Бауыржану Байбеку прежний аким оставил большую проблему
Материал был опубликован 31.10.2016 г.
Выброшенные миллиарды
Построенный на горе Сункар в Алматы Международный комплекс лыжных трамплинов «Сункар» и восьмикилометровая беговая лыжня изначально задумывались как единый объект. В зимних видах спорта есть такая дисциплина как лыжное двоеборье – это когда спортсмены сначала прыгают с трамплина, а потом проходят дистанцию на беговых лыжах. При этом очень важно, чтобы трамплин и лыжня находились неподалеку друг от друга. Так что комплекс на горе Сункар подходит для лыжного двоеборья как нельзя лучше.
Реконструкцию сохранившихся еще с советских времен прыжковых лыжных трамплинов, строительство трибун для зрителей и другой инфраструктуры начали еще при акимстве в южной столице Ахметжана ЕСИМОВА. Объект, на который тогда потратили примерно 30 миллиардов тенге бюджетных средств, готовили к 7-й зимней Азиаде 2011 года.
Трассу для беговых лыж начали строить в 2014 году, чтобы поспеть к февралю 2015 года - к намеченному в Алматы этапу чемпионата мира по лыжным видам спорта среди юниоров. Заодно планировали здесь же провести игры 28-й Всемирной зимней Универсиады. На это дело и выделили еще около двух миллиардов тенге.
Заказчиком выступило управление строительства акимата Алматы. И как сейчас выясняется, все работы велись в ускоренном режиме. Всех подгонял городской акимат. Результат не заставил себя долго ждать. Прежний аким Алматы Ахметжан Есимов перебрался в Астану, оставив нынешнему градоначальнику Бауыржану БАЙБЕКУ тяжелое наследство: если не головную боль, то геморрой – точно.
Позабыт, позаброшен…
Во что превратился недавно построенный объект, наглядно видно на фотографиях, сделанных всего несколько дней назад. Гора Сункар «поплыла», словно подтаявшее на жаре мороженое.
Бауыржан Байбек вынужден теперь всем объяснять, что во всем виноваты обрушившиеся на Алматы весной этого года аномальные ливни: дескать, гору Сункар подмыло, начались оползневые сходы прямо на новую лыжную трассу. По его словам, на только что построенной восьмикилометровой лыжне насчитали более 17 обрушений склонов, во многих местах размыто основание асфальтового покрытия.
Но когда стали разбираться, оказалось, что все не совсем так, как говорит аким. Я спросил у строителей: «Почему построенная ими лыжная трасса не продержалась и года?»
Директор подрядной организации ТОО «ТОП ЛТД» Роман ПРИСАДКОВ ответил, что работы его компания проводила строго по утвержденному госкомиссией проекту, от которого строители отступить не имеют права. А в проекте не была учтена ливневая канализация и так называемый фильтрующий слой на склонах.
Весенние ливни и таяние снега лишь довершили дело.
- Нами уже занимались и проверяющие, и правоохранительные органы, – сообщил Роман Присадков. - Заходили с проверкой налоговики, прокуратура, антикоррупционное ведомство, но никаких нарушений строительных норм, отступлений от проектной документации или хищений выделенных государственных средств не нашли. Потом провели государственную судебно-строительную экспертизу. Эксперты пришли к выводу, что разрушение объекта произошло из-за упущений в самом проекте. А мы вынуждены его неукоснительно соблюдать: малейшее отступление от него - это уголовное дело. Кстати, на строительстве этой лыжни наша компания практически ничего и не заработала, если не сказать, что сделали мы ее себе в убыток – всю маржу съели две девальвации и инфляция.
Под конец нашего разговора директор подрядной организации сказал, что, по его личному мнению, причина плачевного состояния нового спортивного объекта – его бесхозность. Оказывается, с момента сдачи в ноябре 2015 года объекта государственной приемочной комиссии, которая подтвердила выполнение работ в соответствии с проектно-сметной документацией, лыжная трасса так и осталась за балансом. Проще говоря – без хозяина.
Быстро – не всегда хорошо
Я позвонил Лейлей САБЫРГАЛИЕВОЙ, директору и единственному учредителю компании «АрхСпецСтройПроект», проектировавшей лыжную трассу на горе Сункар.
На вопрос о том, почему были допущены такие серьезные упущения в проекте, она ответила, что проект Алматинского физкультурно-оздоровительного комплекса лыжных видов спорта предварительно прошел государственную строительную экспертизу, после чего и был утвержден.
- В изначальном проекте ливневая канализация и укрепление склонов были учтены, - заявила глава проектной компании, - однако впоследствии нас заставили внести в проект несколько изменений. Мы предупреждали, чем это может быть чревато, но нас, по сути, заставили. Видимо, торопились сильно, боялись не успеть к началу зимнего чемпионата, вот и сокращали объемы работ как могли…
От ответа на вопрос, кто именно настоял на изменении первоначального проекта, Лейла Сабыргалиева долго уклонялась. Но потом призналась, что это были спортивные функционеры, в том числе и приехавшие в Алматы представители Международной федерации лыжного спорта, требовавшие соблюдения международных спортивных стандартов, ну и, конечно, чиновники управления строительства акимата Алматы. Поджимали сроки – нужно было успеть к предстоящим международным спортивным состязаниям. Но выиграв в сроках, потеряли в качестве. Весенние дожди и паводки 2016 года это мгновенно выявили.
