СК "Евразия" искажает статистические отчёты для Национального банка

29106 просмотров
0
Анна КАЛАШНИКОВА
Понедельник, 27 Мар 2023, 09:45

Многомиллионные расхождения в официальных данных лидера страхового рынка покрывает надзорный орган

Наше расследование деятельности страховых компаний дарит все больше новых открытий.

Читайте также
Коэффициент "склочности" казахстанских страховых компаний

В этот раз речь идет о манипуляции с отчетами, предоставляемыми страховщиками Казахстана в единую страховую базу данных (ЕСБД), которая подконтрольна АО "Государственное кредитное бюро". Эта база данных дает возможность Национальному банку проводить аналитику расчетов по сборам страховых премий, а также убытков страховщиков, что, видимо, позволяет наблюдать за финансовой устойчивостью страховых организаций. В законе РК "О страховой деятельности" есть ряд статей, в которых предусмотрены требования к поставщикам информациии получателю информации.

Напомним, что в начале расследования мы столкнулись с занижением страховых выплат владельцам автомобилей, пострадавших в ДТП. Страховая компания пыталась на треть занизить ущерб, полученный в результате ДТП, и пришлось пройти две судебные инстанции, потратить много месяцев и денег, чтобы доказать несправедливость оценки ущерба.

Выяснилось, что лидеры страхового рынка, продающие наибольшее количество полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев, скрывают реальные данные о том, как часто гражданам приходится судиться со страховыми компаниями, добиваясь справедливых выплат. Только три компании из топовой шестерки, занимающей доминирующее положение на рынке, согласились раскрыть данные о том, как часто пострадавшие в ДТП казахстанцы оспаривают размеры страхового возмещения.

Читайте также
Как страховая компания "Евразия" разбирается с виновниками ДТП

Сразу же после публикации в редакцию позвонил Олег МАЛЬЦЕВ, основатель компании "Кузовная мастерская "Формула цвета" из Усть-Каменогорска. Он объяснил, что страховщикам крайне невыгодно показывать судебную статистику, потому что выплаты за ущерб в ДТП занижаются вдвое.

Это СТО занимается восстановлением автомобилей после ДТП, получая в качестве оплаты страховое возмещение по полису обязательного страхования гражданско-правовой ответственности. 

По словам Мальцева, чаще всего приходится судиться со страховой компанией "Евразия".

После выхода интервью с Олегом Мальцевым с нами связался юрист, учредитель ТОО "Бюро по урегулированию проблем после ДТП" Сергей СТАВИЦКИЙ, который уже более 10 лет занимается подобными вопросами, в том числе и спорами со страховыми компаниями.

Он рассказал о том, как страховые компании решают вопросы с регрессными требованиями.

Оказалось, что страховщики каким-то образом заставили судебную систему штамповать упрощённые решения и взыскивать с виновников ДТП огромные суммы, включающие сотни тысяч тенге на оплату сторонних юристов. Конвейер регрессных исков работает без перебоев, даже несмотря на то, что в ряде случаев основания для таких исков признаются незаконными в вышестоящей судебной инстанции.

Читайте также
Департамент полиции Алматы обвинил страховщиков в подрывной деятельности

Мы решили проверить отчеты страховой компании "Евразия". Вся информация по страховым выплатам в итоге поступает в Государственное кредитное бюро, за ними и закреплена эта единая страховая база данных (ЕСБД).

Страховая компания обязана предоставлять в ЕСБД полную информацию, о заключенных договорах, о страховых выплатах и о страховых случаях.

За нарушение или искажение предоставляемой информации страховщик несет ответственность.

Если информация искажена, то Агентство по регулированию и развитию финансового рынка обязано выдать письменное предупреждение о нарушении, а поставщик в свою очередь обязан исправить неверную информацию, в предусмотренные законом сроки. Повторное же искажение информации влечет наказание вплоть до приостановления лицензии страховщика.

По нашей просьбе Сергей Ставицкий сопоставил суммы регрессных исков, которые он оспаривал, и предоставленную информацию СК "Евразия" в ЕСБД. Вот, что он обнаружил:

- Мы сделали запросы в "Государственное кредитное бюро" по делам, которые проходили через мою компанию.

В одном из случаев в регрессном иске застрахованному выставили требования о возмещении выплаченного ущерба пострадавшим в размере 7,5 млн тенге. Эту сумму СК "Евразия" выплатила тремя траншами: первая выплата по утере кормильца – это 6,1 млн тенге, вторая выплата за причиненный материальный ущерб владельцу пострадавшей автомашины - более 1,1 млн тенге, и третья страховая выплата за расходы, связанные с погребением - 306 тыс. тенге.

Читайте также
Как страховые компании зарабатывают на занижении страховых выплат

В предоставленном отчете ЕСБД страховая компания показывает только самую минимальную выплату в сумме 306 тыс. тенге. Таким образом, искажена информация, так как выплата на сумму более чем 7 млн тенге не отразилась в отчете.

Второй случай, где водитель причинил ущерб сразу нескольким владельцам транспортных средств. Опять же выплаты были произведены в три транша, а в отчете ЕСБД отразилась только минимальная выплата – 63 тыс. тенге, хотя общая сумма выплат по данному случаю всем пострадавшим составила 3,3 млн.

И в третьем случае было две выплаты - 6,1 млн тенге и 306 тыс. тенге. Страховая компания "Евразия", а речь идет именно о ней, и в этом случае указала в ЕСБД наименьшую выплату - только 306 тыс. тенге.

Только в этих имеющихся трех делах разница между поданными суммами в регрессных исках и отраженных суммах в отчете ЕСБД составила 16,5 миллиона тенге.

По словам юриста, такое происходит регулярно.

Когда юристы обратили внимание РГУ "Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка", надзорный орган сообщил, что искажение информации произошло из-за технического сбоя системы, в дальнейшем данные будут отражаться корректно, то есть все суммы осуществленных выплат будут указаны. Но по сегодняшний день в базе так и остаются лишь минимальные выплаты СК "Евразия".

Впервые у СК "Евразия", по словам юристов, отчеты стали искажаться в 2019 году, и сохраняется это по сегодняшний день.

Читайте также
Nomad Insurance обнародовал сведения о спорах с клиентами

- Например, в ДТП погиб человек. По договору ОГПО ВТС, за погребение страховщик должен выплатить 100 МРП и по потере кормильца 2 000 МРП (более 6 млн тенге – А.К.). Но, если мы посмотрим отчет в ЕСБД, то увидим, что "Евразия" выплатила лишь 306 МРП, – объясняет Сергей Ставицкий. – ЕСБД для Национального банка Республики Казахстан это информационно-технологическая платформа для сбора статистических данных по всему страховому сектору. По этой информации можно производить аналитику полученных страховых премий с продажи договоров страхования и осуществленных выплат. Не исключено, что СК "Евразия" таким образом скрывает свое финансовое положение. То есть сбор премий, согласно базе ЕСБД, по отношению к указанным в ней выплатам (убыткам) выглядит хорошо.

В трех страховых случаях, расследованных юристами "Бюро по урегулированию проблем после ДТП", компания скрыла свои реальные убытки. При этом регрессные иски были оспорены, и возмещения своих выплат "Евразия" не получила. Но разница между данными, предоставляемыми СК "Евразия" в подотчетную базу Национального банка, и фактическими убытками превышает 16 млн тенге, и это только по трем страховым случаям.

Похоже, в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка старательно закрывают глаза на деятельность лидера страхового рынка. А вот в сочетании с услужливостью судебной системы, пачками выносящей упрощенные решения по первому свистку наемных юристов СК "Евразия", речь может идти об осознанном искажении данных в особо крупных размерах.

Возможно, именно по этой причине СК "Евразия" решила не раскрывать данные по судебным делам как с клиентами компании, так и с лицами, пострадавшими в ДТП.

А вот зачем страховщики искажают отчетность, мы обязательно выясним в ближайшее время.

Фото: theeurasia.kz.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Спасут ли экономику иностранные инвестиции или создадут «два Казахстана»?
Иностранцы получают «зеленый коридор» на 25 лет, а отечественные компании вынуждены выживать
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента