Как ведомство Асета Исекешева проморгало историческое наследие
В ближайшие три года планируется потратить 14 миллиардов долларов на строительство новых дорог, электросетей и других коммуникаций. Как эффективно будут использованы эти средства, насколько качественную инфраструктуру мы получим – большой вопрос. Практически все проекты, связанные со строительством, сопровождаются скандалами. Строительство новой автодороги в окрестностях Алматы не стало исключением. Впервые о прокладке трассы дороги заговорили в 2008 году, когда жителей пригорода Талгара оповестили, что часть домов может быть снесена, чтобы освободить место для автомагистрали. В зоне сноса оказался и дом инженера-строителя с 40-летним стажем Бахты-Герея ТУРАЛИЕВА. Однако позже талгарцев успокоили тем, что вопрос со строительством окончательно не решен, и вполне возможно, что дорога пройдет в другом месте. Поверив чиновникам, Бахыт-Герей Хамитович вложил деньги в ремонт дома, возведение пристроек и узаконил строения.
В 2013 году было принято постановление о строительстве дороги «Бирлик-Алмалык-Рыскулов-Береке (Казстрой)- Акбулак».
- Я изучил проектную документацию и оказалось, что из трех вариантов выбрали самый затратный, по которому необходимо сносить десятки домов, а это очень дорогие строения. Между тем по одному из вариантов предусматривалась прокладка дороги вдоль реки с минимальными затратами на выкуп участков, но его отклонили - рассказал Бахыт-Герей Туралиев.
Изначально планировалось строительство четырехполосной трассы, потом сократили до трех полос, а позже оставили только две. Трасса получила статус дороги второй категории со скоростным режимом от 80 до 120 км/ч. и интенсивностью более 3000 автомобилей в сутки. Согласно Закону «Об автомобильных дорогах», ширина отвода для дороги этой категории должна составлять по 20 – 60 метров от оси дороги в зависимости от рельефа и ситуации. То есть общая ширина дороги и санитарной полосы должна быть минимум 40 метров.
Жильцы предлагали перенести дорогу подальше от их жилья, но получили отказ. Чиновники сослались на то, что в местах, на которые они указывали, проходят коммуникации и расположены сельхозугодья с посевными полями.
Вместе с местными жителями стали возмущаться и археологи, которые в 2008 году со скандалом остановили прокладку водовода через древнее городище, по территории которого запроектировали новую дорогу. Но вопреки разумным доводам строительство трассы началось с возведения автомобильного моста на древнейшем захоронении близ городища Талгар, более известного как Тальхиз, занесенного в реестр культурного и исторического наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на все это, в 2014 году дорога прошла региональную государственную экспертизу в Талдыкоргане, и в июле того же года началось строительство автомобильного моста на древнем городище.
- Я поехал в земельный комитет и задал вопрос, почему начали строить в том самом месте, где находится исторический памятник? Мне сказали, что такое решение принял заказчик, - вспоминает Бахыт-Герей Туралиев.
Спустя несколько месяцев, жильцы, уже заключившие официальные договора с заказчиком (обл. управление пассажирского транспорта и авто дорог) и земельным комитетом Талгарского района о сносе и выплате компенсаций, узнали, что выселять их никто не собирается, хотя их дома практически полностью находятся в двадцатиметровой зоне отвода. То есть оживленная автомагистраль будет проходить прямо под окнами их домов.
Когда стали выяснять, что заставило чиновников принять такое решение, выяснилось, что практически готовый мост, на возведение которого затрачено 330 миллионов тенге, должен быть демонтирован, так как его строительство на охранной территории незаконно. Демонтаж обойдется еще как минимум в половину этой суммы.
Как получилось, что все инстанции государственного аппарата, которые работали над экспертизой дороги, упустили, что мост будет построен на объекте, охраняемом ЮНЕСКО?
- Я много лет проработал в строительной отрасли и могу однозначно заявить, что без согласования с местными властями заказчик никогда не начнет реализацию проекта, иначе завтра его снимут с работы. Местные власти не могли не знать о древнем городище – это одна из наших достопримечательностей. В июне 2013 года алматинский маслихат принял решение о расширении охраняемой зоны границ городища. Они должны были сообщить об этом администратору проекта, Министерству регионального развития РК. Паспорт стройки подписывает ГАСК, который проверяет наличие полного пакета разрешительных документов, куда входит и заключение центра охраны памятников областного акимата. - поделился своими знаниями г-н Туралиев.
Судя по документам, заказчиком объекта выступало областное управление пассажирского транспорта. Заказчика назначает Министерство по инвестициям и развитию совместно с администрацией области. Именно эти структуры отвечают за использование 3, 952 млрд тенге, предусмотренных на строительство объекта.
Как многочисленные эксперты проглядели, что древнее городище, расположенное в природоохранной зоне на территории Иле-Алатаусского парка, является объектом, внесенным в список UNESCO? Понимает ли министр по инновациям и развитию Асет ИСЕКЕШЕВ, чье ведомство курирует это строительство, что речь идет уже об акте вандализма?
Между тем эта ошибка может дорого обойтись местным жителям. Чтобы уложиться в первоначальную смету проекта, решили сэкономить на сносе жилья и оставить жителей в зоне отвода. Таким образом, стоимость возведения моста и его демонтажа будет компенсирована за счет здоровья и безопасности жизни людей, прямо перед домами которых пройдет новая дорога.