Проектировщики вслед за строителями заявляют, что главная причина разрушения лыжной трассы в том, что все это время она была, по сути, безхозной – за целый год акимат так и не определил, какая организация должна была ее эксплуатировать и отвечать за поддержание ее в рабочем состоянии. Все словно забыли про ее существование…
Кстати, ТОО «АрхСпецСтройПроект», проектировавшее лыжную трассу, – это та же самая компания, что проектировала дома в алматинском микрорайоне «Алгабас», покосившиеся меньше чем через год после завершения строительства. Фирму уже обвиняли в том, что она спроектировала эти дома без учета влияния подземных вод. Тогда проектная организация «перевела стрелки» на строителей и управляющую компанию, ответственную за содержание многоэтажек. Такое вот странное совпадение…
Мой звонок директору находящегося на одной горе с проблемной лыжной трассой международного комплекса лыжных трамплинов «Сункар» Руслану КАНТАРБАЕВУ, похоже, вызвал у того легкую панику. В разговоре он всячески пытался откреститься от спортивного объекта.
- Я директор этого комплекса, но эта лыжная трасса нам не принадлежит, – сказал директор трамплинов. – Со всеми вопросами, пожалуйста, обращайтесь в акимат города, в управление строительства. Мы объект этот не принимали, он не наш и даже на балансе у нас он не находится. Так что, все вопросы к ним.
Вопрос без ответа
По совету директора трамплинов я позвонил в акимат Алматы. Но, оказалось, что курирующий вопросы строительства заместитель акима Султанбек МАКЕЖАНОВ (на снимке), по сведениям сайта Ratel.kz, вплотную занимавшийся этой проблемой, вроде как вообще не знает, что построенная по соседству с горнолыжными трамплинами на горе Сункар лыжная беговая трасса так и не обрела хозяина. Ну, или сделал вид, что не знает…
- Да, там были упущения какие-то, - согласился он, - но сейчас все там нормально. У кого он сейчас на балансе? Он в коммунальной собственности города. Как и трамплины. Давайте сделаем так: я сейчас поручу ребятам, они с вами свяжутся где-то через час или полтора. И всю информацию вам дадут. То, что этот объект, как вы говорите, висит в воздухе, «ничейный» – нет такой темы, там все нормально. У вас неверная информация.
Заместитель акима южной столицы меня заверил, что в управлении строительства до сих пор сидит та же команда, что и при Есимове. Это те же люди, что от имени городского акимата выступали заказчиками строительства лыжной трассы, корректировали проект, а потом принимали уже готовый объект. А значит, вполне компетентны и несут полную ответственность за его нынешнее состояние. В каком он состоянии – вы и сами видите по фотографиям. Поэтому лично меня не сильно удивило, что «ребята» из управления строительства Алматы мне не перезвонили ни через час, ни через полтора, ни даже через два дня. И даже после повторного моего звонка заместителю акима Макежанову и СМС – тоже. Оно понятно – сказать, видимо, нечего.
Горе-гора
А вопрос весьма не простой. За ним тянется целый шлейф проблем.
Первая: безопасность горожан. Гора Сункар с запада и востока нависает над жилыми коттеджами – это тоже хорошо видно по фотографиям. Если нынешней осенью, зимой и следующей весной опять будут аномальные осадки – живущим под горой людям несдобровать. Съедет грязевое месиво на жилые постройки с людьми, и потом на погоду сетовать можно сколько угодно!
Вторая: по нашим данным, на Международном комплексе лыжных трамплинов «Сункар» уже объявлен режим ЧС – есть угроза, что один из трамплинов может «поплыть». Правда, это тщательно скрывается и не признается как руководством объекта, так городскими властями. Но сейчас под видом реализации второй очереди строительства на деньги, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций, происходит укрепление склонов, прокладывается ливневая канализация, строятся водоотводы. На снимках, сделанных несколько дней назад, можно увидеть и технику, которая вкапывает укрепляющие склоны сваи, и находящуюся в процессе монтажа так называемую «ливневку» из разрезанных пополам труб.
Третья: всерьез стоит вопрос о срочном переносе электроподстанции, стоящей на горе Сункар еще с советских времен и обеспечивающей электроэнергией верхнюю часть Алматы. Потому что теперь есть вероятность и ее разрушения.
Четвертая: совсем недавно стало известно, что накрылись медным тазом чаяния спортивного сообщества задействовать новую лыжную беговую трассу при проведении в Алматы 28-й Всемирной зимней Универсиады 2017 года. Об этом сообщили председатель оргкомитета Дарига НАЗАРБАЕВА и аким Алматы Бауыржан Байбек, выступая на заседании оргкомитета студенческих игр. Из-за многочисленных оползней, перерезавших лыжню, было решено перенести соревнования лыжников на горнолыжный курорт "Табаган", который государство возьмет в аренду на 12 дней у нынешнего его владельца – банка «Центркредит».
Кто-то может подумать, что такой спортивные объекты, как трамплины и находящаяся рядом беговая лыжная трасса, – это сплошные убытки для бюджета. Так вот - нет!
Как выясняется, при грамотном подходе и поддержании их в нормальном рабочем состоянии, можно зарабатывать очень приличные деньги. В мире таких спортивных объектов не так уж и много, а находящихся на среднегорье – и того меньше. Использовать их в качестве доступной по цене и качеству тренировочной базы могут команды беговых лыжников, прыгунов с трамплина и лыжных двоеборцев из многих стран мира.
Не говоря уже о том, что трамплины из-за их покрытия можно использовать и летом, а лыжня в теплое время года превращается в прекрасную трассу для лыжероллеров и велобайкеров. В этом живописном месте можно просто гулять или бегать кроссы. Но это, повторюсь, при грамотном подходе.