Алма-Ата и Алматы. Театральный локдаун и его последствия

5614 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 11 Окт 2020, 14:00

В нашем городе первые театральные постановки, о которых краеведам хоть что-то известно, появились в 70-х годах XIX века

Что заставляет человека ходить в театр? Какая сила его туда гонит?

Особенно сейчас, в век цифровых технологий. Можно ж смотреть спектакли онлайн, причем это будет максимально комфортно - звук, свет, цвет! И все это гораздо лучше, чем на самом деле. И никто сцену своей шляпой не загораживает. И не болтает в соседнем ряду. И не шуршит конфетными обертками. Сиди и наслаждайся! Но нет. Мы рвемся в театр.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Кусочек старого города

И лично мне карантин дал ясно понять – жить без похода в театр просто невозможно. Без него можно только умереть. То есть – дышать, есть, спать и работать без театра можно. А вот жить – ярко, полноценно, эмоционально – невозможно, нет.

Семь месяцев карантина лично мне пережить было легче, чем семь месяцев театрального локдауна. Конечно, я активно следила за онлайн-жизнью любимых алматинских театров, смотрела спектакли, слушала оперных исполнителей. Но этого мало, очень мало! В театр надо ходить. Как к себе домой. Как на праздник. Как к лучшим друзьям.

И очень важно (для меня), что и я для "театральных" не посторонняя. Что меня в театре тоже ждут. И знают по имени, и рады (я надеюсь) видеть.

Не со всеми театрами и не у всех даже самых преданных театру зрителей такое случается.

А у меня случилось! И я счастлива этим. И глубоко благодарна коллективам дорогих мне и любимых мною театров – независимому театру ARTиШОК и Государственному театру оперы и балета – за то, что они есть в моей жизни.

На этой неделе наконец-то они полноценно открылись и сразу же позвали в гости своих зрителей. Началась активная театральная жизнь.

Читайте также
Хроники Верного. Непродажная муза поэта Куратова

В пятницу состоялась встреча в ARTиШОКе, и там нам сообщили прекрасные новости: театр жив и будет жить (ну, это я знала!), и свой 20-й юбилейный сезон театр откроет премьерой спектакля "Лихорадка субботнего вечера". Спектакль поставлен по сценарию фильма с молодым Траволтой (1977 год), но действие перенесено в наше время и в наш город. Зрители будут активно включены в спектакль, в главных ролях - Чингиз КАПИН, Айсулу АЗИМБАЕВА, Дина ТАСБУЛАТОВА. Ну и, конечно, задействованы другие актеры театра. Режиссер – Галина ПЬЯНОВА. Спектакль состоится 15-го октября, сейчас театр лихорадочно готовится к премьере, на счету каждая минута. Потому актеры и режиссер даже не стали оставаться на вторую часть пресс-конференции, убежали на репетицию. С нами осталась Анастасия ТАРАСОВА, управляющий директор театра. И она честно и открыто рассказала, как театр, которому государство вообще никак, то есть ни одной тенгушечкой не помогало на карантине, умудрился выжить. И даже заработать.

Помог краудфандинг. ARTиШОК делал трансляции онлайн-спектаклей, выкладывал на своем YouTube-канале видеозаписи постановок и снимал совместно с ташкентским театром "Ильхом" zoom-сериал. В результате с марта по июнь театр заработал 1 500 000 тенге.

В августе пришлось выдумывать что-то новое, и "артишоковцы" придумали гениальный проект "Выживут только летники". Все мы помним этот кошмарный период тотального вынужденного бездействия, когда в городе разрешено было работать только летним кафе, а все остальные только завидовали им. А ARTиШОК тогда открыл летную площадку, а артисты стали работать официантами. И еще они приглашали своих друзей стать официантами на вечер и привлечь "на летник" новых посетителей. Это было круто. И я очень рада, что наш туристический проект тоже побывал в театральных официантах!..

А театр на "летниках" заработал почти 2 000 000 тенге: продавал сувенирную продукцию, кофе, организовывая гаражные распродажи.

Сейчас у театра большие планы на свой 20-й (юбилейный!) театральный сезон. Они готовят сразу несколько спектаклей, и один из них - спектакль о самом театре, о его 20-летней истории. Его жду с особым нетерпением, потому что ARTиШОК – это особое явление в культурной жизни страны. Это первый независимый экспериментальный театр в Казахстане, который не просто выживает, а уже 20 лет создает потрясающие вещи.

И вот я о чем подумала – если театра нет, человек все равно выдумает театр, организует, создаст. И даже сам споет и сыграет, если что.

В нашем городе, к примеру, первые театральные постановки, о которых краеведам хоть что-то известно, появились в 70-х годах XIX века. И были они организованы силами самих верненцев. Было даже образовано тематическое общество – "Общество любителей драматического искусства".

Вот эти самые любители и показали горожанам свою постановку. Это было 21 ноября 1872-го года. Ставили пьесу Н. Островского "Не в свои сани не садись". Правда, место театрального показа неизвестно – своего театра как здания город еще не имел. Да и вообще не имел театров с постоянными труппами до советского времени. Выступали на сценах Общественного, Офицерского или Коммерческого собраний.

Здание Офицерского собрания целёхонько до сих – сейчас там разместился Музей народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа. Очень красивый деревянный терем-теремок,  обшитое тесом здание с высокими трехстворчатыми окнами, обильно украшенное резными деталями. В 1927-1929 годах здесь размещался кинотеатр "Красная Звезда". А во время Второй мировой в нем выступали творческие коллективы эвакуированных советских театров сатиры, музыкальной комедии, оперетты.

С 1979-го года дом находится под охраной государства, и, видимо, это его и спасло от варварских реконструкций. Правда, в 2006-м года тогдашний аким города Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ внес предложение правительству РК исключить это здание из Государственного списка памятников истории и культуры города (там он значился как памятник местного значения). Но – ура! – это предложение было отклонено.

Здание Общественного собрания – это нынешний Республиканский театр кукол. Ему повезло гораздо меньше – его неузнаваемо переделали, точнее, перестроили в 2012-2013-м годах. Но это все-таки по-прежнему театр.

Здание было построено в 1910 году. Оно было предназначено для городских культурных и зрелищных мероприятий.

5 февраля 1921 году именно в этом здании на заседании областного и городского Советов с участием представителей общественных организаций было принято историческое решение о переименовании города Верного в город Алма-Ата.

А здание Коммерческого собрания до наших дней вообще не дожило… И очень жаль – именно в нем состоялась премьера первой оперы! Было это в 1913-м году. Оперу "Жизнь за царя" ГЛИНКИ поставили студенты трехклассного училища имени Колпаковского. А сбор за оперу должен был пойти в пользу Общества вспомоществования бедным учащимся Верного. И еще одна премьера 1913-го года - мусульманский музыкально-драматический вечер, устроенный местными мусульманами в пользу мусульманской народной библиотеки-читальни. Была показана одноактная комедия на татарском языке "Беренче театр" («Первый театр») Галиаскара КАМАЛА.

Но по-настоящему театральным наш город стал в советское время, когда Алма-Ата стала столицей. Вместе со статусом столицы из Кызылорды в Алма-Ату переехал Казахский театр драмы – первый казахский профессиональный театр. Потом в столицу потянулись и другие театры – в 1934-м из Семипалатинска прибыл Русский театр драмы, из Чилика – Уйгурский театр музыкальной комедии (1962 год), Корейский театр музыкальной комедии (1968 год) – тоже из Кызылорды, Немецкий драматический театр (1989 год) – из Темиртау.

Независимость Казахстана дала городу независимые театры. Сейчас их примерно 10. Но вполне может быть, что эта цифра, нагло взятая из интернета, морально устарела за время карантина, увы.

Автор фото: Елена ПЕТРОВА.

Театр оперы и балета был создан решением коллегии Народного Комиссариата просвещения Казахской АССР от 29 сентября 1933 года: в Алма-Ате открыли музыкальную студию, состоявшую из пятидесяти актеров, двадцати музыкантов симфонического и двенадцати человек национального оркестров, из которой потом и получился ГАТОБ. В этом году у театра 87-й сезон. Прошлый сезон с марта проходил онлайн. Причем онлайн проводились не только спектакли, но и пресс-конференции, лекции и даже награждения – директор театра Ая КАЛИЕВА в июне в zoom, а сегодня уже вживую, вручила благодарственные письма журналистам, блогерам и всем тем, кто активно сотрудничает с ГАТОБ.

Несколько часов назад я вернулась с закрытого пресс-показа премьерного спектакля- монооперы Григория ФРИДА "Дневник Анны Франк". Это совершенно поразительная постановка, очень нежная, грустная и, вместе с тем, светлая и обнадеживающая. Премьера должна была состояться в мае: спектакль готовили к 75-летию победы в Великой отечественной войне, но карантин отодвинул премьеру на октябрь.

Автор фото: Елена ПЕТРОВА

Опера была написана в 1969 году, в ее основе — либретто композитора по дневнику Анны ФРАНК. Тринадцатилетняя Анна Франк начала вести свой дневник в Амстердаме во время гитлеровской оккупации – в Нидерландах еврейская семья скрывалась от террора. После смерти Анны в концентрационном лагере отец девочки Отто Франк дал согласие на публикацию дневника, который стал одним из самых пронзительных произведений, обличающих нацизм.

Эта страшная история на языке оперы прозвучала особенно пронзительно.

Автор фото: Елена ПЕТРОВА.

- Текст, который поется в опере, – это подлинные слова из дневника Анны Франк. Домик, в который девочка играет на сцене – это макет убежища, в котором пряталась ее семья. И там есть комната, в которой жила сама Анна, стол, за которым она писала свой дневник, ее кровать, столовая, чердак. Три дома – это макеты подлинных домов в Амстердаме, в них сейчас музей Анны Франк, - рассказал режиссер спектакля Алексей СМИРНОВ (Москва).

Автор фото: Елена ПЕТРОВА.

Эту оперу театры редко ставят, у нее сложный музыкальный язык – она написана на стыке классического и современного композиторского стилей. Было необычно слышать оркестр сверху – он был над сценой, а не в оркестровой яме, и потому звук будто парил над сценой. Состав оркестра тоже был необычен – всего 15 музыкантов. А дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат АХМЕДЬЯРОВ.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Потерянный символ города

Потрясающие сопрано - ведущие солистки оперной труппы Венера АЛПЫЗБАЕВА и Надия НАДЕНОВА были поразительно реалистичны в образе юных девочек: Анны и ее сестры.

Необычная сценография художницы Елены БОДРОВОЙ (Москва) – Анна Франк будто бы живет среди своих черно-белых воспоминаний, сошедших с фотографий.

- В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини, - вот так Елена тонко видит и передает жизнь Анны. 

Это иммерсивный спектакль, мы, зрители, были в этот вечер не сторонними наблюдателями в зале, мы были на сцене. Так было режиссером задумано сразу, задолго до карантинных мер и требований: сцена поделена на две части, действие переходит из одной части в другую – из комнаты в тайное убежище… И мы, зрители, вместе с девочкой проходили через потайную дверь за шкафом в другую комнату, вместе с Анной прятались в убежище, проживали с героиней все ее радости и печали.

Автор фото: Елена ПЕТРОВА.

И мы плакали, когда она уходила от нас в другой мир, прямо в пустой зал.

Это потрясающе.  

Конечно, мы были в масках. И нас было мало – всего 50 человек вместо ста запланированных изначально в майскую премьеру. Социальная дистанция прочно, видимо, вошла в нашу жизнь, в том числе и театральную.

Но лучше так, чем вообще никак.

Загрузка...
журналист
- Значительная часть людей, утверждающих, что советское образование было лучшим в мире, окончили советские школы, но сейчас утверждают, что земля плоская, а с вакцинами вживляют жидкий чип.
Какие ошибки надо исправить после алматинской бойни
Что общего между событиями в Шаныраке и стрельбой в Акбулаке
Как уберечь страну от талибов и демократии
Чем отдел счастья и долголетия акимата Алматы отличается от министерства добродетели и порока Афганистана
Как отменить съёмки программы НТВ "Поедем, поедим!" в Алматы
Подсказка для активных борцов с коррупцией от аналитиков Ratel.kz
Полиция хочет допросить куратора суда "Султан КНБ 20%"
МВД выясняет, кто из сотрудников Комитета национальной безопасности причастен к распространению фейковой информации
"КазТрансГаз" наращивает мускулы
Но для развития компании нужны новые месторождения, новые проекты и новые запасы газа
Алма-Ата уйдёт вслед за Верным
Наблюдения Андрея Михайлова
Эпитафия АТФБанку - действие лицензии прекращено
Частное мнение по новостям KASE (4-8 октября)
Кунаев против Хрущёва. Часть 3: Борьба за Мангышлак
Истории XX века для сетевой аудитории
Загадочные шары Мангистау
Самая загадочная, удивительная, потрясающая достопримечательность Мангистау не охраняется законом
Обзор последнего тура Лиги Чемпионов УЕФА: Группы E, F, G и H
Если бы был приз "Любимчик судей", то РБ Зальцбург явно был бы фаворитом в борьбе за него
О педиатрах
Они не такие, как мы. Они особенные
Вирус европейского пофигизма инфицирует похлеще COVID-19
Американцы, ещё вчера трудоголики, сегодня уже не хотят работать
Казахстан не успевает обеспечивать павлодарцев гранитом
Глупые дорожные вопросы от народа властям и умные исчерпывающие ответы на них
На процессе по делу о взятках в Верховном суде весь день посылали на х**
От прослушивания записей фигурантов дела завяли уши у присутствовавших на заседании
Актюбинский программист воровал жёсткие диски в городском суде
Смекалистый молодой человек при ремонте ставил старые диски, которые быстро выходили из строя
Где брать газ для алматинской ТЭЦ
О коллективном бессознательном
Здесь будет город-хаб!
Вместе с дефисом в названии южной столицы вырубили и характеристику – "город-сад"
Перенос праздников в Казахстане: понедельник начинается в субботу
Казахстан входит в число лидеров в мире по количеству праздников
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Мы прошли климатическую точку невозврата
Настоящая катастрофа начнётся, когда растают ледники
Почему в Казахстане нужно ограничить выдачу кредитов
- Согласен во всём что Вами сказано.Финансовая безграмотность зашкаливает, безграмотен и я. В данный момент в долгах как в шелках и не кто мне не отказывает ,банки --- "Бери дорогой , ещё бери,а вот так возьмёшь будет процентов меньше". Кабала! Какой выход? Есть ли он? Думаю государство если и будет решать эту проблему ,то очень - очень долго. Скорее люди заинтересованные в этом должны сами создать способ выхода из кредитной ямы.
Сколько бездомных собак и кошек сожгли в Атырау
- Каждый год в бюджет закладывает смета внушительных сумм на уничтожение животных. За эти деньги можно было построить десятки приютов по всему Казахстану. И за это же время уже была бы проведена стерилизация около 70% безнадзорных животных. Это бы сократило численность их в 1000 раз. Без убийства, жёсткости и живодерства. Когда уже в нашей стране начнут думать головой и здраво? Где человеческая гуманность??? Когда уже мы станем людьми, а не убийцами??????
Зачем нас выживают из Казахстана
- Были фламинго, появится очередная"бесоба". Природа такое не прощает.
Сколько в Казахстане стоит должность судьи
- Уважаемый президент разберитесь уже с этим беззаконием и беспределом! Судьи и прокуратура делают и ломают судьбы людей как хотят.! Кругом коррупция саке- баке, в каждой области свои законы и правила.
Сколько в Казахстане стоит должность судьи
- Вот поэтому, у граждан РК нет доверия к судебной системе. Все решения принимаются по указке вышестоящих. О какой независимости может идти речь, если судьи назначаются, а не выбираются народом...
Судья Ак-куов просил Верховный суд защитить права заёмщиков банков за два года до алматинского расстрела
- Очень жаль, что к судье Ак-куову Е.М. не прислушались! В нашей стране простой человек немощен перед крупными банками и компаниями в связи с их административными ресурсами. Тут надо поинтересоваться: правильно ли произведена оценка имущества. К примеру, у моей родственницы банк пытался забрать имущество стоимостью в 100 млн. тенге за 12 млн., оценив его в 24 млн. Спорили и выиграли.
Какие ошибки надо исправить после алматинской бойни
- Марат, вы светлейшая голова. Ваши бы мысли в головы наших властей.