Прогноз социально-экономического развития РК на 2021-2025 годы представлен на заседании правительства

4220 просмотров
0
Ратель
Вторник, 25 Авг 2020, 11:30

С докладом выступил председатель Национального банка РК

На заседании правительства под председательством премьер-министра РК Аскара МАМИНА рассмотрен Прогноз социально-экономического развития Казахстана на 2021-2025 годы. С докладом выступил председатель Национального банка РК Ерболат ДОСАЕВ, передает официальный сайт премьер-министра РК.

Последствия пандемии коронавируса привели к пересмотру прогнозов развития мировой экономики. Несмотря на начало оживления крупнейших экономик мира, сохраняются риски затяжного восстановления на фоне второй волны коронавируса и эскалации политических, торговых разногласий между США и Китаем. В результате начала восстановления мировой экономики и роста потребления энергоресурсов нефтяные котировки марки Brent выросли с минимальной отметки в апреле т.г. в 2,8 раза до 45,1 долл. США за баррель на 25 августа т.г. 

"Дальнейший рост цен на нефть в текущем году будет ограничен ввиду возможности второй волны коронавируса, обострения торговых отношений США и Китая, а также на фоне увеличения производства нефти участниками ОПЕК+ с 1 августа т.г. Проведенные Национальным Банком опросы казахстанских предприятий свидетельствуют об ожидании низких темпов восстановления экономической активности в 3 квартале т.г. Начавшееся в июле т.г. снижение деловой активности может продлиться и в августе т.г. на фоне карантинных ограничений", - сказал председатель Национального банка РК.

С учетом актуализированных макроэкономических данных прогноз социально-экономического развития в части показателей денежно-кредитной политики был обновлен.

1. Прогноз инфляции.  На фоне слабого внутреннего спроса, который будет оказывать дезинфляционный эффект, прогноз инфляции на 2020 год пересмотрен с 9-11% на первом этапе ПСЭР до 8-8,5%.  На инфляцию будут также оказывать влияние перенос обменного курса на цены на фоне ожидаемого дефицита платежного баланса, а также увеличенный фискальный импульс, воздействие которого на инфляцию продолжится и в 2021 году.  Соответственно, по нашим оценкам, в 2021 году на фоне постепенного повышения цен на нефть и восстановления внутренней экономики годовая инфляция будет формироваться ближе к верхней границе коридора 4-6% и сложится в этом коридоре также и в 2022 году.  В этой связи прогноз инфляции соответствует следующим таргетам: 4-6% в 2021-2022 гг., 4-5% в 2023-2024 гг. и 3-4% в 2025 году. Непродовольственная инфляция сохранилась на уровне 5,4% при продолжающемся снижении цен на ГСМ (бензин - на 0,2% за июль). Годовой рост цен платных услуг повысился с 3,0% до 3,2% в июле на фоне постепенного исчерпания эффекта от временного снижения тарифов на коммунальные услуги в условиях чрезвычайного положения. Тарифы на регулируемые коммунальные услуги за июль т.г. повысились на 0,9%. 

2. Платежный баланс. В 1 полугодии 2020 года зафиксирован профицит текущего счета платежного баланса (по предварительной оценке, 2,1 млрд. долл. США) за счет снижения доходов к выплате прямым инвесторам и относительно высоких цен и объемов поставок нефти. По итогам 2020 года ожидается дефицит текущего счета платежного баланса, несмотря на прогнозируемое в 2020 году сокращение импорта товаров на 13,1% на фоне снижения платежеспособного спроса и замедления темпов реализации инвестиционных проектов вследствие пандемии к концу года.  Дефицит текущего счета платежного баланса в 2020 году сформируется на фоне сокращения экспорта товаров из-за общего снижения цены нефти в сравнении с прошлым годом и соблюдения условий сделки OPEC+ по сокращению добычи нефти, а также постепенного восстановления доходов к выплатам прямым инвесторам во втором полугодии 2020 года.   В дальнейшем, прогнозная динамика импорта будет обусловлена реализацией активной политики замещения импорта. При этом, в 2021 году ожидается восстановление импорта и его рост на 8,1% вследствие отложенного спроса и ускорения реализации инвестиционных проектов после их «заморозки» в 2020 году.  Прогноз экспорта товаров отражает ожидания по увеличению экспорта несырьевых товаров, что приведет к поэтапному росту экспорта до уровня выше 50 млрд долл. США к 2025 году. Национальный Банк поддерживает планы Правительства по наращиванию экспорта обрабатывающей промышленности на 42% к 2025 году.  

3. Денежно-кредитная политика. Показатели денежно-кредитной политики, включая денежную массу, депозиты и кредиты, спрогнозированы на основе прогноза номинального роста ВВП, представленного министерством национальной экономики на среднесрочный период. По итогам 2020 года ожидается слабый рост депозитов, за счет которых будет финансироваться часть потребительских расходов на фоне снижения реальных доходов населения. Валютные вклады снизились на 0,2% тенге, составив 8,2 трлн тенге на конец июля т.г. В результате, уровень долларизации депозитов снизился до 39,5% в июле т.г. (43,1% в декабре 2019 года). Помимо депозитов, объем наличных денег в обращении будет расти на фоне роста социальных выплат, что в совокупности увеличит денежную массу в 2020 году. По нашим ожиданиям, кредиты экономике будут также медленно расти на фоне замедления деловой активности в текущем году. С начала нынешнего года кредиты БВУ увеличились на 0,5% (или на 67,1 млрд. тенге) до 13,9 трлн. тенге на конец июля т.г.  Национальный Банк в настоящее время проводит прогнозный раунд «август-сентябрь», в рамках которого будут пересмотрены прогнозы макроэкономических индикаторов. В частности, будет обновлен текущий прогноз сокращения ВВП на 2020 год с учетом фактических данных по сокращению ВВП за 7 месяцев т.г. на 2,9%.

4. Дефицит бюджета и Национальный фонд .Проект республиканского бюджета предусматривает значительное увеличение дефицита государственного бюджета и объема трансфертов из Национального Фонда.  В результате согласно прогнозу к концу 2023 года средства Национального Фонда составят 30,8% ВВП, приблизившись к уровню неснижаемого остатка - 30% от ВВП. В этой связи с учетом внедрения в 2021 году контрцикличного бюджетного правила необходимо будет принять меры для поддержания сберегательной функции Национального фонда и снижения нефтяного дефицита. Объем гарантированных трансфертов на 2021г. – 2,7 трлн. тенге, на 2022г. – 2,4 трлн. тенге, на 2023г. – 2,2 трлн. тенге. При этом на 2021 год также предусмотрен целевой трансферт в размере 1 трлн. тенге. Средства Национального фонда на конец 2020 года прогнозируется в сумме 27,3 трлн. тенге (38,5% к ВВП), 2021г. – 26,6 трлн. тенге (34,7%), 2022г. – 26,9 трлн. тенге (32,7%), 2023г. – 27,6 трлн. тенге (30,8%).

Фото: primeminister.kz.

Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Марат Шибутов: «Это далеко не последний террористический акт, направленный по религиозным мотивам против евреев»
Может настать время, когда придётся спасать от беженцев тех, кто ратует за их приём
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером