Алло, кабмин? Время простых решений ушло

4003 просмотров
0
Абди РУСЛАНОВ
Понедельник, 19 Сен 2016, 11:00

Социально-экономическую программу новый кабинет министров обществу пока не представил – и вряд ли представит

На снимке: правительство Бакытжана Сагинтаева.

* Взять - и всё запретить

* Если серьёзно

* Тяни-толкай

Читайте также
Казыбек Иса: Надеемся, новый премьер останется радетелем национальных интересов

У нас почему-то не принято, чтобы при назначении нового правительства или отдельных его членов они обозначали свое видение ситуации во вверенной отрасли и делились соображениями о необходимых действиях.

В результате публике остается обсуждать исключительно персональную сторону изменений, гадая о том, кто из тяжеловесов где закрепился.

И на этом фоне всё очевиднее становится разрыв  аппаратной реальности с положением дел в экономике, у которой свои  «тяжеловесы» - сложные заболевания.

Взять - и всё запретить

При отсутствии системной программы действий мы наблюдаем отдельные посылы вроде запрета на зарубежные командировки членов правительства.

Инициатива далеко не нова. В ряде стран мира, к которым присоединилась и Россия, введено требование к госслужащим летать в  командировки только отечественными авиакомпаниями.

В этом есть своя логика – поддерживать местный бизнес. А какая логика у нас?

Видимо, подобное решение было рассчитано на две аудитории.

Читайте также
Произошли изменения в составе правительства

Во-первых, на внутреннюю, чиновничью, чтобы показать ей серьезность намерений. Во-вторых, на внешнюю, обывательскую, которая вроде как должна была поддержать идею о том, чтобы министры не прожигали по заграницам казенные деньги, а работали в родной стране.

Однако народ воспринял этот почин крайне вяло и даже, что удивительно, в большей степени критично. Почему удивительно? Потому что проблема-то действительно существует. Тратится на заграничные вояжи на самом деле много, а результаты неясны.

Почему же попытка разобраться с этим встречена без должного энтузиазма?

Если серьёзно

Очевидно, по той простой причине, что не внушает доверия сам подход. Начать с того, что нужно указать цель. В нашем случае – это сокращение непроизводительных административных расходов, куда входят и командировочные, и представительские затраты.

Далее, должен быть проведен обстоятельный анализ – сколько времени и средств тратят на командировки министры, руководящий и исполнительский состав госорганов, в какие страны они ездят и с какими задачами, в какие конкретные проекты и договоренности это в конечном итоге выливается.

Ничего сверхъестественного – обычный анализ бизнес-процессов, который регулярно проводит любая крупная корпорация (не казахстанские нацкомпании, конечно).

При получении такой картины будут основания говорить о том, следует ли ограничивать командировки. И такие данные желательно публиковать. Прозрачность и регулярный контроль – вообще ключевой инструмент при борьбе с излишними расходами.

Читайте также
Премьер запретил чиновникам выезжать за границу

Ведь сам соблазн «позажигать» за казенный счет победить невозможно.

Вот в США недавно был опубликован доклад о злоупотреблениях в министерстве обороны служебными кредитными карточками, выдаваемыми для командировок. Служащие Пентагона использовали их для оплаты в стрип-клубах и игорных заведениях. Только в казино было сделано 4,5 тыс. транзакций на миллион долларов.

Неприятная история для оборонного ведомства. Но важен факт, что оно само эти нарушения вскрыло и обнародовало. Нам же остается только догадываться, на какие административные расходы тратятся средства налогоплательщиков. И много или мало расходуют казахстанские госслужащие на командировки по сравнению с зарубежными коллегами.

Наконец, после проведения анализа должен быть предложен комплекс решений. И уж, конечно, они не должны сводиться к тому, чтобы «приостановить командировки до конца года».

Необходимы критерии целесообразности зарубежных командировок и проведения у нас международных мероприятий, критерии оценки их результатов, механизмы общественного контроля (а зачем еще нужны общественные советы?). Нужна ревизия работы посольств, международных соглашений и различных рабочих групп, деятельность которых требует зарубежных командировок.

Тяни-толкай

Звучит всё это скучновато, за душу не берет. Но следует понять, что время простых решений прошло. Кабинету Бакытжана САГИНТАЕВА предстоит работать именно под таким девизом.

Нынешний кабинет называют «правительством практиков». То есть генеральные задачи ясны, стратегия определена, нужно только вовремя подкручивать гайки, подмазывать крутящиеся части, тянуть и толкать. Это, безусловно, важно, однако никто не отменял фундаментальную проблему – неконкурентоспособность экономики.

Читайте также
Перестановки во власти: Акорда готовится к большим переменам

Прежде мы справлялись с ней простыми решениями. Сначала стимулировали экономику наращиванием государственных расходов. Когда доходов стало не хватать, чтобы поддерживать уровень затрат, прибегли к девальвации национальной валюты. Это позволило сбалансировать бюджет и текущие макроэкономические показатели, однако породило ряд серьезных структурных проблем.

Из-за обесценившегося тенге ВВП страны сократился за два последних года с $236 млрд до  $184 млрд, то есть на 22%. При осознании этого факта становится понятно, что не суть важно, сможем ли мы обеспечить в этом году рост экономики на 1,2% или на 1,5%.

Из-за того же ослабления национальной валюты средняя зарплата сократилась до $410, и отчисления с этой суммы не способны сформировать пенсионные накопления, которые смогут обеспечить достойный уровень жизни. Вот главная проблема пенсионной системы, а вовсе не то, сколько нам нужно пенсионных фондов, и даже не то, какова их доходность. Всё это вторично по сравнению с тем, что экономика не генерирует достаточно средств для пенсионного резерва.

Простого решения этой проблемы уже нет. В этом плане новому кабинету не повезло. Хотя у него, конечно, есть шанс встать у истоков новой экономической модели, если её удастся-таки отыскать. Но чтобы это сделать, нужно целенаправленно над этим работать, тогда как в правительстве сейчас явный крен в идеологию и безопасность.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером