Алма-Ата и Алматы. Театральный локдаун и его последствия

7568 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 11 Окт 2020, 14:00

В нашем городе первые театральные постановки, о которых краеведам хоть что-то известно, появились в 70-х годах XIX века

Что заставляет человека ходить в театр? Какая сила его туда гонит?

Особенно сейчас, в век цифровых технологий. Можно ж смотреть спектакли онлайн, причем это будет максимально комфортно - звук, свет, цвет! И все это гораздо лучше, чем на самом деле. И никто сцену своей шляпой не загораживает. И не болтает в соседнем ряду. И не шуршит конфетными обертками. Сиди и наслаждайся! Но нет. Мы рвемся в театр.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Кусочек старого города

И лично мне карантин дал ясно понять – жить без похода в театр просто невозможно. Без него можно только умереть. То есть – дышать, есть, спать и работать без театра можно. А вот жить – ярко, полноценно, эмоционально – невозможно, нет.

Семь месяцев карантина лично мне пережить было легче, чем семь месяцев театрального локдауна. Конечно, я активно следила за онлайн-жизнью любимых алматинских театров, смотрела спектакли, слушала оперных исполнителей. Но этого мало, очень мало! В театр надо ходить. Как к себе домой. Как на праздник. Как к лучшим друзьям.

И очень важно (для меня), что и я для "театральных" не посторонняя. Что меня в театре тоже ждут. И знают по имени, и рады (я надеюсь) видеть.

Не со всеми театрами и не у всех даже самых преданных театру зрителей такое случается.

А у меня случилось! И я счастлива этим. И глубоко благодарна коллективам дорогих мне и любимых мною театров – независимому театру ARTиШОК и Государственному театру оперы и балета – за то, что они есть в моей жизни.

На этой неделе наконец-то они полноценно открылись и сразу же позвали в гости своих зрителей. Началась активная театральная жизнь.

Читайте также
Хроники Верного. Непродажная муза поэта Куратова

В пятницу состоялась встреча в ARTиШОКе, и там нам сообщили прекрасные новости: театр жив и будет жить (ну, это я знала!), и свой 20-й юбилейный сезон театр откроет премьерой спектакля "Лихорадка субботнего вечера". Спектакль поставлен по сценарию фильма с молодым Траволтой (1977 год), но действие перенесено в наше время и в наш город. Зрители будут активно включены в спектакль, в главных ролях - Чингиз КАПИН, Айсулу АЗИМБАЕВА, Дина ТАСБУЛАТОВА. Ну и, конечно, задействованы другие актеры театра. Режиссер – Галина ПЬЯНОВА. Спектакль состоится 15-го октября, сейчас театр лихорадочно готовится к премьере, на счету каждая минута. Потому актеры и режиссер даже не стали оставаться на вторую часть пресс-конференции, убежали на репетицию. С нами осталась Анастасия ТАРАСОВА, управляющий директор театра. И она честно и открыто рассказала, как театр, которому государство вообще никак, то есть ни одной тенгушечкой не помогало на карантине, умудрился выжить. И даже заработать.

Помог краудфандинг. ARTиШОК делал трансляции онлайн-спектаклей, выкладывал на своем YouTube-канале видеозаписи постановок и снимал совместно с ташкентским театром "Ильхом" zoom-сериал. В результате с марта по июнь театр заработал 1 500 000 тенге.

В августе пришлось выдумывать что-то новое, и "артишоковцы" придумали гениальный проект "Выживут только летники". Все мы помним этот кошмарный период тотального вынужденного бездействия, когда в городе разрешено было работать только летним кафе, а все остальные только завидовали им. А ARTиШОК тогда открыл летную площадку, а артисты стали работать официантами. И еще они приглашали своих друзей стать официантами на вечер и привлечь "на летник" новых посетителей. Это было круто. И я очень рада, что наш туристический проект тоже побывал в театральных официантах!..

А театр на "летниках" заработал почти 2 000 000 тенге: продавал сувенирную продукцию, кофе, организовывая гаражные распродажи.

Сейчас у театра большие планы на свой 20-й (юбилейный!) театральный сезон. Они готовят сразу несколько спектаклей, и один из них - спектакль о самом театре, о его 20-летней истории. Его жду с особым нетерпением, потому что ARTиШОК – это особое явление в культурной жизни страны. Это первый независимый экспериментальный театр в Казахстане, который не просто выживает, а уже 20 лет создает потрясающие вещи.

И вот я о чем подумала – если театра нет, человек все равно выдумает театр, организует, создаст. И даже сам споет и сыграет, если что.

В нашем городе, к примеру, первые театральные постановки, о которых краеведам хоть что-то известно, появились в 70-х годах XIX века. И были они организованы силами самих верненцев. Было даже образовано тематическое общество – "Общество любителей драматического искусства".

Вот эти самые любители и показали горожанам свою постановку. Это было 21 ноября 1872-го года. Ставили пьесу Н. Островского "Не в свои сани не садись". Правда, место театрального показа неизвестно – своего театра как здания город еще не имел. Да и вообще не имел театров с постоянными труппами до советского времени. Выступали на сценах Общественного, Офицерского или Коммерческого собраний.

Здание Офицерского собрания целёхонько до сих – сейчас там разместился Музей народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа. Очень красивый деревянный терем-теремок,  обшитое тесом здание с высокими трехстворчатыми окнами, обильно украшенное резными деталями. В 1927-1929 годах здесь размещался кинотеатр "Красная Звезда". А во время Второй мировой в нем выступали творческие коллективы эвакуированных советских театров сатиры, музыкальной комедии, оперетты.

С 1979-го года дом находится под охраной государства, и, видимо, это его и спасло от варварских реконструкций. Правда, в 2006-м года тогдашний аким города Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ внес предложение правительству РК исключить это здание из Государственного списка памятников истории и культуры города (там он значился как памятник местного значения). Но – ура! – это предложение было отклонено.

Здание Общественного собрания – это нынешний Республиканский театр кукол. Ему повезло гораздо меньше – его неузнаваемо переделали, точнее, перестроили в 2012-2013-м годах. Но это все-таки по-прежнему театр.

Здание было построено в 1910 году. Оно было предназначено для городских культурных и зрелищных мероприятий.

5 февраля 1921 году именно в этом здании на заседании областного и городского Советов с участием представителей общественных организаций было принято историческое решение о переименовании города Верного в город Алма-Ата.

А здание Коммерческого собрания до наших дней вообще не дожило… И очень жаль – именно в нем состоялась премьера первой оперы! Было это в 1913-м году. Оперу "Жизнь за царя" ГЛИНКИ поставили студенты трехклассного училища имени Колпаковского. А сбор за оперу должен был пойти в пользу Общества вспомоществования бедным учащимся Верного. И еще одна премьера 1913-го года - мусульманский музыкально-драматический вечер, устроенный местными мусульманами в пользу мусульманской народной библиотеки-читальни. Была показана одноактная комедия на татарском языке "Беренче театр" («Первый театр») Галиаскара КАМАЛА.

Но по-настоящему театральным наш город стал в советское время, когда Алма-Ата стала столицей. Вместе со статусом столицы из Кызылорды в Алма-Ату переехал Казахский театр драмы – первый казахский профессиональный театр. Потом в столицу потянулись и другие театры – в 1934-м из Семипалатинска прибыл Русский театр драмы, из Чилика – Уйгурский театр музыкальной комедии (1962 год), Корейский театр музыкальной комедии (1968 год) – тоже из Кызылорды, Немецкий драматический театр (1989 год) – из Темиртау.

Независимость Казахстана дала городу независимые театры. Сейчас их примерно 10. Но вполне может быть, что эта цифра, нагло взятая из интернета, морально устарела за время карантина, увы.

Автор фото: Елена ПЕТРОВА.

Театр оперы и балета был создан решением коллегии Народного Комиссариата просвещения Казахской АССР от 29 сентября 1933 года: в Алма-Ате открыли музыкальную студию, состоявшую из пятидесяти актеров, двадцати музыкантов симфонического и двенадцати человек национального оркестров, из которой потом и получился ГАТОБ. В этом году у театра 87-й сезон. Прошлый сезон с марта проходил онлайн. Причем онлайн проводились не только спектакли, но и пресс-конференции, лекции и даже награждения – директор театра Ая КАЛИЕВА в июне в zoom, а сегодня уже вживую, вручила благодарственные письма журналистам, блогерам и всем тем, кто активно сотрудничает с ГАТОБ.

Несколько часов назад я вернулась с закрытого пресс-показа премьерного спектакля- монооперы Григория ФРИДА "Дневник Анны Франк". Это совершенно поразительная постановка, очень нежная, грустная и, вместе с тем, светлая и обнадеживающая. Премьера должна была состояться в мае: спектакль готовили к 75-летию победы в Великой отечественной войне, но карантин отодвинул премьеру на октябрь.

Автор фото: Елена ПЕТРОВА

Опера была написана в 1969 году, в ее основе — либретто композитора по дневнику Анны ФРАНК. Тринадцатилетняя Анна Франк начала вести свой дневник в Амстердаме во время гитлеровской оккупации – в Нидерландах еврейская семья скрывалась от террора. После смерти Анны в концентрационном лагере отец девочки Отто Франк дал согласие на публикацию дневника, который стал одним из самых пронзительных произведений, обличающих нацизм.

Эта страшная история на языке оперы прозвучала особенно пронзительно.

Автор фото: Елена ПЕТРОВА.

- Текст, который поется в опере, – это подлинные слова из дневника Анны Франк. Домик, в который девочка играет на сцене – это макет убежища, в котором пряталась ее семья. И там есть комната, в которой жила сама Анна, стол, за которым она писала свой дневник, ее кровать, столовая, чердак. Три дома – это макеты подлинных домов в Амстердаме, в них сейчас музей Анны Франк, - рассказал режиссер спектакля Алексей СМИРНОВ (Москва).

Автор фото: Елена ПЕТРОВА.

Эту оперу театры редко ставят, у нее сложный музыкальный язык – она написана на стыке классического и современного композиторского стилей. Было необычно слышать оркестр сверху – он был над сценой, а не в оркестровой яме, и потому звук будто парил над сценой. Состав оркестра тоже был необычен – всего 15 музыкантов. А дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат АХМЕДЬЯРОВ.

Читайте также
Алма-Ата и Алматы. Потерянный символ города

Потрясающие сопрано - ведущие солистки оперной труппы Венера АЛПЫЗБАЕВА и Надия НАДЕНОВА были поразительно реалистичны в образе юных девочек: Анны и ее сестры.

Необычная сценография художницы Елены БОДРОВОЙ (Москва) – Анна Франк будто бы живет среди своих черно-белых воспоминаний, сошедших с фотографий.

- В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини, - вот так Елена тонко видит и передает жизнь Анны. 

Это иммерсивный спектакль, мы, зрители, были в этот вечер не сторонними наблюдателями в зале, мы были на сцене. Так было режиссером задумано сразу, задолго до карантинных мер и требований: сцена поделена на две части, действие переходит из одной части в другую – из комнаты в тайное убежище… И мы, зрители, вместе с девочкой проходили через потайную дверь за шкафом в другую комнату, вместе с Анной прятались в убежище, проживали с героиней все ее радости и печали.

Автор фото: Елена ПЕТРОВА.

И мы плакали, когда она уходила от нас в другой мир, прямо в пустой зал.

Это потрясающе.  

Конечно, мы были в масках. И нас было мало – всего 50 человек вместо ста запланированных изначально в майскую премьеру. Социальная дистанция прочно, видимо, вошла в нашу жизнь, в том числе и театральную.

Но лучше так, чем вообще никак.

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
Пора ставить точку в споре о тепловозе: министерство транспорта дало чёткий ответ на запрос Ratel.kz
Как прекратить манипуляцию информацией, не подставив председателя Верховного суда Мергалиева
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
Почему жители Петропавловска месяц не могут попасть к врачу в поликлинике
О причинах “болезней” медицины перед общественниками отчитался глава облздрава
Заподозренному в коррупции экс-акиму Багдату Карасаеву нашли-таки замену
Новым акимом Илийского района стал Каиржан Жаксымбетов
Казахстанка не может получить наследство отца и опасается, что проиграет очередной суд из-за “телефонного права”
Горсуд отказал ей в проведении экспертизы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.