Многомиллионные расхождения в официальных данных лидера страхового рынка покрывает надзорный орган
Наше расследование деятельности страховых компаний дарит все больше новых открытий.
В этот раз речь идет о манипуляции с отчетами, предоставляемыми страховщиками Казахстана в единую страховую базу данных (ЕСБД), которая подконтрольна АО "Государственное кредитное бюро". Эта база данных дает возможность Национальному банку проводить аналитику расчетов по сборам страховых премий, а также убытков страховщиков, что, видимо, позволяет наблюдать за финансовой устойчивостью страховых организаций. В законе РК "О страховой деятельности" есть ряд статей, в которых предусмотрены требования к поставщикам информациии получателю информации.
Напомним, что в начале расследования мы столкнулись с занижением страховых выплат владельцам автомобилей, пострадавших в ДТП. Страховая компания пыталась на треть занизить ущерб, полученный в результате ДТП, и пришлось пройти две судебные инстанции, потратить много месяцев и денег, чтобы доказать несправедливость оценки ущерба.
Выяснилось, что лидеры страхового рынка, продающие наибольшее количество полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев, скрывают реальные данные о том, как часто гражданам приходится судиться со страховыми компаниями, добиваясь справедливых выплат. Только три компании из топовой шестерки, занимающей доминирующее положение на рынке, согласились раскрыть данные о том, как часто пострадавшие в ДТП казахстанцы оспаривают размеры страхового возмещения.
Сразу же после публикации в редакцию позвонил Олег МАЛЬЦЕВ, основатель компании "Кузовная мастерская "Формула цвета" из Усть-Каменогорска. Он объяснил, что страховщикам крайне невыгодно показывать судебную статистику, потому что выплаты за ущерб в ДТП занижаются вдвое.
Это СТО занимается восстановлением автомобилей после ДТП, получая в качестве оплаты страховое возмещение по полису обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.
По словам Мальцева, чаще всего приходится судиться со страховой компанией "Евразия".
После выхода интервью с Олегом Мальцевым с нами связался юрист, учредитель ТОО "Бюро по урегулированию проблем после ДТП" Сергей СТАВИЦКИЙ, который уже более 10 лет занимается подобными вопросами, в том числе и спорами со страховыми компаниями.
Он рассказал о том, как страховые компании решают вопросы с регрессными требованиями.
Оказалось, что страховщики каким-то образом заставили судебную систему штамповать упрощённые решения и взыскивать с виновников ДТП огромные суммы, включающие сотни тысяч тенге на оплату сторонних юристов. Конвейер регрессных исков работает без перебоев, даже несмотря на то, что в ряде случаев основания для таких исков признаются незаконными в вышестоящей судебной инстанции.
Мы решили проверить отчеты страховой компании "Евразия". Вся информация по страховым выплатам в итоге поступает в Государственное кредитное бюро, за ними и закреплена эта единая страховая база данных (ЕСБД).
Страховая компания обязана предоставлять в ЕСБД полную информацию, о заключенных договорах, о страховых выплатах и о страховых случаях.
За нарушение или искажение предоставляемой информации страховщик несет ответственность.
Если информация искажена, то Агентство по регулированию и развитию финансового рынка обязано выдать письменное предупреждение о нарушении, а поставщик в свою очередь обязан исправить неверную информацию, в предусмотренные законом сроки. Повторное же искажение информации влечет наказание вплоть до приостановления лицензии страховщика.
По нашей просьбе Сергей Ставицкий сопоставил суммы регрессных исков, которые он оспаривал, и предоставленную информацию СК "Евразия" в ЕСБД. Вот, что он обнаружил:
- Мы сделали запросы в "Государственное кредитное бюро" по делам, которые проходили через мою компанию.
В одном из случаев в регрессном иске застрахованному выставили требования о возмещении выплаченного ущерба пострадавшим в размере 7,5 млн тенге. Эту сумму СК "Евразия" выплатила тремя траншами: первая выплата по утере кормильца – это 6,1 млн тенге, вторая выплата за причиненный материальный ущерб владельцу пострадавшей автомашины - более 1,1 млн тенге, и третья страховая выплата за расходы, связанные с погребением - 306 тыс. тенге.
В предоставленном отчете ЕСБД страховая компания показывает только самую минимальную выплату в сумме 306 тыс. тенге. Таким образом, искажена информация, так как выплата на сумму более чем 7 млн тенге не отразилась в отчете.
Второй случай, где водитель причинил ущерб сразу нескольким владельцам транспортных средств. Опять же выплаты были произведены в три транша, а в отчете ЕСБД отразилась только минимальная выплата – 63 тыс. тенге, хотя общая сумма выплат по данному случаю всем пострадавшим составила 3,3 млн.
И в третьем случае было две выплаты - 6,1 млн тенге и 306 тыс. тенге. Страховая компания "Евразия", а речь идет именно о ней, и в этом случае указала в ЕСБД наименьшую выплату - только 306 тыс. тенге.
Только в этих имеющихся трех делах разница между поданными суммами в регрессных исках и отраженных суммах в отчете ЕСБД составила 16,5 миллиона тенге.
По словам юриста, такое происходит регулярно.
Когда юристы обратили внимание РГУ "Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка", надзорный орган сообщил, что искажение информации произошло из-за технического сбоя системы, в дальнейшем данные будут отражаться корректно, то есть все суммы осуществленных выплат будут указаны. Но по сегодняшний день в базе так и остаются лишь минимальные выплаты СК "Евразия".
Впервые у СК "Евразия", по словам юристов, отчеты стали искажаться в 2019 году, и сохраняется это по сегодняшний день.
- Например, в ДТП погиб человек. По договору ОГПО ВТС, за погребение страховщик должен выплатить 100 МРП и по потере кормильца 2 000 МРП (более 6 млн тенге – А.К.). Но, если мы посмотрим отчет в ЕСБД, то увидим, что "Евразия" выплатила лишь 306 МРП, – объясняет Сергей Ставицкий. – ЕСБД для Национального банка Республики Казахстан это информационно-технологическая платформа для сбора статистических данных по всему страховому сектору. По этой информации можно производить аналитику полученных страховых премий с продажи договоров страхования и осуществленных выплат. Не исключено, что СК "Евразия" таким образом скрывает свое финансовое положение. То есть сбор премий, согласно базе ЕСБД, по отношению к указанным в ней выплатам (убыткам) выглядит хорошо.
В трех страховых случаях, расследованных юристами "Бюро по урегулированию проблем после ДТП", компания скрыла свои реальные убытки. При этом регрессные иски были оспорены, и возмещения своих выплат "Евразия" не получила. Но разница между данными, предоставляемыми СК "Евразия" в подотчетную базу Национального банка, и фактическими убытками превышает 16 млн тенге, и это только по трем страховым случаям.
Похоже, в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка старательно закрывают глаза на деятельность лидера страхового рынка. А вот в сочетании с услужливостью судебной системы, пачками выносящей упрощенные решения по первому свистку наемных юристов СК "Евразия", речь может идти об осознанном искажении данных в особо крупных размерах.
Возможно, именно по этой причине СК "Евразия" решила не раскрывать данные по судебным делам как с клиентами компании, так и с лицами, пострадавшими в ДТП.
А вот зачем страховщики искажают отчетность, мы обязательно выясним в ближайшее время.
Фото: theeurasia.kz.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!