Алматы. 11 июля. КазТАГ - Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) уже подготовлен соответствующий план разработки актов в рамках договора о Евразийском экономическом союзе (ЕЭС), который предусматривает принятие 125 актов по важнейшим направлениям интеграции, сообщил департамент пресс-службы и информации счетной палаты Российской Федерации.
Как отмечается, коллегия счетной палаты РФ рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации соглашений, формирующих Единое экономическое пространство и Таможенный союз, и анализ мер, принимаемых в целях формирования Евразийского экономического союза».
Как отметил, выступая с докладом на коллегии, аудитор Александр Жданьков, подписание договора о ЕЭС не означает, что дальнейший переговорный процесс по проработке позиций, касающихся отдельных сфер регулирования, завершен.
«Так, ЕЭК уже подготовлен соответствующий план разработки актов в развитие договора, который предусматривает принятие 125 актов по важнейшим направлениям интеграции», - указывается в информации, распространенной в пятницу.
По словам А. Жданькова, ЕЭС учреждается как международная организация, наделенная правосубъектностью и имеющая бюджет, определены органы союза, их компетенция и полномочия. В частности, в целях оценки эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета союза, эффективности использования имущества и других активов союза предусматривается проведение внешнего аудита (контроля), который будет осуществляться группой инспекторов, формируемой из представителей высших органов государственного финансового контроля государств-членов союза.
«Ранее счетные органы проверяли только вопросы, относящиеся к зачислению и распределению между странами ввозных таможенных пошлин. Как мы видим, полномочия счетных органов заметно расширяются и уже сейчас данной темой необходимо планомерно заниматься», - отметил докладчик.
А. Жданьков также сообщил, что в процессе кодификации договоров Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) решены многие вопросы, направленные на оптимизацию действовавших ранее норм, максимальное устранение имеющихся барьеров и ограничений в области взаимного доступа на рынки государств-членов.
Так, в положениях договора о ЕЭС, относящихся к проблематике свободы движения товаров, закрепляются уже действующие принципы единого таможенного регулирования в соответствии с Таможенным кодексом, технические регламенты в странах союза будут применяться без изъятий, определены единые ветеринарные и карантинные фитосанитарные требования, подтвержден действовавший порядок зачисления сумм ввозных таможенных пошлин, их перечисления в доход бюджетов государств-членов.
В целом договор, в отличие от ранее действовавших соглашений ЕЭП, ориентирован на конкретные, а не рамочные обязательства, которые стороны должны выполнять. В отдельных сферах поставлены конкретные задачи по формированию единых рынков. При этом установлены переходные периоды по снятию сохраняющихся изъятий.
Так, с 2016 года должны быть сформированы общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий, к 2019 году - общий электроэнергетический рынок союза, к 2025 году стороны подпишут соответствующие договоры о формировании общих энергетических рынков газа, нефти и нефтепродуктов, а также осуществят гармонизацию законодательства в сфере финансового рынка и примут решение о создании наднационального органа по регулированию финансового рынка. В свою очередь, секторальные изъятия из единого рынка услуг определит Высший совет, и они будут окончательно устранены к 2025 году.
На коллегии также отмечалось, что подписанный договор - это результат сложного переговорного процесса, поиска компромиссных решений и формулировок между сторонами, первоначальные позиции которых значительно расходились. Не все вопросы к моменту подписания удалось согласовать, в частности, позиции стран по акцизной политике в отношении алкогольной и табачной продукции.
Сохраняются отдельные нерешенные вопросы, касающиеся отсутствия единого механизма взыскания и распределения вывозных таможенных пошлин, несоответствия между фактическим поступлением ввозных таможенных пошлин в странах-участницах ТС и установленными пропорциями их распределения, различий в применении форм и методов таможенного контроля, уровня таможенного администрирования в странах-участницах ТС.
«В целом договор является взвешенным, учитывающим интересы государств-участников, и достигнутый консенсус удовлетворяет все стороны», - заключил аудитор.
Источник:КазТАГ