Казахстанские железнодорожно-строительные компании могут остаться без подрядов на 567 млрд тенге

8650 просмотров
0
Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ
Пятница, 30 Мая 2025, 09:00

Есть риск потерять целую отрасль из-за участия в тендерах "Қазақстан темір жолы" в 2025 году китайских компаний

23 мая 2025 года в сенате парламента состоялся правительственный час на тему: "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог в Республике Казахстан: текущее состояние, актуальные проблемы и пути их решения". Целью мероприятия было заявлено выявление системных проблем в дорожной отрасли, обсуждение состояния транспортной инфраструктуры страны и выработка конструктивных предложений по её развитию.

Читайте также
В чьих карманах осядут 1,4 млрд тенге от китайской компании China Xinxing Corporation

- Сеть автомобильных дорог — это не просто часть транспортной инфраструктуры, а ключевой элемент, обеспечивающий экономическую связанность страны, мобильность граждан и устойчивое развитие регионов. Она играет важнейшую роль в реализации приоритетных национальных проектов и формировании конкурентоспособной экономики. Глава государства неоднократно подчёркивал необходимость перехода к качественному ремонту дорог с применением современных технологий. Мы обязаны обеспечить системный подход к решению накопившихся проблем в этой сфере, включая контроль качества, цифровизацию процессов и справедливое распределение ресурсов между регионами, - отметила на правительственном часе заместитель председателя сената Ольга ПЕРЕПЕЧИНА.

Сенатор Алибек НАУТИЕВ рассказал о системных проблемах отрасли, в том числе о неравномерности качества дорог в разных регионах, дефиците квалифицированных кадров, слабом контроле за техническим надзором, несвоевременном выполнении работ, дефиците битума и разрушении дорог от перегруза.

Министр транспорта Марат КАРАБАЕВ, выступая перед сенаторами, представил данные о состоянии автодорог. По его словам, в 2025 году строительно-монтажными работами охвачено около 13 тыс. км дорог, из которых 8,8 тыс. приходятся на республиканскую сеть.

Читайте также
Банки Казахстана получили сигнал: давать гарантии под проекты с китайскими компаниями - опасно

Но больше всего СМИ обратили внимание на резкое и весьма откровенное выступление президента Ассоциации автодорожников Казахстана Баглана БАЙМАГАМБЕТОВА. Сайт Informburo.kz акцентировал внимание на следующих словах главы ассоциации:

- Несмотря на наличие квалифицированных подрядных компаний, которых в Казахстане более 200, мы всё равно остаёмся в стороне и привлекаем иностранные компании. Показательным примером является проект реконструкции республиканской дороги Кызылорда-Жезказган. По результатам конкурса 2022 года из шести лотов лишь один лот был выигран казахстанским подрядчиком. Тогда как в конкурсе 2023 года, в рамках которого разыгрывались оставшиеся восемь лотов, все контракты были присуждены китайским подрядным организациям.

Кроме того, Баймагамбетов добавил, что такая тенденция "окончательно уничтожит отечественные компании с потерей ценных квалифицированных кадров дорожников".

- Даже на конкурсах, где участвуют сильные отечественные подрядчики, побеждают иностранные компании, - отметил Баймагамбетов.

По его информации, потеря заказов имеет и другие нехорошие последствия: факультеты дорожного строительства в казахстанских вузах закрываются. К примеру, в Усть-Каменогорске на факультет строительства дорог подали документы лишь семь абитуриентов. То есть экспансия китайских дорожно-строительных компаний не только убивает аналогичные казахстанские, но и уничтожает всю отрасль. Ведь даже студенты видят отсутствие перспектив обучаться по инженерным специальностям, связанным с дорожным строительством. То есть Казахстан не только теряет имеющиеся инженерные кадры, но и возможность воспитать новые поколения специалистов. Это означает, что через каких-нибудь десять лет в стране попросту некому будет строить дороги.

Читайте также
Суд направил в банк и налоговый орган запрос по 1,267 млрд от China Xinxing Corporation

Неудивительно, что на сайте сената критику Баймагамбетова в адрес отечественных чиновников и китайских подрядчиков не процитировали, ограничившись нейтральной формулировкой: "Обозначил роль бизнеса и профессионального сообщества в повышении качества инфраструктуры".

К слову, стоимость проекта ремонта автомобильной дороги Жезказган-Кызылорда в 2021 году оценивалась в 240 млн долларов: капитальный ремонт старой дороги протяженностью 204 км между Кызылордой и Жезказганом, а также на строительство объездной дороги протяженностью 14,8 км в Кызылорде. На объектах, согласно данным АО "НК "КазАвтоЖол", задействованы семь асфальтобетонных заводов мощностью более 1,3 тыс. тонн в час, а также 824 рабочих и 428 единиц дорожной техники.

