За что задержаны экс-глава «Казавиаспаса» Малик Досымбеков и бывший гендиректор «Казавиалесоохраны» Толеугазы Сексенбаев
На снимке: арестованный экс-глава «Казавиаспаса» Малик Досымбеков.
Вместо миллиона долларов – 100 тысяч
В минувший понедельник, 7 августа, был назначен новый руководитель АО «Казавиаспас». Взамен Малика ДОСЫМБЕКОВА, погоревшего месяц назад на взятке и арестованного национальным антикоррупционным бюро, авиацию Комитета по чрезвычайным ситуациям МВД РК возглавил бывший директор авиакомпаний ASPAN и KazMedAir Андрей КОСОЛАПОВ (на снимке).
Отдуваться здесь действительно есть за что - леса горят, люди гибнут, спрос по полной программе, а имеющаяся у «Казавиаспаса» техника зачастую не летает. Из состоящих на балансе 35 бортов в относительно рабочем состоянии находятся лишь 19. Из 7 самолетов - ни одного исправного. 12 вертолетов тоже на приколе. Так называемая «гордость отечественного авиастроения» вертолеты ЕС-145 - даром что выпускаются на заводе под Астаной всего четыре года – 7 из 18 штук уже неисправны и требуют ремонта. А ведь речь идет о стране площадью под 3 миллиона квадратных километров!
Так что нового руководителя впору не поздравлять, а выражать ему сочувствие. Еще и потому, что нынешняя должность г-на Косолапова, как и всякая работа на государственной службе, располагает к множеству соблазнов, от которых крайне сложно удержаться.
Ведь недаром же до сих пор никто подробно не информировал, за что конкретно отправились за решетку прежний глава «Казавиаспаса» КЧС МВД РК Малик Досымбеков и его подельник - гендиректор РГКП «Казавиалесоохрана» Минсельхоза РК Толеугазы СЕКСЕНБАЕВ (на снимке).
Официально лишь сообщили, что их задержали с поличным при получении взятки в 100 тысяч долларов от некой иностранной компании за подписание контракта на приобретение у нее вертолета «МИ-171Е» стоимостью 12 миллионов долларов. А дальше домысливай: что за компания, из какой страны, почему такая небольшая сумма взятки, если речь идет о многомиллионном контракте? При стандартной для Казахстана коррупционной «шапке» в 10 процентов за подписание такого контракта сумма взятки должна была составить никак не меньше миллиона долларов с хвостиком…
Студенческое братство неразменно…
Мы попытались по своим каналам выяснить подробности этого дела. История вырисовывается не только очень интересная, но и еще и весьма авантюрная. Кто-то даже может сказать, что так не бывает.
Ну, во-первых, речь идет о совместной российско-китайской компании Sino-Russian Helicopter. Правда, российского в ней только то, что она приобретает у России ее вертолеты. Причем делает это на общих основаниях, не обладая какими бы то ни было дилерскими правами, специальными скидками или эксклюзивным правом продавать эти вертолеты в Азии. Эта компания, как и любая другая, покупает российские вертолеты на заводе в Улан-Удэ в довольно крупных, по меркам Казахстана, объемах. Года два-три назад, судя по открытым сведениям из интернета, Россия ей поставляла до 50 вертолетов в год – рынок Китая очень емкий. К нынешнему времени поставки сократились до 10-15 винтокрылых машин за год. Что тоже, конечно, весьма впечатляет. Но при этом, как нам удалось выяснить на самом вертолетном заводе в Улан-Удэ, речь о каких-то больших оптовых скидках не шла.
Конечно, с учетом того, что в мире финансовый кризис, а у Казахстана с Россией теплые дружеские отношения, можно было обратиться напрямую на завод-производитель и договориться о покупке МИ-171Е по цене от 8 до 10 миллионов долларов. Без всякого китайского посредничества. Однако наши чиновники, разумеется, заложили свой интерес в пару-тройку миллионов долларов и решили его взять у китайцев, воспользовавшись услугами директора компании Sino-Russian Helicopter ЛЮ Хаоу. Но есть одно большое но.
Как выяснилось, ни в бюджете на 2017 год, ни в бюджете на 2018 год приобретение Комитетом по чрезвычайным ситуациям МВД РК вертолета МИ-171Е не предусмотрено. Мы эту информацию перепроверили, связавшись напрямую с председателем КЧС, замминистра внутренних дел РК Юрием ИЛЬИНЫМ. Он категорически заявил, что никакого контракта на приобретение вертолета МИ-171Е для нужд возглавляемого им комитета не рассматривалось, тем более, не подписывалось, и даже денег на это в бюджете не было предусмотрено. Оно и понятно: у «Казавиаспаса» уже имеется четыре исправных однотипных вертолета этой модельной ветки. Плюс еще два таких же находятся в ремонте: один на алматинском авиаремонтном заводе №405, другой - в России, на авиаремонтном заводе в Омске.
На какие деньги пытались купить вертолет двое теперь уже бывших руководителей «Казавиаспаса» и «Казавиалесоохраны»?
Выходит, они перед китайцами просто блефовали, а в действительности собирались обмануть и кинуть. Кстати, Ильин в телефонном разговоре прямо так и сказал: судя по всему, речь идет о попытке обычного мошенничества со стороны госслужащих. В том смысле, что само ведомство к этому никакого отношения не имело.
Тут надо заметить, что господа Досымбеков и Сексенбаев, попавшие в оборот Национального бюро по борьбе с коррупцией, являются давними приятелями еще со времен студенчества – в конце 70-х прошлого века они учились в Ленинградском авиационно-техническом училище гражданской авиации. Китайцев они вполне могли убедить, что новый вертолет приобретается через «Казавиаспас», но для нужд «Казавиалесоохраны». Но согласитесь, как-то наивно с их стороны было думать, что за полученные от китайской компании деньги рано или поздно не придется отвечать?
Просто неописуемое удивление вызывает сам способ получения этими чиновниками взятки. Никаких конвертов в ящик стола или чемоданчиков в темном переулке! Был сделан… открытый перевод на личный счет Малика Досымбекова в одном из банков второго уровня 50 тысяч долларов США – таков был первый транш от гражданина Китая Лю Хаоу. До второго транша дело не дошло, поскольку получателя платежа сразу же задержали сотрудники антикоррупционного бюро прямо на выходе из банка. Вся сумма была у него на руках - часть в долларах, часть в тенге…
Ниточки потянутся наверх?
По нашим данным, в отношении бывших руководителей «Казавиаспаса» и «Казавиалесоохраны» расследуется еще один эпизод: он касается вольного жонглирования тарифами на полеты авиатехники.
Дело в том, что АО «Казавиаспас», согласно правительственному постановлению №72 от 18 февраля 2016 года, является в Казахстане единым оператором по предоставлению вертолетных услуг государственным органам и организациям, финансируемым за счет бюджетных средств. Проще говоря, именно на эту госструктуру замыкаются все финансовые потоки, выделяемые государством на услуги малой авиации. А это область деятельности, где пасется и подрабатывает огромное количество маленьких частных авиакомпаний с совсем небольшим авиапарком всего в несколько вертолетов и самолетов.
Обработка химикатами сельхозугодий и борьба с саранчой - если есть финансирование Министерства сельского хозяйства, облет пожароопасных территорий - по заказу Комитета по чрезвычайным ситуациям, полеты - по заданию госпредприятия «Охотзоопром» для уточнения поголовья таких редких животных, как джейран или сайга, полеты санитарной авиации - по заявкам Министерства здравоохранения, контроль за конопляными полями Чуйской долины. В общем, работы для малой авиации хватает.
А теперь простая арифметика.
Час полета вертолета Ми-8 или Ми-171, допустим, при облете пожароопасных территорий стоит от 600 до 900 тысяч тенге в зависимости от модификации машины. Но от «Казавиаспаса» никто никуда не летит. По-тихому договариваются с каким-нибудь субподрядчиком из числа небольших частных авиакомпаний, где записывают полет, например, как туристический. Час полета небольшого вертолета или самолета стоит значительно дешевле – в пределах 300 тысяч тенге. Летают на малых высотах, где отследить, был ли вообще полет и на какой технике, практически невозможно. Все контролируется по заявке в «Казаэроновигацию» - а там можно написать все что угодно. Получается, что на каждом часе полета экономится от 300 до 600 тысяч тенге. Подобные полеты редко бывают меньше 2-3 часов. Умножаем – получаем, что в черной кассе остается порядка миллиона тенге чистого навара с каждого полета. Такие же несложные хитрости возможны и с вертолетами ЕС-145, час полета которых стоит 570 тысяч тенге. А ведь можно и так исхитриться, что полет будет осуществлен только на бумаге.
По имеющейся у нас информации, сейчас с этой авиационной бухгалтерией разбираются следственные органы. Вроде бы уже кое-что накопали, поскольку именно тут прослеживается связь между экс-руководителями «Казавиаспаса» КЧС МВД РК и «Казавиалесоохраны» Минсельхоза. И что-то подсказывает, что ниточки расследования вполне могут потянуться в обоих министерствах куда-нибудь наверх. Уж очень нагло и безбоязненно действовали закадычные друзья-приятели.
В общем, назначенному исполняющим обязанности генерального директора АО «Казавиаспас» Андрею Косолапову есть чего остерегаться. Правда, про него известно, что калач он тертый – работал в Силах воздушной обороны как раз в те времена, когда это структурное подразделение Минобороны то и дело сотрясали громкие коррупционные скандалы. Помнится даже, что как-то он был героем критических публикаций вашего покорного слуги. Но каким-то образом умудрился даже в такой непростой ситуации выйти сухим из воды и сохранить репутацию.
Посмотрим, поможет ли ему старый опыт на новом месте.