знала, что это фисгармония. Думала – мини-орган.

А в Индии и Пакистане даже появился свой вариант фисгармонии – индийская гармоника. Яркий пример того, как европейский инструмент получил вторую жизнь и развитие на другом континенте. Завезенный сюда христианскими миссионерами, он в начале 20 века стал традиционным инструментом в музыкальной культуре севера Индии и звучит в ансамблях, сопровождающих певцов, инструменталистов и танцоров. Индийцы фисгармонию переделали под себя. Когда она появилась в Индии, на ней играли как в Европе: сидя на стуле. Но в традиционном индийском укладе не было тогда ни столов, ни стульев. Поэтому инструмент со временем лишился педалей, стал меньше по размеру и стал управлять "вручную". У современной индийской гармоники корпус деревянный, сзади него расположены ручные меха. Музыкант нагнетает воздух левой рукой, а правой играет на клавишах. 

Фото из интернета. Индийская гармоника.
Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Удивительные истории удивительных людей

Полюбили фисгармонию и в Японии. Причем так сильно полюбили, что и сейчас фисгармония  играет большую, нет - огромную часть не только в музыкальной культуре, но и в целом в жизни японского общества. 

- В своих японских путешествиях я часто встречалась с фисгармониями, и старыми, и уже современных моделей. В кафе, в католических и протестантских храмах, в офисах, на концертных площадках. Ее изображение можно увидеть на классических японских миниатюрах конца 19 века, есть она и в современном японском кино. В 2016-м году на экраны вышел фильм, который так и называется – "Фисгармония". Там главный герой учит играть девочку на фисгармонии. И сразу понятно – для японцев фисгармония инструмент вполне себе обычный, что-то вроде фортепиано, и есть во многих японских домах, - рассказала мне Анна ДЕГТЯРЕВА, моя дочь и путешественница со стажем. Япония – ее большая любовь, и она много знает об этой стране интересного... 

Кадр из фильма "Фисгармония", Япония, 2016.

А появилась фисгармония в Японии в конце XIX века, с началом периода модернизации, когда в стране началось распространение западного искусства. Завезли фисгармонию в Японию иностранные специалисты, работающие в Японии по найму (их называют там оятои гайкокудзин) для домашнего музицирования. Конечно, они везли туда и фортепиано, но фисгармония прижилась быстрее – она не требовала дополнительной настройки.

Фото: фисгармония в Японии.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Кусочек старого города

Привозили фисгармонии и христианские миссионеры. Считалось, что совместное пение молитв под аккомпанемент органа (или заменяющей его фисгармонии) объединяло новообращенных христиан и прививало ощущение красоты божественного слова. Ощущать красоту японцы любили и умели всегда, потому, видимо, и оценили фисгармонию. 

До середины 80-х годов XIX века фисгармония звучала в основном в тех районах Токио, Нагасаки, Кобэ, где селились европейцы. А в 1887 году в городе Хамамацу некий Торакусу ЯМАХА открыл небольшую фабрику "Nippon Gakki Co Ltd" по производству фисгармоний (по‑японски их наызвают фукин). И японские фисгармонии постепенно появились практически в каждой японской школе. Их стали покупать состоятельные японцы, а потом и не очень состоятельные, инструмент стал завсегдатаем японских вечеринок и концертов… А Торакусу Ямаха сейчас всем известен (и даже мне) как основатель концерна "Yamaha Corporation", крупнейшего производителя музыкальных инструментов и акустических систем. Фисгармонии выпускает до сих пор, правда, это уже усовершенствованные ее аналоги, мало внешне напоминающие инструмент XIX века. 

К нам, в тогда еще город Верный, фисгармония пришла, скорей всего, через немцев-переселенцев. Именно они первыми в Российской империи оценили преимущества этого музыкального инструмента, они в большинстве случаев были католиками и протестантами. И фисгармония стала удачной альтернативой органу в храмах.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Потерянный символ города

Хотя могла фисгармония попасть сюда и светским путем. Общество Верного, как следует из старых верненских газет, весьма внимательно следило за трендами европейской культурной жизни. И стараясь не отставать от прогресса, выписывало из Москвы и Петербурга всякие новинки, технические и не только...   

А в России тогда был настоящий фисгармонический бум. Фисгармонии стояли в дворянских усадьбах и в классах консерватории, в купеческих домах и в церковно-приходских школах. Когда-то (и не так уж давно по большому счету) они были любимы и востребованы среди людей разных сословий, разного уровня образования и даже разного уровня достатка.  

- Поповскую фисгармонию упоминал Михаил ШОЛОХОВ в своих "Донских рассказах", помните: "Под хрипенье поповской фисгармонии думал невеселые думки…", - процитировала мне Евгения САВЕЛЬЕВА.

Ну надо же! Я ж читала рассказы Шолохова, а вот внимания на фисгармонию не обратила! Вот что значит профессиональный взгляд: Евгения – певчая Вознесенского собора, преподаватель сольфеджио и церковного пения Алматинской Духовной семинарии. Выросла в музыкальной семье – мама доцент консерватории, 30 лет преподавала там, великолепно играет на фортепиано. Про музыку и музыкальные инструменты Евгения знает, кажется, все. Чем я и воспользовалась, спросив, а почему фисгармонию называли поповской.

Читайте также
Хроники Верного. Непродажная муза поэта Куратова

- "Поповская фисгармония" - это расхожее народное название инструмента в те времена. Хотя напрямую фисгармония к православной культуре отношения не имеет - хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно "а капелла". А вот спевки церковного хора в конце XIX века- начале XX часто проводились под фисгармонию. Потому что очень популярный это был инструмент в российском обществе того времени. Фисгармония была последним штрихом благополучия в зажиточном купеческом доме, под нее проходили вечера в дворянских семьях, да и казачеству фисгармония была хорошо знакома, - объяснила Евгения.  

Исполняли на фисгармонии певучие мелодии спокойного, сосредоточенного характера - главным образом транскрипции различных вокальных, оркестровых, а также клавирных сочинений.

Но в середине XX века фисгармония стала терять свою былую востребованность. В Советском Союзе в послереволюционный период стало не до фисгармоний. По культуре в целом проехал каток атеизма и богоборчества, а заодно досталось и поповской фисгармонии. Музыкальные инструменты уничтожались вместе с церквями, домами священников, где эти фисгармонии стояли, и интеллигенцией, способной оценить музыкальную ценность инструмента. 

В Европе ее популярность резко пошла на спад в предвоенный период. Ну а нет спроса – нет и предложения, и фабрики стали изготавливать этот инструмент в гораздо меньшем количестве. 

На снимке: Мариус фон Доккум, Голландия, наши дни. Фото из интернета.

Читайте также
Крест на горе

Сейчас ситуация особо не изменилась. Производители делают фисгармонии чуть ли не по индивидуальным заказам, ну а приобретают этот музыкальный инструмент исключительно настоящие его поклонники.

И к тому ж, как я поняла из статей, сейчас практически полностью утрачены навыки реставрации, реконструкции, ремонта фисгармоний, и тем более утрачены традиции музицирования и участия в концертных программах этих старинных инструментов. 

По крайней мере, у нас – я в Алматы не была ни на одном концерте, где бы участвовала фисгармония.  Но радует, что в Японии и Корее все с этим хорошо – там даже герои анимэ играют на фисгармонии. Да и в Европе неплохо. А в России даже появился уникальный музей – "Возвращение фисгармонии". Находится он в Галиче и создала его Татьяна Колесова, она выкупает старые инструменты и восстанавливает их. И все за свой счет. Правда, сейчас уже у музея появились меценаты, спонсоры и волонтеры, неравнодушные и понимающие толк в прекрасном люди. 

Фото: Галич, музей "Возвращение фисгармонии"

Пока я искала информацию в интернете о фисгармонии, и я успела полюбить ее всей душой. И чуть было не купила себе парочку антикварных инструментов по весьма сходной цене: оказывается, есть предложения! И кто-то готов расстаться с таким антикварным великолепием буквально за 300 долларов. Остановило меня только то, что предложения эти были во Львове и на Сахалине. Было и за 150 евро, но в Калгари. И значит, перевезти инструмент сюда будет стоить намного дороже, чем из ближайшего магазина… 

Регистрация для комментариев



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.





include('yandexban.pd_1')
Президент РК
- В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия "спасла" Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно "служить и кланяться в ноги" России.
Власти Казахстана не способны противостоять иностранной агрессии в информационном пространстве
Ежедневная аудитория четырёх "зазеркаленных" сайтов, без боя сданная властями Казахстана интервенту, превышает миллион посетителей в сутки
Раньше было совсем плохо, а сейчас стало ещё лучше
О непредумышленном патриотизме и профессиональных любителях Родины
Бомбы под тенгизскую нефть
Есть основания предполагать, что это "послание" не только Казахстану, но и американской компании "Шеврон", ключевому акционеру Тенгизского проекта
В Казахстане возникла Наурызбайская тендерная аномалия
Если распиливать бюджет по 100 МРП на лот, ни один ревизор не придерётся
Насколько безопасно будет детям в образовательном центре Prometheus School
Почему эксперты и владелец школы отказываются предоставлять жизненно важную информацию о здании
Рассказы про экономику
Часть 1. Вступительная заметка
Почему в СССР все мечтали про отпуск летом и где чаще загорали алмаатинцы
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Об ожиданиях и реальности в медицине. Часть 1
Итак, вопрос N1. ЕДИНЫЙ ПЛАТЕЛЬЩИК
Чего не знают о Евросоюзе казахские национал-патриоты
Это трансформация сотен миллионов индивидуальностей в коллективную и единообразную массу, прошитую клишированными стандартами миропонимания
Алматы и алматинцы. Чёрный день календаря
Нужен памятник не мёртвым, нужен он живым. То есть нам с вами
Павлодарский депутат остался без крыши
Почему депутат павлодарского облмаслихата не восстанавливает крышу построенной им школы, слетевшую через 2,5 года после торжественного открытия
Дорога в Польшу ведёт в Каражал: как отдельно взятый суд представляет интересы частного ТОО. Часть 4
Что нужно сделать, чтобы обратить все особенности судебной системы Казахстана себе во благо
Акима Актюбинской области сегодня приняли в пионеры
На шею ему повязали галстук из Семипалатинска
Глина и навоз вместо исторического облика Алматы
Старые алматинские дома превращаются в новые трущобы
Мальчиш-плохиш и паспорт для хороших русских
Как доказать, что ты не индоктринированный верблюд
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
О биографиях казахстанских "молодых политиков"
Незатейливая политтехнология, из разряда "простота хуже воровства"
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Жители отдалённого района ВКО заставили золотодобывающую компанию приостановить работы
- 7 жылдық жұмыс үшін , ауылға қаншама зиянын тигізеді. Бұл фабриканың салынуына жол бермеу керек. Ауыл ойықта орналасқан, Таудан соққан желдің әсерінен бүкіл шаң, газ ауылға келеді. Ауыл тұрғындары арамен, малдың арқасында өмір сүріп жатыр. Егер фабрика салатын болса мал жайлымыда қалдмайды.
О мелочном жлобстве элиты Казахстана
- Өте дұрыс айтылған, Бас иемін, бәленің бәрі осыдан басталады.Рахмет !
Первые люди в долине Или: ниже Капчагая обнаружены каменные орудия, сопоставимые с древнейшими артефактами Земли!
- Добрый день! С точки зрения археолога-палеолитчика, знающего, что такое олдованская культура, могу сказать, что материал интересный. В данный момент занимаемся раскопками стоянок верхнего палеолита в предгорьях Заилийского Алатау. Поэтому есть возможность более детально изучить данные местонахождения. Как можно связаться с автором? Мой мэйл: dim_as_oj@mail.ru
Красная линия как казахская национальная идея
- Спасибо, Марат. Вы очень здорово сформировали и высказали свою боль и мою тоже. Если бы эти мысли дошли до каждого жителя нашей страны, наверное было бы легче жить. Я вот еще думаю, неужели нашему ЕЛЬБАСЫ дожив до старости, не стыдно читать щитки-лозунги "шал кет"?
Откуда у Жакипа Асанова синдром Елбасы
- Уважаю людей которые идут против системы.в судах идёт беспредел и неужели,если просто по человечески судья решил принять сторону обвиняемого,то её просто надо уничтожить? А Асанову надо лучше посмотреть с кем он работает.Я думаю правда восторжествует
Обращение Тимура Кулибаева
- Спасибо за работу.Вы действительно помогли услышать нас предпринимателей на верху. СПАСИБО
Руководитель отдела строительства города Абая обвинил журналиста Ratel.kz в клевете
- Уважение за проделанный огромный объем работы при расследовании. Очень хлесткий, конкретный цикл статей "Из жизни отечественных нечестных чиновников"