Социально-экономическую программу новый кабинет министров обществу пока не представил – и вряд ли представит
На снимке: правительство Бакытжана Сагинтаева.
* Взять - и всё запретить
* Если серьёзно
* Тяни-толкай
У нас почему-то не принято, чтобы при назначении нового правительства или отдельных его членов они обозначали свое видение ситуации во вверенной отрасли и делились соображениями о необходимых действиях.
В результате публике остается обсуждать исключительно персональную сторону изменений, гадая о том, кто из тяжеловесов где закрепился.
И на этом фоне всё очевиднее становится разрыв аппаратной реальности с положением дел в экономике, у которой свои «тяжеловесы» - сложные заболевания.
Взять - и всё запретить
При отсутствии системной программы действий мы наблюдаем отдельные посылы вроде запрета на зарубежные командировки членов правительства.
Инициатива далеко не нова. В ряде стран мира, к которым присоединилась и Россия, введено требование к госслужащим летать в командировки только отечественными авиакомпаниями.
В этом есть своя логика – поддерживать местный бизнес. А какая логика у нас?
Видимо, подобное решение было рассчитано на две аудитории.
Во-первых, на внутреннюю, чиновничью, чтобы показать ей серьезность намерений. Во-вторых, на внешнюю, обывательскую, которая вроде как должна была поддержать идею о том, чтобы министры не прожигали по заграницам казенные деньги, а работали в родной стране.
Однако народ воспринял этот почин крайне вяло и даже, что удивительно, в большей степени критично. Почему удивительно? Потому что проблема-то действительно существует. Тратится на заграничные вояжи на самом деле много, а результаты неясны.
Почему же попытка разобраться с этим встречена без должного энтузиазма?
Если серьёзно
Очевидно, по той простой причине, что не внушает доверия сам подход. Начать с того, что нужно указать цель. В нашем случае – это сокращение непроизводительных административных расходов, куда входят и командировочные, и представительские затраты.
Далее, должен быть проведен обстоятельный анализ – сколько времени и средств тратят на командировки министры, руководящий и исполнительский состав госорганов, в какие страны они ездят и с какими задачами, в какие конкретные проекты и договоренности это в конечном итоге выливается.
Ничего сверхъестественного – обычный анализ бизнес-процессов, который регулярно проводит любая крупная корпорация (не казахстанские нацкомпании, конечно).
При получении такой картины будут основания говорить о том, следует ли ограничивать командировки. И такие данные желательно публиковать. Прозрачность и регулярный контроль – вообще ключевой инструмент при борьбе с излишними расходами.
Ведь сам соблазн «позажигать» за казенный счет победить невозможно.
Вот в США недавно был опубликован доклад о злоупотреблениях в министерстве обороны служебными кредитными карточками, выдаваемыми для командировок. Служащие Пентагона использовали их для оплаты в стрип-клубах и игорных заведениях. Только в казино было сделано 4,5 тыс. транзакций на миллион долларов.
Неприятная история для оборонного ведомства. Но важен факт, что оно само эти нарушения вскрыло и обнародовало. Нам же остается только догадываться, на какие административные расходы тратятся средства налогоплательщиков. И много или мало расходуют казахстанские госслужащие на командировки по сравнению с зарубежными коллегами.
Наконец, после проведения анализа должен быть предложен комплекс решений. И уж, конечно, они не должны сводиться к тому, чтобы «приостановить командировки до конца года».
Необходимы критерии целесообразности зарубежных командировок и проведения у нас международных мероприятий, критерии оценки их результатов, механизмы общественного контроля (а зачем еще нужны общественные советы?). Нужна ревизия работы посольств, международных соглашений и различных рабочих групп, деятельность которых требует зарубежных командировок.
Тяни-толкай
Звучит всё это скучновато, за душу не берет. Но следует понять, что время простых решений прошло. Кабинету Бакытжана САГИНТАЕВА предстоит работать именно под таким девизом.
Нынешний кабинет называют «правительством практиков». То есть генеральные задачи ясны, стратегия определена, нужно только вовремя подкручивать гайки, подмазывать крутящиеся части, тянуть и толкать. Это, безусловно, важно, однако никто не отменял фундаментальную проблему – неконкурентоспособность экономики.
Прежде мы справлялись с ней простыми решениями. Сначала стимулировали экономику наращиванием государственных расходов. Когда доходов стало не хватать, чтобы поддерживать уровень затрат, прибегли к девальвации национальной валюты. Это позволило сбалансировать бюджет и текущие макроэкономические показатели, однако породило ряд серьезных структурных проблем.
Из-за обесценившегося тенге ВВП страны сократился за два последних года с $236 млрд до $184 млрд, то есть на 22%. При осознании этого факта становится понятно, что не суть важно, сможем ли мы обеспечить в этом году рост экономики на 1,2% или на 1,5%.
Из-за того же ослабления национальной валюты средняя зарплата сократилась до $410, и отчисления с этой суммы не способны сформировать пенсионные накопления, которые смогут обеспечить достойный уровень жизни. Вот главная проблема пенсионной системы, а вовсе не то, сколько нам нужно пенсионных фондов, и даже не то, какова их доходность. Всё это вторично по сравнению с тем, что экономика не генерирует достаточно средств для пенсионного резерва.
Простого решения этой проблемы уже нет. В этом плане новому кабинету не повезло. Хотя у него, конечно, есть шанс встать у истоков новой экономической модели, если её удастся-таки отыскать. Но чтобы это сделать, нужно целенаправленно над этим работать, тогда как в правительстве сейчас явный крен в идеологию и безопасность.