Подлил масла в огонь на правительственном часе и глава Национальной ассоциации перевозчиков Павел ТЕЛИЦЫН, который, как пишет "Казправда", открыто заявил, что в сфере международных перевозок большинство разрешений получают иностранные фирмы:

Китай выдал нам 250 тысяч разрешений. Один кругорейс стоит в среднем 16 тысяч долларов. Умножаем и получаем в общем 4 миллиарда долларов. Большинство этих денег начали выводить релоканты, которые здесь зарегистрировали фирмы, открыли БИНы, ни копейки не вкладывая в Казахстан, начали делать транзитные перевозки и все деньги выводить за рубеж. Мы также проанализировали налоговую нагрузку этих фирм, они, оказывается, платят меньше двух процентов. Некоторые - ноль процентов.

Читайте также
Как юрисконсульту заработать 1,267 млрд на аутсорсинге для China Xinxing Corporation

То есть Казахстан теряет дважды: конкурсы на строительство автобанов получают китайские подрядчики, а прибыль с эксплуатации этих автобанов – релоканты. В итоге наша страна имеет мизер из своего транзитного потенциала.

Безусловно, китайские компании привлекают на субподряд отечественных дорожных строителей. Но в этом случае им достаются крохи. Все сливки и основную прибыль снимают китайские компании. Казахстанские же сводят концы с концами и готовы работать почти в ноль, лишь бы не потерять квалифицированные кадры. К тому же многие субподрядчики оказываются втянуты в круговорот судебных исков, связанных как с гарантиями, так и со штрафными санкциями. При этом в судах китайские подрядчики чаще всего выходят победителями. Ratel.kz делал в 2024 году серию публикаций о том, как от таких контрактов страдают и казахстанские дорожно-строительные фирмы, и отечественные банки.

Похоже, мы скоро станем свидетелями того, как Казахстан окончательно потеряет собственную сферу дорожного строительства и будет вынужден полагаться только на зарубежные компании.

Но что ещё страшнее – в 2025 году экспансия китайских компаний затронет и сферу строительства и ремонта железных дорог. В ближайшее время будут объявлены крупные тендеры на строительство и капитальный ремонт нескольких участков железной дороги. И уже сейчас отечественные компании проявляют обеспокоенность, что их постигнет та же участь, что и дорожников.

На нынешней неделе на сайте "Самрук-Казына" были объявлены несколько крупных тендеров для АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы".

Первый - строительство приёмоотправочных путей на железнодорожном участке Бейнеу-Мангистау Мангистауской области. Срок исполнения - по декабрь 2026 года включительно. Сумма – 12,9 млрд тенге.

Второй - строительство автоблокировки на железнодорожном участке Шалкар-Бейнеу Мангистауской и Актюбинской областей. Срок исполнения - по декабрь 2026 года включительно. Сумма – 43,4 млрд тенге.

Третий – самый огромный - строительство третьего пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе с выходом на существующий железнодорожный участок "Семей-Актогай". Срок исполнения - по июль 2027 года включительно. Сумма – 511,5 млрд тенге.

Итого – более 567,8 млрд тенге, или почти 1,1 млрд долларов.

Читайте также
Как схемы родственников Назарбаева помогают китайским фирмам взыскивать миллиарды с казахстанских компаний. Часть 3

По всем тендерам предоплата составляет 30%, промежуточный платеж - 60%, окончательный платеж - 10%. То есть более 170 млрд тенге будет выплачено подрядчикам-победителям уже в 2025 году.

Поэтому легко можно понять озабоченность отечественных строителей, когда они увидели, что заявки на участие в тендерах подали два новых игрока - China Railway No.2 Engineering Co.LTD и CHEC CONSTRUCTION (M) SDN.BHD. Более того, всего за пять (!) дней "Самрук" провёл квалификационный отбор по этим участникам и дал добро на участие в тендерах. По словам постоянных участников тендеров на площадке "Самрука", у казахстанских компаний такой отбор может занимать месяц и даже больше, потому что организаторы лично выезжают на склады и базы потенциальных участников. Тут же специалистам "Самрука" и КТЖ хватило пяти (!) дней, чтобы съездить в Китай и Малайзию и изучить технические возможности иностранных компаний.

Причём в заявках они зашли в составе консорциума с казахстанскими компаниями - ТОО "Reco Stroy KZ" и ТОО "Нұршам". Руководителем обоих ТОО числится Раушан КУСАИНОВА. Учредителем первой компании – она же, а второй – Нурлан НУГМЕТЖАНОВ.

Читайте также
Как схемы родственников Назарбаева помогают китайским фирмам взыскивать миллиарды с казахстанских компаний. Часть 2

Причём директором ТОО "Нұршам" Кусаинова стала 30 апреля 2025 года. Вид деятельности ТОО "Нұршам" - разработка строительных проектов. Эта компания-пустышка была зарегистрирована ещё в 2000 году и за последние десять лет заплатила лишь 86 тысяч тенге налогов.

У ТОО "Reco Stroy KZ" вид деятельности - строительство нежилых зданий, за исключением стационарных торговых объектов категорий 1,2. Налоговые платежи за последние три года – чуть меньше 40 млн тенге. При этом компания выполнила за последние несколько лет госзаказов на 6 млрд тенге по реконструкции и новому строительству электрических сетей АО "АЛАТАУ ЖАРЫҚ КОМПАНИЯСЫ".

Согласно конкурсной документации, потенциальный поставщик должен обладать внушительным списком не только квалифицированных кадров и лицензиями, но и специализированной техникой для строительства железных дорог. И вот тут-то у специалистов и возникают вопросы: как китайские компании будут осуществлять строительство с использованием собственной техники, если размер железнодорожной колеи в Китае и Казахстана - разный. Поменять просто колёсные пары вряд ли получится. К тому же есть и ещё существенный пункт: "Наличие зданий, сооружений и/или производственной базы, как выделенного инфраструктурного объекта в Республике Казахстан: производственная база с железнодорожными путями, местом для хранения и возможностью приёма и отправления рабочих поездов, а также с подкрановыми путями под козловые краны. В случае наличия собственного имущества: договор купли-продажи (мены, дарения); справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках. В случае аренды имущества: договор аренды (срок аренды по договору должен быть не менее срока нахождения потенциального поставщика в Реестре КПП), справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках".

Читайте также
Как схемы родственников Назарбаева помогают китайским фирмам взыскивать миллиарды с казахстанских компаний

У China Railway No.2 Engineering Co.LTD в Казахстане имеется зарегистрированный филиал. Однако опыта в госзакупках на территории Казахстана нет.

У CHEC CONSTRUCTION (M) SDN.BHD филиала в Казахстане в базах юридических лиц обнаружить не удалось.

Ещё один заявленный участник консорциума - "Чайна Харбоур Инжиринг Компания ЛТД". Известно, что она реализует в порту Актау проект по строительству современного контейнерного хаба.

Безусловно, участие известных китайских компаний в крупных проектах, которые призваны обеспечить в первую очередь транзит китайских товаров по казахстанским железным дорогам, выглядит обоснованным. Однако не придётся ли через несколько лет на правительственном часе в сенате слушать жалобы о том, что в Казахстане окончательно гибнет ещё одна отрасль – строительство железных дорог, а бюджет страны теряет солидные суммы, так как вся прибыль уходит в соседнюю страну?

Да и сама процедура проведения тендеров вызывает серьёзные опасения в том, что организатор предпочтёт отдать заказ крупному зарубежному игроку, а не отечественным компаниям.

Ratel.kz будет наблюдать за итогами тендера. Что-то нам подсказывает, что без скандалов и судебных разбирательств тут не обойдётся.

Фото: Қазақстан темір жолы.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




баспагер
Құлдық сана дегеніміз – 500 мың теңге төлеп, қытай көлігін русификациялау.
Сможет ли Трамп заставить казахские власти суетиться
Тарифная война - это так плохо, что даже и хорошо
Почему ЖК “Трилистник” будет мозолить глаза карагандинским прокурорам
Каким образом юридически оформлены 25 этажи в 24-этажных высотках
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Как судья Мекемтас лишал имущества возлюбленную учёного мирового уровня
В суде, возглавляемом оскандалившимся судьёй, женщину-профессора объявили простой лаборанткой, которая не может владеть 400 тысячами долларов
Когда Казахстан выйдет из ОПЕК+
Что лучше: ужасный конец или ужас без конца?
Актюбинский бар заплатил клиенту моральный вред за то, что видеокамере заведения не понравилось его лицо
Суд оценил страдания мужчины в 250 тысяч тенге
Война Израиля с Ираном
Как всё начиналось
Алма-Ата 1980-х с высоты птичьего полёта: что творилось на границах города
Репортажи из прошлого от Андрея Михайлова
Житель Семея атаковал водителя автобуса во время движения и отправился за решётку
Это стало возможным благодаря тому, что выходку горожанина запечатлели и опубликовали в соцсетях
Исторический weekend. Позитивное брюзжание на тему туризма
Позитивное – потому что не с целью поругать, а с целью улучшить ситуацию
Снова об автомобильных дорогах Казахстана
Из выделенных 700 образовательных грантов на специальность “Транспортное строительство” поступил всего 41 студент
Бывший гендиректор ArcelorMittal Temirtau рассказал про кражи угля в шахтах и борьбу с ОПГ на комбинате
Некоторые работники шахт получали угрозы и ходили с охраной
В акимате Петропавловска дачников послали в полицию
Мытарства людей, чьи участки разрушили перед паводком, продолжаются
Зачем фермеров собирают под палящими лучами солнца в одном месте – на поле
Помогает ли такое мероприятие развитию аграрного сектора?
Экс-судья Жолманова из Алматы приговорена к 10 годам тюрьмы
Ущерб от её действий оценивается в миллиард тенге
Нанятый директор микрокредитной организации проиграл в азартные игры свыше 61 миллиона тенге
Деньги на игру он брал из кассы своего предприятия
Чего на данный момент добился Дональд Трамп
Политический кризис в США не за горами
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.