Взятка открытым переводом

42683 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Четверг, 10 Авг 2017, 10:00

За что задержаны экс-глава «Казавиаспаса» Малик Досымбеков и бывший гендиректор «Казавиалесоохраны» Толеугазы Сексенбаев

На снимке: арестованный экс-глава «Казавиаспаса» Малик Досымбеков.

Вместо миллиона долларов – 100 тысяч

В минувший понедельник, 7 августа, был назначен новый руководитель АО «Казавиаспас». Взамен Малика ДОСЫМБЕКОВА, погоревшего месяц назад на взятке и арестованного национальным антикоррупционным бюро, авиацию Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД РК возглавил бывший директор авиакомпаний ASPAN и KazMedAir Андрей КОСОЛАПОВ (на снимке).

Читайте также
Кто хочет подставить Геннадия Бендицкого
Он в прошлом военный авиационный инженер, но в последнее время его деятельность протекала вне государственной службы и была связана с оказанием коммерческих услуг в области санитарной авиации. Пока что у Андрея Косолапова статус лишь исполняющего обязанности гендиректора «Казавиаспаса», однако он имеет все шансы задержаться в этой должности – с учетом того, какое хлопотное хозяйство ему досталось, а также незавидной судьбы его предшественника, очередь из желающих на это место не выстраивается.

Отдуваться здесь действительно есть за что - леса горят, люди гибнут, спрос по полной программе, а имеющаяся у «Казавиаспаса» техника зачастую не летает. Из состоящих на балансе 35 бортов в относительно рабочем состоянии находятся лишь 19. Из 7 самолетов - ни одного исправного. 12 вертолетов тоже на приколе. Так называемая «гордость отечественного авиастроения» вертолеты ЕС-145 - даром что выпускаются на заводе под Астаной всего четыре года – 7 из 18 штук уже неисправны и требуют ремонта. А ведь речь идет о стране площадью под 3 миллиона квадратных километров!

Так что нового руководителя впору не поздравлять, а выражать ему сочувствие. Еще и потому, что нынешняя должность г-на Косолапова, как и всякая работа на государственной службе, располагает к множеству соблазнов, от которых крайне сложно удержаться.

Ведь недаром же до сих пор никто подробно не информировал, за что конкретно отправились за решетку прежний глава «Казавиаспаса» КЧС МВД РК Малик Досымбеков и его подельник - гендиректор РГКП «Казавиалесоохрана» Минсельхоза РК Толеугазы СЕКСЕНБАЕВ (на снимке).

Официально лишь сообщили, что их задержали с поличным при получении взятки в 100 тысяч долларов от некой иностранной компании за подписание контракта на приобретение у нее вертолета «МИ-171Е» стоимостью 12 миллионов долларов. А дальше домысливай: что за компания, из какой страны, почему такая небольшая сумма взятки, если речь идет о многомиллионном контракте? При стандартной для Казахстана коррупционной «шапке» в 10 процентов за подписание такого контракта сумма взятки должна была составить никак не меньше миллиона долларов с хвостиком…

Читайте также
Зачем Boeing-737 притворялся, что он Airbus-340-313

Студенческое братство неразменно…

Мы попытались по своим каналам выяснить подробности этого дела. История вырисовывается не только очень интересная, но и еще и весьма авантюрная. Кто-то даже может сказать, что так не бывает.

Ну, во-первых, речь идет о совместной российско-китайской компании Sino-Russian Helicopter. Правда, российского в ней только то, что она приобретает у России ее вертолеты. Причем делает это на общих основаниях, не обладая какими бы то ни было дилерскими правами, специальными скидками или эксклюзивным правом продавать эти вертолеты в Азии. Эта компания, как и любая другая, покупает российские вертолеты на заводе в Улан-Удэ в довольно крупных, по меркам Казахстана, объемах. Года два-три назад, судя по открытым сведениям из интернета, Россия ей поставляла до 50 вертолетов в год – рынок Китая очень емкий. К нынешнему времени поставки сократились до 10-15 винтокрылых машин за год. Что тоже, конечно, весьма впечатляет. Но при этом, как нам удалось выяснить на самом вертолетном заводе в Улан-Удэ, речь о каких-то больших оптовых скидках не шла.

Конечно, с учетом того, что в мире финансовый кризис, а у Казахстана с Россией теплые дружеские отношения, можно было обратиться напрямую на завод-производитель и договориться о покупке МИ-171Е по цене от 8 до 10 миллионов долларов. Без всякого китайского посредничества. Однако наши чиновники, разумеется, заложили свой интерес в пару-тройку миллионов долларов и решили его взять у китайцев, воспользовавшись услугами директора компании Sino-Russian Helicopter ЛЮ Хаоу. Но есть одно большое но.

Как выяснилось, ни в бюджете на 2017 год, ни в бюджете на 2018 год приобретение Комитетом по чрезвычайным ситуациям МВД РК вертолета МИ-171Е не предусмотрено. Мы эту информацию перепроверили, связавшись напрямую с председателем КЧС, замминистра внутренних дел РК Юрием ИЛЬИНЫМ. Он категорически заявил, что никакого контракта на приобретение вертолета МИ-171Е для нужд возглавляемого им комитета не рассматривалось, тем более, не подписывалось, и даже денег на это в бюджете не было предусмотрено. Оно и понятно: у «Казавиаспаса» уже имеется четыре исправных однотипных вертолета этой модельной ветки. Плюс еще два таких же находятся в ремонте: один на алматинском авиаремонтном заводе №405, другой - в России, на авиаремонтном заводе в Омске.

На какие деньги пытались купить вертолет двое теперь уже бывших руководителей «Казавиаспаса» и «Казавиалесоохраны»?

Выходит, они перед китайцами просто блефовали, а в действительности собирались обмануть и кинуть. Кстати, Ильин в телефонном разговоре прямо так и сказал: судя по всему, речь идет о попытке обычного мошенничества со стороны госслужащих. В том смысле, что само ведомство к этому никакого отношения не имело.

Тут надо заметить, что господа Досымбеков и Сексенбаев, попавшие в оборот Национального бюро по борьбе с коррупцией, являются давними приятелями еще со времен студенчества – в конце 70-х прошлого века они учились в Ленинградском авиационно-техническом училище гражданской авиации. Китайцев они вполне могли убедить, что новый вертолет приобретается через «Казавиаспас», но для нужд «Казавиалесоохраны». Но согласитесь, как-то наивно с их стороны было думать, что за полученные от китайской компании деньги рано или поздно не придется отвечать?   

Просто неописуемое удивление вызывает сам способ получения этими чиновниками взятки. Никаких конвертов в ящик стола или чемоданчиков в темном переулке! Был сделан… открытый перевод на личный счет Малика Досымбекова в одном из банков второго уровня 50 тысяч долларов США – таков был первый транш от гражданина Китая Лю Хаоу. До второго транша дело не дошло, поскольку получателя платежа сразу же задержали сотрудники антикоррупционного бюро прямо на выходе из банка. Вся сумма была у него на руках - часть в долларах, часть в тенге…

Читайте также
Охотники за самолетами

Ниточки потянутся наверх?

По нашим данным, в отношении бывших руководителей «Казавиаспаса» и «Казавиалесоохраны» расследуется еще один эпизод: он касается вольного жонглирования тарифами на полеты авиатехники.

Дело в том, что АО «Казавиаспас», согласно правительственному постановлению №72 от 18 февраля 2016 года, является в Казахстане единым оператором по предоставлению вертолетных услуг государственным органам и организациям, финансируемым за счет бюджетных средств. Проще говоря, именно на эту госструктуру замыкаются все финансовые потоки, выделяемые государством на услуги малой авиации. А это область деятельности, где пасется и подрабатывает огромное количество маленьких частных авиакомпаний с совсем небольшим авиапарком всего в несколько вертолетов и самолетов.

Обработка химикатами сельхозугодий и борьба с саранчой - если есть финансирование Министерства сельского хозяйства, облет пожароопасных территорий - по заказу Комитета по чрезвычайным ситуациям, полеты - по заданию госпредприятия «Охотзоопром» для уточнения поголовья таких редких животных, как джейран или сайга, полеты санитарной авиации - по заявкам Министерства здравоохранения, контроль за конопляными полями Чуйской долины. В общем, работы для малой авиации хватает.

А теперь простая арифметика.

Час полета вертолета Ми-8 или Ми-171, допустим, при облете пожароопасных территорий стоит от 600 до 900 тысяч тенге в зависимости от модификации машины. Но от «Казавиаспаса» никто никуда не летит. По-тихому договариваются с каким-нибудь субподрядчиком из числа небольших частных авиакомпаний, где записывают полет, например, как туристический. Час полета небольшого вертолета или самолета стоит значительно дешевле – в пределах 300 тысяч тенге. Летают на малых высотах, где отследить, был ли вообще полет и на какой технике, практически невозможно. Все контролируется по заявке в «Казаэроновигацию» - а там можно написать все что угодно. Получается, что на каждом часе полета экономится от 300 до 600 тысяч тенге. Подобные полеты редко бывают меньше 2-3 часов. Умножаем – получаем, что в черной кассе остается порядка миллиона тенге чистого навара с каждого полета. Такие же несложные хитрости возможны и с вертолетами ЕС-145, час полета которых стоит 570 тысяч тенге. А ведь можно и так исхитриться, что полет будет осуществлен только на бумаге.

Читайте также
Код доступа

По имеющейся у нас информации, сейчас с этой авиационной бухгалтерией разбираются следственные органы. Вроде бы уже кое-что накопали, поскольку именно тут прослеживается связь между экс-руководителями «Казавиаспаса» КЧС МВД РК и «Казавиалесоохраны» Минсельхоза. И что-то подсказывает, что ниточки расследования вполне могут потянуться в обоих министерствах куда-нибудь наверх. Уж очень нагло и безбоязненно действовали закадычные друзья-приятели. 

В общем, назначенному исполняющим обязанности генерального директора АО «Казавиаспас» Андрею Косолапову есть чего остерегаться. Правда, про него известно, что калач он тертый – работал в Силах воздушной обороны как раз в те времена, когда это структурное подразделение Минобороны то и дело сотрясали громкие коррупционные скандалы. Помнится даже, что как-то он был героем критических публикаций вашего покорного слуги. Но каким-то образом умудрился даже в такой непростой ситуации выйти сухим из воды и сохранить репутацию.

Посмотрим, поможет ли ему старый опыт на новом месте.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




президент Казахстана
- Моя принципиальная позиция заключается в том, что критика власти является неотъемлемой частью гражданского общества, и Казахстан здесь не исключение.
Болат Назарбаев оказал неоценимую услугу Касым-Жомарту Токаеву
Сам того не желая, брат бывшего президента подсказал главе государства способ расправы со Старым Казахстаном
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Магзум Мирзагалиев в Румынии защищает деньги "КазМунайГаза"
KMG International по итогам 2022 года является крупнейшим налогоплательщиком Румынии
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Как страховые компании зарабатывают на занижении страховых выплат
Пострадавшие в ДТП автовладельцы теряют сотни тысяч тенге из-за поправок в закон "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств"
Партии Казахстана: За всё хорошее против всего плохого
Краткий обзор политических программ партий, допущенных к парламентским выборам
Немцы раскачивают не лодку, но тему
Die Welt пишет, что Киев ждёт крайне пессимистичный сценарий развития событий
Шесть лучших советских санаториев Казахстана: что с ними теперь
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Алма-Ата и Алматы. Куда пропали артели?
Артельное дело в разрезе истории города
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 2
35-летний Аян Бейсекин сменил на должности акима Экибастуза самого невезучего чиновника
Болат Назарбаев проиграл битву за алматинскую оптовку
Апелляционная коллегия признала доводы брата первого президента неубедительными
В ВКО ждут паводков - вывозят снег, готовятся к проведению взрывных работ
Режим повышенной готовности объявлен на востоке страны, пункты эвакуации смогут принять 6500 человек
Футбольный клуб "Актобе" оказался в долгах перед игроками
Несмотря на многомиллионные долги, руководство клуба сохраняет отчаянный оптимизм
Ратель. Лучшее за 2022 год. Лиля Калаус
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Почему опасно покупать квартиры в Алматы и Астане
Воды нет и не будет в ближайшее время
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.