1960-е. Вот вам идеальный "город для пешеходов". В 1962 году в Алма-Ате было всего 14 тысяч автомобилей

6661 просмотров
0
Андрей МИХАЙЛОВ
Среда, 23 Мар 2022, 18:00

Фоторепортажи из прошлого от Андрея Михайлова

В 1962 году по улицам Алма-Аты ездило всего 14 267 автомашин (из них – 998 автобусов и 800 такси), а также 126 трамваев и 70 троллейбусов. А самую большую часть городского автопарка составляли грузовые и специальные машины. Между тем, сам город в те времена имел изрядную площадь, протягиваясь от появляющихся микрорайонов до аэропорта и от Тастака до Развилки. Если бы даже собрать весь тогдашний автопарк (вместе с трамваями и троллейбусами) на одном проспекте, то глазам предстал бы вполне гуманный трафик, сопоставимый с воскресным движением в нынешние времена. 

Улица Комсомольская в 70-е годы.

Фотографии тех лет, как правило, запечатлевали совершенно пустые алма-атинские улицы, главным украшением которых оставались деревья. Для примера интересно взглянуть на первую многоуровневую развязку города (пересечение Ташкентской и Сейфуллина). Нужно учесть, что фотограф для того, чтобы получить эффектный снимок, наверняка долго ждал, пока в кадре не окажется побольше машин. 

А на сохранившемся снимке 1953 года изображена часть улицы Пушкина, сфотографированная от Ташкентского тракта. В те времена никто ещё, даже в самом дурном сне, не мог вообразить, что настанут времена, когда деревья станут мешать машинам. И народ искренне и прямодушно мечтал о том, чтобы автомобилей в городе стало побольше. (Вот мечта, которой суждено было стать былью!) 

Улица Пушкина.

Если внимательно присмотреться к снимку, то единственным участником дорожного движения на всём протяжении полосы, по которой транспорт двигался в сторону Зелёного базара – окажется одинокий велосипедист. Который, никого не стесняясь и никем не стесняемый, мирно крутит педали по самому центру проезжей части. Вот – время, когда не требовалось выдумывать никаких велодорожек и правил для велосипедов! Тем более что парковать свои автомобили на обочинах в те времена считалось дикостью. Для них хватало стоянок. 

1970. Дом Советов.

Аварии, конечно, случались и в те времена. Пьяное вождение также имело место. Но "попасть под машину" – нужно было умудриться. А особенно в отдалённых от центра "спальных районах", где проезжая часть считалась нормальной "детской площадкой" для командных игр, а появление каждого автомобиля вызывало повышенный интерес и пересуды зевак. Впрочем, центр от окраины отличался незначительно. 

Проспект Коммунистический в 60-е годы.

Никаких пробок в Алма-Ате не существовало априори. А днём город пустел ещё и потому, что днём все горожане работали на своих рабочих местах. О том, что никогда и никакие потоки машин, даже самых дорогих и современных, не смогут создать такой гуманной ауры городского пространства,  какое случается на улицах при полном отсутствии любого автотранспорта – в те годы не рассуждал никто. Как и о том, что ни один, даже самый престижный автомобиль, не поспособствует городской индивидуальности более чем одно столетнее дерево.  

1965 год, улица Кирова.

Интересно, что уже тогда общественность начала проявлять озабоченность тем, что "машин в городе стало очень много" и выхлопные газы "сильно загрязняли городскую атмосферу". Впрочем, в те времена, когда очереди на приобретение собственной автомашины спорили в длине с очередью на получение собственного жилья, озабоченность эта серьёзно не воспринималась. Для того чтобы успокоиться и усомниться, обывателю достаточно было выглянуть в окно на улицу. 

Выглянуть и убедиться, что тезис об "ограниченности пропускной способности алма-атинских улиц" при тогдашних транспортных реалиях был, если не фантазией учёных, то перспективой весьма отдалённого и светлого будущего. Такого отдалённого, про которое можно было не думать, а только мечтать - того самого в котором посчастливилось жить нам с вами ныне. Счастливое, наивное время! 

Городской автовокзал.

Андрей Михайлов - писатель, автор серии книг "Как мы жили в СССР" и географической дилогии "К западу от Востока. К востоку от Запада".

Иллюстрации из книг середины XX века.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




писатель и философ
Чингисхану не нужна была партия. Там и так было понятно, о чём речь.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
Как на Атырауском НПЗ ремонтные работы по фотографиям делали
Сейчас качество таких ремонтов проверяют аудиторы, прокуроры и следователи
Неудобные, но обоснованные вопросы об алматинских дорогах
Пришла весна и в Алматы обнажаются дорожные ямы
Смог ли избежать справедливости американский "бишимбаев"
Как в США наказывают за домашнее насилие
Крысы в Алматы: неожиданное появление, захват города и грядущие проблемы
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Отец Куандыка после убийства Салтанат избил его бывшую жену?
Об этом Назым Кахарман рассказала после очередного заседания суда, состоявшегося 15 апреля, на котором Куандык Бишимбаев обвинил её в угоне машины
За что управление строительства Алматы подало в суд на ТОО "ПКС"
И кто из застройщиков не поставил 3050 квартир - Qazaq Stroy или ТОО "Domus Qazaqstan"
Аренда школьных столовых стала убыточным бизнесом
В ВКО арендаторы школьных столовых считают, что пора менять нормы питания учащихся по возрасту
Департамент полиции Актюбинской области заплатит россиянке более 22 миллионов тенге
Незнание закона полицейскими дорого обойдётся бюджету
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.