Как при помощи социальной политики взломать систему государственных закупок
Госзакупки, инвалиды и мошенники
В 2016 году в закон «О государственных закупках» внесли поправки, которые при проведении госзакупок отдали приоритет общественным объединениям инвалидов и организациям, созданным этими объединениями.
В результате такие организации получили преимущество перед обычными производителями, даже если уровень производства у так называемых инвалидов не соответствует никаким стандартам качества.
О том, как это реализуется на практике, мы описали еще весной этого года в материале «Бизнес с неограниченными возможностями». Напомним, что представители алматинского филиала Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен» провели инспекцию одного из таких предприятий. Проверяющие пришли в изумление от того, как в стесненных условиях, со всеми мыслимыми и немыслимыми нарушения технологических нормативов, не имея собственного склада, на арендованном оборудовании «инвалиды» освоили огромный заказ по изготовлению школьных парт.
Разработчики поправок в закон о госзакупках предусмотрели еще одну норму, которая сразу же привлекла внимание мошенников.
По этой норме государство перечисляет 30-процентную предоплату от стоимости государственного заказа инвалидным организациям, победившим в тендерах, сразу после оглашения их результатов. Обычные участники тендеров о таком и не мечтают.
Такие изменения в законодательстве буквально в течение нескольких месяцев породили сотни новых инвалидных организаций.
Поскольку в законе предусмотрено, что в организации должно быть не менее 50 процентов людей с ограниченными возможностями, получилось так, что во многих конторах, получивших неограниченные тендерные преимущества, числится, условно говоря, всего три человека, из которых двое имеют инвалидность. Этого достаточно, чтобы получить государственный заказ.
Вместе с тем у реальных отечественных производителей, много лет работающих на рынке, обладающих производственными возможностями и предоставляющих работу тысячам казахстанцев, резко упали шансы выиграть тендер.
Более того, сами инвалиды и их организации уже стали жертвами мошенников, в полной мере воспользовавшихся этими социальными поправками в законодательстве.
Социальный рай для мошенников
Одно из уголовных дел по факту такого мошенничества расследуется в Алматы.
Полтора года назад директору общественной организации, объединяющей ветеранов и инвалидов локальных войн, предложили открыть ТОО для участия в конкурсе. Некий гражданин предложил поучаствовать в тендере на оказание услуг по стирке белья для пассажирских поездов «Тальго». А после того как его новоявленное ТОО, обладающее приоритетом при проведении тендера, выиграет конкурс, ветераны заключат договор с неким ИП «GEKTOR», которое и будет все делать, отдавая ветеранам часть прибыли.
Все шло по договоренности, но после того, как ветераны выиграли тендер, им предложили контракт на аренду автомобиля для перевозки белья и стирального оборудования.
По этому контракту инвалиды-ветераны должны были перечислять по полтора миллиона тенге ежемесячно. В течение полугода посредники получили от победителя тендера почти 36 миллионов тенге, при этом ни разу не предоставив никаких актов выполненных работ.
И вскоре директору инвалидной организации стали поступать претензии от заказчика. Руководитель ветеранской организации выяснил, что его партнер так и не закупил оборудование, а белье стирал в совершенно посторонних прачечных. А позже посредник и вовсе стал скрываться от победителя тендера. Последнему, чтобы не попасть под следствие за невыполнение государственного заказа, пришлось брать кредиты и самостоятельно искать другую прачечную. А белье приходилось подвозить к поезду на личном автомобиле.
В итоге условия тендера были выполнены. Чтобы вернуть деньги и рассчитаться с долгами, директор ТОО был вынужден обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечение его «партнера» к уголовной ответственности за мошенничество. В полиции уже начали досудебную проверку, а обманутого инвалида признали потерпевшим.
Доходят ли миллиарды до инвалидов?
Основным инициатором внесения изменений в закон «О государственных закупках» было Министерство труда и социальной защиты. Между тем, бизнесмены и представители НПП и прежде говорили о том, к чему приведет изменение законодательства.
Увы, все прогнозы экспертов сбылись в полной мере.
Среди тех, кто предупреждал о последствиях введения необдуманных льгот, был известный предприниматель, вице-президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Казахстана, директор компании "Торнадоплюс" Игорь ПРОЦЕНКО (на снимке):
- Основная функция программы помощи инвалидным организациям и ассоциациям - это трудоустройство инвалидов, их социальная адаптация, увеличение количества рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Такие организации пользуются безусловным приоритетом при проведении государственных закупок. Но наплодилась куча паразитов, которые беззастенчиво пользуются льготами. Да, среди инвалидных организаций есть реальные производители, но не больше десятка-двух. И даже они не довольны появлением на рынке тех, кто просто пользуется льготами.
Регистрацию подобного рода псевдоинвалидных организаций упростили донельзя, никто не контролирует их. Естественно, что этой дырой в законодательстве воспользовались дельцы, которые спокойно выходят на тендеры и легко их выигрывают. Огромное количество таких организаций не имеют никакого отношения к производственной деятельности, и я могу это доказать. Мы проводили аудит этих предприятий и выезжали к ним - ни одно из них не соответствует требованиям, предъявляемым законом к отечественным производителям. По нашей отрасли за 2015-2016 годы государственных заказов было размещено в среде инвалидных организаций более чем на три миллиарда тенге. И большой вопрос, в чей карман попадают эти миллиарды. К инвалидам ли?! Чиновники своими руками предоставили мошенникам огромные возможности. Как теперь выясняется, эта проблема уже перешла в криминальную сферу.
Как рассказывает Игорь Проценко, отечественные производители неоднократно встречались с представителями Министерства труда и социальной защиты и НПП. Все признают, что проблема есть, но никто не хочет ее решать.
- Есть еще одна коллизия, - говорит Проценко. - Нет четких отраслевых критериев, закрепленных законодательно, в которых бы указывалось – в состоянии ли компания принимать участие в самом процессе этих госзакупок. Например, фирма в арендованном гараже с ручным инструментом, со штатом три-четыре человека, не платящая налоги, может вполне обоснованно называть себя отечественным производителем и конкурировать на равных с реальными производителями. Весной этого года мы отправили от нашей ассоциации в адрес НПП список критериев, которые бы позволили отсечь этих недобросовестных «производителей». В них мы предусмотрели все возможные минимальные (необходимые и достаточные) параметры, относящиеся к компаниям- производителям: минимальный размер производственных площадей, минимальный набор технологического оборудования, минимальный штат, оптимальная налоговая нагрузка с учетом среднего коэффициента налоговой нагрузки по отрасли. По непонятным причинам наши отраслевые критерии до сих пор не приняты.
Тем временем разборками с псевдоинвалидами и мошенниками теперь вынуждены заниматься правоохранительные органы.
И история, о которой мы рассказали сегодня, далеко не единственная в длинной веренице подобных дел…
Фото: autocentre.ua.