АЭС в Казахстане: Кто бы ни победил – мы проиграли

12862 просмотров
0
Расул РЫСМАМБЕТОВ
Понедельник, 26 Сен 2016, 13:40

Российские партнеры предлагают разместить у нас АЭС на основе атомного реактора подводной лодки – по сути, чтобы испытать его на людях в наземных условиях

* Покрыть грех атомной станцией

* Подводная лодка в степях Казахстана

* Кредит двойного назначения

* Зачем Казахстану АЭС?

Аналитик Расул РЫСМАМБЕТОВ выяснял, кому выгодно строительство атомной электростанции (АЭС) в Казахстане.

Покрыть грех атомной станцией

Сейчас вновь стали обсуждать вопрос о строительстве атомной электростанции на Балхаше. Этим занимаются наши правительственные структуры, национальные компании и три потенциальных партнёра: Китай, Россия и Франция. 

После провала проекта Балхашской теплоэнергостанции (ТЭС), которую должны были строить совместно с корейскими подрядчиками-партнёрами, перед правительством Казахстана встал вопрос: как оправдать уже вложенные деньги?

Ответ: только строительством чего-то более масштабного, что может поглотить уже понесённые затраты.

Выбор пал на АЭС.

Сразу появились потенциальные партнёры - Россия, Китай и Франция.

Если в случае с Францией вопрос стоит о  бизнесе, то при рассмотрении российских и китайских инициатив следует учитывать и иные интересы. 

Подводная лодка в степях Казахстана

Как писали в разных СМИ, российские партнеры предлагают разместить у нас АЭС на основе атомного реактора подводной лодки, где используется высокообогащенный уран.

То есть «Росатому» интересно попробовать в Казахстане наземное использование судового реактора. В случае успеха Россия сможет размещать такие реакторы у себя и закрыть дефицит электроэнергии в своих регионах.

Кроме того, закрепляется первый клиент - Казахстан, который будет использовать эксклюзивные запчасти. Кроме того, наша республика связана своим урановым технологическим циклом с рядом российских предприятий. Не говоря уже об исторически хороших отношениях. Таким образом, АЭС может стать ещё одним кирпичиком – в фундамент дружбы или ее надгробие.

Это будет зависеть от того, насколько рискованно использование реактора на суше.

Вопрос с его использованием в океане решён: в случае аварии экипаж покидает подлодку и реактор тонет в нейтральных водах. 

Однако озеро Балхаш совсем не океан. В его бассейне и вокруг живут миллионы жителей - весь юг Казахстана. Авария недопустима. Но с точки зрения «Росатома», наверное, риски адекватные.

Подводники - народ отчаянный. Последние высокотехнологичные разработки соседей-россиян пугают регулярностью провалов: «Булава», «Протон», строительство космопорта «Восточный»…

Кредит двойного назначения

 Китаю, меж тем, надо закрывать дефицит энергии в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). Запад Китая развивается темпами, превышающими казахстанские в несколько раз. 

Поэтому строительство АЭС - вопрос времени для китайцев. Однако есть и экологические риски. Ведь АЭС надо ставить близко к источнику воды. При потенциальном риске утечки радиации никто из китайских менеджеров не хочет идти под суд и расстрел за отравление китайских вод. Выход один – не строить АЭС в Китае. И тут возникает Балхаш.

Идеальное место для китайской АЭС - ниже по течению, на чужой территории, в стране с либеральными взглядами на собственную экологическую безопасность.

Тюлени на Каспии мрут, сайгаки погибают десятками тысяч и никто не несёт наказания. Значит, следует ожидать и такого же отношения в случае с неполадками на АЭС.

Поэтому китайские лоббисты готовы дать Казахстану кредит. А любой китайский кредит имеет двойное назначение. Даже если станция сломается, Казахстан будет вынужден расплачиваться. Деньгами или ресурсами – нефтью, газом, землей.  

Впрочем, французы тоже могут дать кредит и даже приплатить нашим казахстанским лоббистам за помощь. 

Вопрос в другом. Население Казахстана никто ни о чем не спрашивает.

Зачем Казахстану АЭС?

Не боюсь показаться дремучим человеком и спрошу: насколько необходимо строить в Казахстане АЭС?

Только чтобы трудоустроить десяток казахстанских студентов, которые сейчас учатся в Москве?

Только чтобы наши лоббисты заработали?

Только чтобы помочь российскому конструкторскому бюро продолжить испытание реактора на суше?

Или только чтобы помочь Китаю справиться с экологическими рисками в СУАР?

Президент Южной Кореи заявил, что в Казахстане потери при доставке электричества составляют чуть ли не 20%. Дырявое ведро не наполнить, пока не заделаны дырки.

Ситуация в нашей экономике не очень хорошая, и я понимаю желание лоббистов в Казахстане получить свою ренту с россиян, французов или китайцев. Но социальное самочувствие населения, как и экономика, особо не радуют. Рейтинги доверия к властным структурам падают. Как падают и дома, построенные казахстанскими строительными компаниями.  

Именно поэтому я задаюсь вопросами:

- Самое ли удачное время мы выбрали, чтобы строить АЭС?

- Думают ли нынешние партнёры о благополучии Казахстана?

Денег в бюджете нет – значит, придется занимать.

У нас нет опыта реализации проектов серьезнее отверточной сборки устаревших иностранных автомобилей. Реакторы в Мангистау и под Алматы строили не мы.

А по уровню экологической опасности – это будет самый серьезный проект, потенциально способный сделать безжизненным юг Казахстана.

Понимаем ли мы это?    

P.S. Интересно, кто стоит за интересами Китая в Казахстане? И кто лоббирует российские интересы?

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Петр Своик: «Мы не опаздываем, но пора действовать»
Эксперт о реформе Токаева, ошибках прошлого и о строительстве новой политической системы
Катастрофа Fokker-100 авиакомпании Bek Air: кто виноват, если пилоты – герои?
В алматинском суде прошли прения, сегодня состоится оглашение приговора
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Теперь Минфин знает, кто чем торгует и сколько зарабатывает
Казахстан завершает цифровизацию госфинансов
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента