Казахстанские железнодорожно-строительные компании могут остаться без подрядов на 567 млрд тенге

12037 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Пятница, 30 Мая 2025, 09:00

Есть риск потерять целую отрасль из-за участия в тендерах "Қазақстан темір жолы" в 2025 году китайских компаний

23 мая 2025 года в сенате парламента состоялся правительственный час на тему: "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог в Республике Казахстан: текущее состояние, актуальные проблемы и пути их решения". Целью мероприятия было заявлено выявление системных проблем в дорожной отрасли, обсуждение состояния транспортной инфраструктуры страны и выработка конструктивных предложений по её развитию.

Читайте также
В чьих карманах осядут 1,4 млрд тенге от китайской компании China Xinxing Corporation

- Сеть автомобильных дорог — это не просто часть транспортной инфраструктуры, а ключевой элемент, обеспечивающий экономическую связанность страны, мобильность граждан и устойчивое развитие регионов. Она играет важнейшую роль в реализации приоритетных национальных проектов и формировании конкурентоспособной экономики. Глава государства неоднократно подчёркивал необходимость перехода к качественному ремонту дорог с применением современных технологий. Мы обязаны обеспечить системный подход к решению накопившихся проблем в этой сфере, включая контроль качества, цифровизацию процессов и справедливое распределение ресурсов между регионами, - отметила на правительственном часе заместитель председателя сената Ольга ПЕРЕПЕЧИНА.

Сенатор Алибек НАУТИЕВ рассказал о системных проблемах отрасли, в том числе о неравномерности качества дорог в разных регионах, дефиците квалифицированных кадров, слабом контроле за техническим надзором, несвоевременном выполнении работ, дефиците битума и разрушении дорог от перегруза.

Министр транспорта Марат КАРАБАЕВ, выступая перед сенаторами, представил данные о состоянии автодорог. По его словам, в 2025 году строительно-монтажными работами охвачено около 13 тыс. км дорог, из которых 8,8 тыс. приходятся на республиканскую сеть.

Читайте также
Банки Казахстана получили сигнал: давать гарантии под проекты с китайскими компаниями - опасно

Но больше всего СМИ обратили внимание на резкое и весьма откровенное выступление президента Ассоциации автодорожников Казахстана Баглана БАЙМАГАМБЕТОВА. Сайт Informburo.kz акцентировал внимание на следующих словах главы ассоциации:

- Несмотря на наличие квалифицированных подрядных компаний, которых в Казахстане более 200, мы всё равно остаёмся в стороне и привлекаем иностранные компании. Показательным примером является проект реконструкции республиканской дороги Кызылорда-Жезказган. По результатам конкурса 2022 года из шести лотов лишь один лот был выигран казахстанским подрядчиком. Тогда как в конкурсе 2023 года, в рамках которого разыгрывались оставшиеся восемь лотов, все контракты были присуждены китайским подрядным организациям.

Кроме того, Баймагамбетов добавил, что такая тенденция "окончательно уничтожит отечественные компании с потерей ценных квалифицированных кадров дорожников".

- Даже на конкурсах, где участвуют сильные отечественные подрядчики, побеждают иностранные компании, - отметил Баймагамбетов.

По его информации, потеря заказов имеет и другие нехорошие последствия: факультеты дорожного строительства в казахстанских вузах закрываются. К примеру, в Усть-Каменогорске на факультет строительства дорог подали документы лишь семь абитуриентов. То есть экспансия китайских дорожно-строительных компаний не только убивает аналогичные казахстанские, но и уничтожает всю отрасль. Ведь даже студенты видят отсутствие перспектив обучаться по инженерным специальностям, связанным с дорожным строительством. То есть Казахстан не только теряет имеющиеся инженерные кадры, но и возможность воспитать новые поколения специалистов. Это означает, что через каких-нибудь десять лет в стране попросту некому будет строить дороги.

Читайте также
Суд направил в банк и налоговый орган запрос по 1,267 млрд от China Xinxing Corporation

Неудивительно, что на сайте сената критику Баймагамбетова в адрес отечественных чиновников и китайских подрядчиков не процитировали, ограничившись нейтральной формулировкой: "Обозначил роль бизнеса и профессионального сообщества в повышении качества инфраструктуры".

К слову, стоимость проекта ремонта автомобильной дороги Жезказган-Кызылорда в 2021 году оценивалась в 240 млн долларов: капитальный ремонт старой дороги протяженностью 204 км между Кызылордой и Жезказганом, а также на строительство объездной дороги протяженностью 14,8 км в Кызылорде. На объектах, согласно данным АО "НК "КазАвтоЖол", задействованы семь асфальтобетонных заводов мощностью более 1,3 тыс. тонн в час, а также 824 рабочих и 428 единиц дорожной техники.

Подлил масла в огонь на правительственном часе и глава Национальной ассоциации перевозчиков Павел ТЕЛИЦЫН, который, как пишет "Казправда", открыто заявил, что в сфере международных перевозок большинство разрешений получают иностранные фирмы:

Китай выдал нам 250 тысяч разрешений. Один кругорейс стоит в среднем 16 тысяч долларов. Умножаем и получаем в общем 4 миллиарда долларов. Большинство этих денег начали выводить релоканты, которые здесь зарегистрировали фирмы, открыли БИНы, ни копейки не вкладывая в Казахстан, начали делать транзитные перевозки и все деньги выводить за рубеж. Мы также проанализировали налоговую нагрузку этих фирм, они, оказывается, платят меньше двух процентов. Некоторые - ноль процентов.

Читайте также
Как юрисконсульту заработать 1,267 млрд на аутсорсинге для China Xinxing Corporation

То есть Казахстан теряет дважды: конкурсы на строительство автобанов получают китайские подрядчики, а прибыль с эксплуатации этих автобанов – релоканты. В итоге наша страна имеет мизер из своего транзитного потенциала.

Безусловно, китайские компании привлекают на субподряд отечественных дорожных строителей. Но в этом случае им достаются крохи. Все сливки и основную прибыль снимают китайские компании. Казахстанские же сводят концы с концами и готовы работать почти в ноль, лишь бы не потерять квалифицированные кадры. К тому же многие субподрядчики оказываются втянуты в круговорот судебных исков, связанных как с гарантиями, так и со штрафными санкциями. При этом в судах китайские подрядчики чаще всего выходят победителями. Ratel.kz делал в 2024 году серию публикаций о том, как от таких контрактов страдают и казахстанские дорожно-строительные фирмы, и отечественные банки.

Похоже, мы скоро станем свидетелями того, как Казахстан окончательно потеряет собственную сферу дорожного строительства и будет вынужден полагаться только на зарубежные компании.

Но что ещё страшнее – в 2025 году экспансия китайских компаний затронет и сферу строительства и ремонта железных дорог. В ближайшее время будут объявлены крупные тендеры на строительство и капитальный ремонт нескольких участков железной дороги. И уже сейчас отечественные компании проявляют обеспокоенность, что их постигнет та же участь, что и дорожников.

На нынешней неделе на сайте "Самрук-Казына" были объявлены несколько крупных тендеров для АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы".

Первый - строительство приёмоотправочных путей на железнодорожном участке Бейнеу-Мангистау Мангистауской области. Срок исполнения - по декабрь 2026 года включительно. Сумма – 12,9 млрд тенге.

Второй - строительство автоблокировки на железнодорожном участке Шалкар-Бейнеу Мангистауской и Актюбинской областей. Срок исполнения - по декабрь 2026 года включительно. Сумма – 43,4 млрд тенге.

Третий – самый огромный - строительство третьего пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе с выходом на существующий железнодорожный участок "Семей-Актогай". Срок исполнения - по июль 2027 года включительно. Сумма – 511,5 млрд тенге.

Итого – более 567,8 млрд тенге, или почти 1,1 млрд долларов.

Читайте также
Как схемы родственников Назарбаева помогают китайским фирмам взыскивать миллиарды с казахстанских компаний. Часть 3

По всем тендерам предоплата составляет 30%, промежуточный платеж - 60%, окончательный платеж - 10%. То есть более 170 млрд тенге будет выплачено подрядчикам-победителям уже в 2025 году.

Поэтому легко можно понять озабоченность отечественных строителей, когда они увидели, что заявки на участие в тендерах подали два новых игрока - China Railway No.2 Engineering Co.LTD и CHEC CONSTRUCTION (M) SDN.BHD. Более того, всего за пять (!) дней "Самрук" провёл квалификационный отбор по этим участникам и дал добро на участие в тендерах. По словам постоянных участников тендеров на площадке "Самрука", у казахстанских компаний такой отбор может занимать месяц и даже больше, потому что организаторы лично выезжают на склады и базы потенциальных участников. Тут же специалистам "Самрука" и КТЖ хватило пяти (!) дней, чтобы съездить в Китай и Малайзию и изучить технические возможности иностранных компаний.

Причём в заявках они зашли в составе консорциума с казахстанскими компаниями - ТОО "Reco Stroy KZ" и ТОО "Нұршам". Руководителем обоих ТОО числится Раушан КУСАИНОВА. Учредителем первой компании – она же, а второй – Нурлан НУГМЕТЖАНОВ.

Читайте также
Как схемы родственников Назарбаева помогают китайским фирмам взыскивать миллиарды с казахстанских компаний. Часть 2

Причём директором ТОО "Нұршам" Кусаинова стала 30 апреля 2025 года. Вид деятельности ТОО "Нұршам" - разработка строительных проектов. Эта компания-пустышка была зарегистрирована ещё в 2000 году и за последние десять лет заплатила лишь 86 тысяч тенге налогов.

У ТОО "Reco Stroy KZ" вид деятельности - строительство нежилых зданий, за исключением стационарных торговых объектов категорий 1,2. Налоговые платежи за последние три года – чуть меньше 40 млн тенге. При этом компания выполнила за последние несколько лет госзаказов на 6 млрд тенге по реконструкции и новому строительству электрических сетей АО "АЛАТАУ ЖАРЫҚ КОМПАНИЯСЫ".

Согласно конкурсной документации, потенциальный поставщик должен обладать внушительным списком не только квалифицированных кадров и лицензиями, но и специализированной техникой для строительства железных дорог. И вот тут-то у специалистов и возникают вопросы: как китайские компании будут осуществлять строительство с использованием собственной техники, если размер железнодорожной колеи в Китае и Казахстана - разный. Поменять просто колёсные пары вряд ли получится. К тому же есть и ещё существенный пункт: "Наличие зданий, сооружений и/или производственной базы, как выделенного инфраструктурного объекта в Республике Казахстан: производственная база с железнодорожными путями, местом для хранения и возможностью приёма и отправления рабочих поездов, а также с подкрановыми путями под козловые краны. В случае наличия собственного имущества: договор купли-продажи (мены, дарения); справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках. В случае аренды имущества: договор аренды (срок аренды по договору должен быть не менее срока нахождения потенциального поставщика в Реестре КПП), справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках".

Читайте также
Как схемы родственников Назарбаева помогают китайским фирмам взыскивать миллиарды с казахстанских компаний

У China Railway No.2 Engineering Co.LTD в Казахстане имеется зарегистрированный филиал. Однако опыта в госзакупках на территории Казахстана нет.

У CHEC CONSTRUCTION (M) SDN.BHD филиала в Казахстане в базах юридических лиц обнаружить не удалось.

Ещё один заявленный участник консорциума - "Чайна Харбоур Инжиринг Компания ЛТД". Известно, что она реализует в порту Актау проект по строительству современного контейнерного хаба.

Безусловно, участие известных китайских компаний в крупных проектах, которые призваны обеспечить в первую очередь транзит китайских товаров по казахстанским железным дорогам, выглядит обоснованным. Однако не придётся ли через несколько лет на правительственном часе в сенате слушать жалобы о том, что в Казахстане окончательно гибнет ещё одна отрасль – строительство железных дорог, а бюджет страны теряет солидные суммы, так как вся прибыль уходит в соседнюю страну?

Да и сама процедура проведения тендеров вызывает серьёзные опасения в том, что организатор предпочтёт отдать заказ крупному зарубежному игроку, а не отечественным компаниям.

Ratel.kz будет наблюдать за итогами тендера. Что-то нам подсказывает, что без скандалов и судебных разбирательств тут не обойдётся.

Фото: Қазақстан темір жолы.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Лимоны под снегом: пенсионеры из ВКО в морозы выращивают экзотические фрукты и цветы
Недалеко от Усть-Каменогорска супруги Земляные создали настоящий оазис
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Средняя дивидендная доходность по рынку в Казахстане удвоилась в 2025 году
Почему активизировались инвесторы?
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента