В историко-краеведческом музее Западно-Казахстанской области сейчас особенно большой наплыв посетителей. Здесь открылась экспозиция «Алтын Ханшайым», на которой представлены уникальные артефакты из самого древнего в Казахстане «золотого» захоронения.
Золотая принцесса, как назвали ее археологи, была найдена во время полевого сезона 2012 года в кургане комплекса Таксай на территории Теректинского района Приуралья. Захоронение оказалось нетронутым, то есть в полной сохранности. А обнаруженный материал по информационной насыщенности был настолько значимым, что понадобились два года исследовательских и реставрационных работ, чтобы достоверно и в полном объеме установить важность находки. В этой огромной работе принимали участие наряду с казахстанскими учеными их коллеги из Японии, Германии и России.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в кургане была похоронена женщина знатного происхождения, скорее всего жрица, о чем свидетельствуют порядка ста золотых украшений, а также зеркало, нож, бронзовый котел и жертвенник, то есть ритуальные предметы, которые, согласно поверьям, необходимы в загробной жизни. И хотя, по мнению историков, этот памятник относится к концу VI - началу V века до н. э., все они изготовлены настолько искусно, что чувствуется рука настоящего мастера.
Обряд захоронения проходил с применением огня, что весьма затруднило исследовательские и восстановительные работы, которые, тем не менее, успешно были выполнены в научно-реставрационной лаборатории, возглавляемой членом Союза художников РК Крымом Алтынбековым. Для того чтобы «расшифровать» информацию, полученную через толщу столетий, понадобились огромные усилия и специальные знания. Ведь все вещи, находившиеся в могиле, оказались обугленными и деформированными. Чтобы они не рассыпались в прах, пришлось применить единственно эффективный в данном случае метод их извлечения - вместе с почвой, крупными блоками, которые затем доставлялись в мастерскую на рентгенографическое исследование.
По мнению директора областного центра истории и археологии доктора исторических наук Мурата Сдыкова, сделано настоящее открытие. Так, головной убор женщины представляет собой остроконечную шапку. У Геродота есть запись о саках-тиграхауда, которые носили такой наряд. Это позволяет уточнить время и место их проживания, связав с племенами савроматов и ранних сарматов, кочевавшими по территории Казахстана. Особую ценность представляет гребень Золотой принцессы. Не исключено, что на основании полученных с его
помощью данных будут пересмотрены некоторые привычные представления о той далекой эпохе. Поэтому о его восстановлении следует рассказать более подробно.
Рисунок на гребне, считают ученые, настоящий кладезь ценнейших сведений и одновременно настоящее произведение искусства. Он вырезан на цельном куске дерева и украшен вкраплениями из других пород. Двустороннее изображение, выполненное искусным художником, представляет собой сцену боя. Оно уцелело только потому, что гребень находился внутри своеобразной «шкатулки», короба, куда были помещены и другие предметы. Поэтому дерево тлело без доступа воздуха. В полевых условиях изображение закрепили парафином, да и в мастерской обращались с ним предельно осторожно. Сложность состояла в том, что приходилось одновременно восстанавливать обе стороны. Но и с этой задачей реставраторы под руководством Крыма Алтынбекова справились поистине мастерски. Для того чтобы выявить каждую черточку резьбы, расчистка всех фрагментов проводилась под микроскопом. Пошаговая работа по изучению деталей композиции заносилась в эскиз компьютерной программы, а затем поэтапно воссоздавался полный рисунок.
Такая кропотливая работа полностью себя оправдала. На гребне изображена сцена боя между воином-савроматом и персидской боевой колесницей, запряженной парой коней с возничим и стрелком. И хотя трактовка сюжета имеет несколько вариантов, у историков есть все основания предполагать, что он относится ко времени первых проникновений персов в степь, когда войска Дария столкнулись с сопротивлением кочевников. Это вполне обоснованный повод по-иному взглянуть на события тех далеких лет.
По словам научного сотрудника центра, руководителя археологического отряда, обнаружившего захоронение, Яны Лукпановой, погребальная конструкция, одежда жрицы, украшения также содержат огромный объем информации, свидетельствующей, что уже в ту далекую эпоху номады играли значимую роль в распространении ремесел и культуры того времени на пространствах евразийской степи. Достаточно сказать, что древние ювелиры владели различными способами изготовления украшений. Это методы ковки, гравировки, тиснения и инкрустации.
Результаты проведенных исследований положены в основу изданной центром монографии «Ранние кочевники Западного Казахстана», буклетов «Алтын Ханшайым» и «Таксайский гребень». Накануне презентации экспозиции состоялась экспедиция «Жайык - Сарайшык». Ученые Казахстана и России, представители государственных органов побывали в средневековых городищах Жайык и Жалпактал, расположенных на территории Приуралья, и посетили священный Сарайшык. Подводя итоги совместной работы, директор Оренбургского института степи, член-корреспондент РАН Александр Чибилев отметил, что сотрудничество в рамках единого географического пространства позволяет пополнить багаж знаний о евразийском перекрестке, где проходили караванные пути и существовали города для их обслуживания. Это весомый вклад в изучение истинной, не идеологизированной истории.
«Сегодня мы как бы выстраиваем исторический «мост» от древности до наших дней, - говорит Мурат Сдыков. - Эта работа вполне соответствует целям, определенным Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в интервью, данном у подножия горы Улытау. Как очень верно и образно сказал Елбасы, «не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю». Для нас представляет огромный и равновеликий интерес эпоха средневековья, которая является важным периодом для становления казахской государственности, и еще более далекое прошлое нашего края, когда в Великой степи формировалась неповторимая культура кочевников. Уверен, что «Алтын Ханшайым» войдет в сокровищницу историко-культурного наследия».