В нашем городе первые театральные постановки, о которых краеведам хоть что-то известно, появились в 70-х годах XIX века
Что заставляет человека ходить в театр? Какая сила его туда гонит?
Особенно сейчас, в век цифровых технологий. Можно ж смотреть спектакли онлайн, причем это будет максимально комфортно - звук, свет, цвет! И все это гораздо лучше, чем на самом деле. И никто сцену своей шляпой не загораживает. И не болтает в соседнем ряду. И не шуршит конфетными обертками. Сиди и наслаждайся! Но нет. Мы рвемся в театр.
И лично мне карантин дал ясно понять – жить без похода в театр просто невозможно. Без него можно только умереть. То есть – дышать, есть, спать и работать без театра можно. А вот жить – ярко, полноценно, эмоционально – невозможно, нет.
Семь месяцев карантина лично мне пережить было легче, чем семь месяцев театрального локдауна. Конечно, я активно следила за онлайн-жизнью любимых алматинских театров, смотрела спектакли, слушала оперных исполнителей. Но этого мало, очень мало! В театр надо ходить. Как к себе домой. Как на праздник. Как к лучшим друзьям.
И очень важно (для меня), что и я для "театральных" не посторонняя. Что меня в театре тоже ждут. И знают по имени, и рады (я надеюсь) видеть.
Не со всеми театрами и не у всех даже самых преданных театру зрителей такое случается.
А у меня случилось! И я счастлива этим. И глубоко благодарна коллективам дорогих мне и любимых мною театров – независимому театру ARTиШОК и Государственному театру оперы и балета – за то, что они есть в моей жизни.
На этой неделе наконец-то они полноценно открылись и сразу же позвали в гости своих зрителей. Началась активная театральная жизнь.
В пятницу состоялась встреча в ARTиШОКе, и там нам сообщили прекрасные новости: театр жив и будет жить (ну, это я знала!), и свой 20-й юбилейный сезон театр откроет премьерой спектакля "Лихорадка субботнего вечера". Спектакль поставлен по сценарию фильма с молодым Траволтой (1977 год), но действие перенесено в наше время и в наш город. Зрители будут активно включены в спектакль, в главных ролях - Чингиз КАПИН, Айсулу АЗИМБАЕВА, Дина ТАСБУЛАТОВА. Ну и, конечно, задействованы другие актеры театра. Режиссер – Галина ПЬЯНОВА. Спектакль состоится 15-го октября, сейчас театр лихорадочно готовится к премьере, на счету каждая минута. Потому актеры и режиссер даже не стали оставаться на вторую часть пресс-конференции, убежали на репетицию. С нами осталась Анастасия ТАРАСОВА, управляющий директор театра. И она честно и открыто рассказала, как театр, которому государство вообще никак, то есть ни одной тенгушечкой не помогало на карантине, умудрился выжить. И даже заработать.
Помог краудфандинг. ARTиШОК делал трансляции онлайн-спектаклей, выкладывал на своем YouTube-канале видеозаписи постановок и снимал совместно с ташкентским театром "Ильхом" zoom-сериал. В результате с марта по июнь театр заработал 1 500 000 тенге.
В августе пришлось выдумывать что-то новое, и "артишоковцы" придумали гениальный проект "Выживут только летники". Все мы помним этот кошмарный период тотального вынужденного бездействия, когда в городе разрешено было работать только летним кафе, а все остальные только завидовали им. А ARTиШОК тогда открыл летную площадку, а артисты стали работать официантами. И еще они приглашали своих друзей стать официантами на вечер и привлечь "на летник" новых посетителей. Это было круто. И я очень рада, что наш туристический проект тоже побывал в театральных официантах!..
А театр на "летниках" заработал почти 2 000 000 тенге: продавал сувенирную продукцию, кофе, организовывая гаражные распродажи.
Сейчас у театра большие планы на свой 20-й (юбилейный!) театральный сезон. Они готовят сразу несколько спектаклей, и один из них - спектакль о самом театре, о его 20-летней истории. Его жду с особым нетерпением, потому что ARTиШОК – это особое явление в культурной жизни страны. Это первый независимый экспериментальный театр в Казахстане, который не просто выживает, а уже 20 лет создает потрясающие вещи.
И вот я о чем подумала – если театра нет, человек все равно выдумает театр, организует, создаст. И даже сам споет и сыграет, если что.
В нашем городе, к примеру, первые театральные постановки, о которых краеведам хоть что-то известно, появились в 70-х годах XIX века. И были они организованы силами самих верненцев. Было даже образовано тематическое общество – "Общество любителей драматического искусства".
Вот эти самые любители и показали горожанам свою постановку. Это было 21 ноября 1872-го года. Ставили пьесу Н. Островского "Не в свои сани не садись". Правда, место театрального показа неизвестно – своего театра как здания город еще не имел. Да и вообще не имел театров с постоянными труппами до советского времени. Выступали на сценах Общественного, Офицерского или Коммерческого собраний.
Здание Офицерского собрания целёхонько до сих – сейчас там разместился Музей народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа. Очень красивый деревянный терем-теремок, обшитое тесом здание с высокими трехстворчатыми окнами, обильно украшенное резными деталями. В 1927-1929 годах здесь размещался кинотеатр "Красная Звезда". А во время Второй мировой в нем выступали творческие коллективы эвакуированных советских театров сатиры, музыкальной комедии, оперетты.
С 1979-го года дом находится под охраной государства, и, видимо, это его и спасло от варварских реконструкций. Правда, в 2006-м года тогдашний аким города Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ внес предложение правительству РК исключить это здание из Государственного списка памятников истории и культуры города (там он значился как памятник местного значения). Но – ура! – это предложение было отклонено.
Здание Общественного собрания – это нынешний Республиканский театр кукол. Ему повезло гораздо меньше – его неузнаваемо переделали, точнее, перестроили в 2012-2013-м годах. Но это все-таки по-прежнему театр.
Здание было построено в 1910 году. Оно было предназначено для городских культурных и зрелищных мероприятий.
5 февраля 1921 году именно в этом здании на заседании областного и городского Советов с участием представителей общественных организаций было принято историческое решение о переименовании города Верного в город Алма-Ата.
А здание Коммерческого собрания до наших дней вообще не дожило… И очень жаль – именно в нем состоялась премьера первой оперы! Было это в 1913-м году. Оперу "Жизнь за царя" ГЛИНКИ поставили студенты трехклассного училища имени Колпаковского. А сбор за оперу должен был пойти в пользу Общества вспомоществования бедным учащимся Верного. И еще одна премьера 1913-го года - мусульманский музыкально-драматический вечер, устроенный местными мусульманами в пользу мусульманской народной библиотеки-читальни. Была показана одноактная комедия на татарском языке "Беренче театр" («Первый театр») Галиаскара КАМАЛА.
Но по-настоящему театральным наш город стал в советское время, когда Алма-Ата стала столицей. Вместе со статусом столицы из Кызылорды в Алма-Ату переехал Казахский театр драмы – первый казахский профессиональный театр. Потом в столицу потянулись и другие театры – в 1934-м из Семипалатинска прибыл Русский театр драмы, из Чилика – Уйгурский театр музыкальной комедии (1962 год), Корейский театр музыкальной комедии (1968 год) – тоже из Кызылорды, Немецкий драматический театр (1989 год) – из Темиртау.
Независимость Казахстана дала городу независимые театры. Сейчас их примерно 10. Но вполне может быть, что эта цифра, нагло взятая из интернета, морально устарела за время карантина, увы.
Театр оперы и балета был создан решением коллегии Народного Комиссариата просвещения Казахской АССР от 29 сентября 1933 года: в Алма-Ате открыли музыкальную студию, состоявшую из пятидесяти актеров, двадцати музыкантов симфонического и двенадцати человек национального оркестров, из которой потом и получился ГАТОБ. В этом году у театра 87-й сезон. Прошлый сезон с марта проходил онлайн. Причем онлайн проводились не только спектакли, но и пресс-конференции, лекции и даже награждения – директор театра Ая КАЛИЕВА в июне в zoom, а сегодня уже вживую, вручила благодарственные письма журналистам, блогерам и всем тем, кто активно сотрудничает с ГАТОБ.
Несколько часов назад я вернулась с закрытого пресс-показа премьерного спектакля- монооперы Григория ФРИДА "Дневник Анны Франк". Это совершенно поразительная постановка, очень нежная, грустная и, вместе с тем, светлая и обнадеживающая. Премьера должна была состояться в мае: спектакль готовили к 75-летию победы в Великой отечественной войне, но карантин отодвинул премьеру на октябрь.
Автор фото: Елена ПЕТРОВА
Опера была написана в 1969 году, в ее основе — либретто композитора по дневнику Анны ФРАНК. Тринадцатилетняя Анна Франк начала вести свой дневник в Амстердаме во время гитлеровской оккупации – в Нидерландах еврейская семья скрывалась от террора. После смерти Анны в концентрационном лагере отец девочки Отто Франк дал согласие на публикацию дневника, который стал одним из самых пронзительных произведений, обличающих нацизм.
Эта страшная история на языке оперы прозвучала особенно пронзительно.
- Текст, который поется в опере, – это подлинные слова из дневника Анны Франк. Домик, в который девочка играет на сцене – это макет убежища, в котором пряталась ее семья. И там есть комната, в которой жила сама Анна, стол, за которым она писала свой дневник, ее кровать, столовая, чердак. Три дома – это макеты подлинных домов в Амстердаме, в них сейчас музей Анны Франк, - рассказал режиссер спектакля Алексей СМИРНОВ (Москва).
Эту оперу театры редко ставят, у нее сложный музыкальный язык – она написана на стыке классического и современного композиторского стилей. Было необычно слышать оркестр сверху – он был над сценой, а не в оркестровой яме, и потому звук будто парил над сценой. Состав оркестра тоже был необычен – всего 15 музыкантов. А дирижером-постановщиком оперы выступил заслуженный деятель Казахстана Ерболат АХМЕДЬЯРОВ.
Потрясающие сопрано - ведущие солистки оперной труппы Венера АЛПЫЗБАЕВА и Надия НАДЕНОВА были поразительно реалистичны в образе юных девочек: Анны и ее сестры.
Необычная сценография художницы Елены БОДРОВОЙ (Москва) – Анна Франк будто бы живет среди своих черно-белых воспоминаний, сошедших с фотографий.
- В работе над спектаклем, постепенно углубляясь в документальные материалы, появился образ чемодана, до которого сжалась вся жизнь Анны Франк. Поэтому в декорациях спектакля есть много тонких нюансов, которые очень символичны и важны для передачи образов и волнующих моментов, происходящих в душе у нашей героини, - вот так Елена тонко видит и передает жизнь Анны.
Это иммерсивный спектакль, мы, зрители, были в этот вечер не сторонними наблюдателями в зале, мы были на сцене. Так было режиссером задумано сразу, задолго до карантинных мер и требований: сцена поделена на две части, действие переходит из одной части в другую – из комнаты в тайное убежище… И мы, зрители, вместе с девочкой проходили через потайную дверь за шкафом в другую комнату, вместе с Анной прятались в убежище, проживали с героиней все ее радости и печали.
И мы плакали, когда она уходила от нас в другой мир, прямо в пустой зал.
Это потрясающе.
Конечно, мы были в масках. И нас было мало – всего 50 человек вместо ста запланированных изначально в майскую премьеру. Социальная дистанция прочно, видимо, вошла в нашу жизнь, в том числе и театральную.
Но лучше так, чем вообще никак.