Могут ли частные предприниматели выиграть у государства в суде? Совладельцам ТОО «Астанаинжпроект» это удалось. Причем три раза подряд
На снимке: по задумке Романа Шнайдермана, алматинский Арбат должен был украсить караван бронзовых трехметровых верблюдов.
Продолжение. См. начало: «Пешеходная зона в Алматы: что показало вскрытие», «Куда же вы, товарищ тендер?».
Напомню, Ratel.kz проводит расследование на тему «Кто заработал на создании пешеходной зоны в центре Алматы?» Начали мы с архитектурно-ландшафтного проекта, в конкурсе на разработку которого победила компания «Envicon-A». В первой части сериала подробно описали, как проходил тендер. Во второй части я переплел два интервью – с руководителем этой проектной фирмы Романом ШНАЙДЕРМАНОМ и известным алматинским дизайнером Нурланом ТУРЕХАНОВЫМ, который разнес реновацию «золотого квадрата» в пух и прах.
Не путать правду и правдоподобие
После разговора с Романом Борисовичем я вышел из его офиса на углу Богенбай батыра и Панфилова, весьма недовольный собой. Осталось ощущение, что некоторые вопросы я банально не дожал, а собеседник меня «угамаюнил».
Ну вот, например. Г-н Шнайдерман рассказал, что две компании, «Астанаинжпроект» и «Envicon-A», которыми он владеет с партнером Дауреном БАЙМБЕТОВЫМ, - это фактически единый коллектив. Первая имеет 1 категорию (что подразумевает опыт работы более 10 лет и способность выполнять сложные проекты), вторая – 2 категорию (соответственно, свыше 5 лет и несложные проекты). Хотя в протоколе об итогах конкурса записано, что у «Envicon-A» опыт – всего 1 год 8 месяцев, что, по идее, должно означать 3 категорию.
Но эти разночтения не столь важны. Я другое не мог понять. Почему партнеры, имея во владении две фирмы с одним профилем, выставляют на участие в тендере ту, у которой заведомо менее богатый послужной список? Ведь на старте, как говорит Роман Борисович, было 12 участников: приличная конкуренция. Творческого конкурса на тендерах нет, и это засвидетельствовал сам г-н Шнайдерман: состязаются только документы об опыте работы и квалификации, а на финише – цены, предложенные потенциальными закупщиками. А тут партнеры сразу дают конкурентам фору, выпуская на игру менее опытную (по бумагам) фирму. Объяснения Романа Борисовича насчет диверсификации проектов на «сложные» и «несложные» меня, честно говоря, не убедили.
И я начал строить версии.
Либо для Шнайдермана и Баймбетова важна была не победа, а участие в конкурсе на «несложный», но престижный, согласитесь, проект. И выиграли они по счастливому стечению обстоятельств.
Либо проект им был заранее «обещан». И тендер провели формально, зная победителя до его начала. На это, в частности, косвенно указывало присутствие среди трех финалистов ТОО «Архитектура и градостроительство Талгарского района», которое дало повод комментаторам состязаться в остроумии.
Но в своих конспирологических раздумьях я вовремя осекся. Вспомнил, что правдоподобие не обязательно есть правда. И что на путанице двух понятий сам не раз обжигался.
Поэтому продолжил разыскания. И обнаруженные факты похерили все мои версии.
Так вот кто проектирует пантеон!
Сначала удалось установить, что ТОО «Астанаинжпроект» первично зарегистрировано 15 лет назад, в 2002-м. Последняя по времени перерегистрация состоялась 12 апреля этого года. Первым руководителем и единственным учредителем является Баймбетов Даурен Сейдуллаевич, основавший фирму в 22-летнем возрасте. А Роман Борисович везде рекомендовался как креативный директор этой компании. В ТОО «Envicon-A» первый руководитель уже он, Шнайдерман Р. Б., первичная регистрация компании – 3 декабря 2007 года.
Кстати, в отличие от своего партнера, Даурен Баймбетов практически не светится в СМИ.
В Гугле я нашел всего несколько упоминаний о нем. 27 апреля 2011 года КТК показал сюжет о бунте строителей возле рынка «Жибек Жолы», на месте которого они возводили новый торговый центр. Рабочие требовали погашения задолженности по зарплате, которая составила 800 млн тенге. Застройщиками телеканал называл российского миллиардера Тельмана ИСМАИЛОВА и его казахстанских партнеров. А проектировщиком объекта был как раз Баймбетов, тоже оказавшийся среди пострадавших. КТК привел его синхрон, представив как директора проектной компании ТОО «KazbuildEngineering»:
- У нас были заключены договоры, мы выполнили свои обязательства в сроки и своевременно. Но почему-то платежи нам только обещали, обещали и уже полгода не идут на контакт.
17 апреля уже этого года сайт total.kz опубликовал статью «Кто заработает на строительстве Национального пантеона?» Я с любопытством и некоторой ревностью прочитал, что на лучшую эскиз-идею проекта гигантской усыпальницы даже объявлялся международный заказной архитектурный конкурс. С ревностью – потому, что в Алматы никакого творческого конкурса не было. А в Астане победила проектная академия Kazgor.
А вот конкурс на разработку РП (рабочего проекта) первой очереди первого пускового комплекса пантеона, сообщает ресурс со ссылкой на официальный ответ столичного акимата, выиграл «Астанаинжпроект». В этой связи и называлась фамилия Баймбетова.
А мне Роман Борисович про пантеон ничего не сказал. Наверное, забыл или поскромничал. Хотя это же такая честь – разрабатывать проект, эскизы которого представляли на рассмотрение самому президенту.
В статье также сказано, что за последние пять лет «Астанаинжпроект» уплатил казну в виде налогов свыше 126 млн тенге. Это на 19 млн больше, чем «Envicon-A» получил за разработку «несложного» алматинского проекта (107 млн).
Завидное везение в судах
Однако самыми интересными показались мне документы нескольких гражданских судебных дел с участием «Астанаинжпроекта», которые удалось найти. Я внимательно их изучил, но в подробности вдаваться не буду: это долго и скучно. Просто назову.
1. Конец 2016 - начало 2017 года. Специализированный межрайонный суд (СМЭС) Алматы. Иск ТОО «ILE ORGANIC» к ТОО «Алматыинжпроект» о расторжении договора на разработку ПСД (проектно-сметной документации) по объекту «Строительство овощехранилища» в Илийском районе Алматинской области. Истец обвинял ответчика в срыве сроков предоставления ПСД. Решение суда: в удовлетворении исковых требований отказать.
2. Конец 2016 – начало 2017 года. СМЭС Атырауской области. Иск «Астанаинжпроекта» к городскому управлению строительства Атырау о признании договора закупок (на детальную планировку многоэтажных жилых домов) действительным и о вынесении решения о регистрации сделки в территориальных органах казначейства. Суд постановил: иск удовлетворить. Но дело прекращено на основании отказа истца от исковых требований.
3. Лето 2017 года. СМЭС Атырауской области. Управление строительства Атырау наносит ответный удар - подает иск о признании ТОО «Астанаинжпроект» недобросовестным участником госзакупок. Претензия – нарушение сроков подготовки ПСД на строительство водопровода в Атырау. Решение суда: в иске отказать.
4. Весна - лето 2016 года. СМЭС Карагандинской области. Аналогичный иск отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Караганды к «Астанаинжпроекту». Претензия – нарушение сроков разработки ПСД благоустройства городского Центрального парка им. 30-летия ВЛКСМ. Решение суда: в иске отказать. Не помогла и апелляция.
Как видим, Даурену Сейдуллаевичу и Роману Борисовичу крупно везет не только на тендерах, но и в судах: во всех перечисленных гражданских делах Фемида была на их стороне.
А если учесть, что в трех из четырех случаев бизнесмены фактически судились с государством (отдел коммунхоза и управление строительства – подразделения акиматов), то они просто заговоренные.
Вам доводилось слышать, чтобы в Казахстане частные предприниматели три раза подряд выигрывали в судах у госучреждений, пусть и провинциальных? Мне раньше – нет. Для этого, казалось, нужен какой-то фантастический оберег. Теперь вот знаю, что такие бывают.
Естественно, не ставлю под сомнение решения судов. Но всё-таки слишком частые походы в храм Фемиды, где фигурируют неприятные слова «недобросовестный участник госзакупок», могут дать повод для досужих разговоров.
Может быть, поэтому партнеры и решили выставить на алматинский конкурс кристально чистый «Envicon-A», а не «Астанаинжпроект»? Ведь у южной столицы особый статус. Как и у ее акима.
Впрочем, это лишь догадка.
А «Компот»?
Однако вернемся к алматинскому проекту. В предыдущей части мы остановились на том, что уже после тендера он прошел технический совет. И его, по словам г-на Шнайдермана, показывали в Медеуском и Алмалинском районных акиматах жителям и предпринимателям. Правда, план не публиковался в прессе и не было широкого обсуждения среди всех жителей города, а не только двух районов. То есть проект приняли без реальной конкуренции других планов и вынесения их на суд общественности. Поэтому я и употребил по отношению к нему слово «кулуарный».
Но ведь изменить облик нескольких кварталов старого центра – это вам не ешака купить и не шашлычную построить. Пешеходная зона, как раньше говорили, - дело всех и каждого. Потому что все горожане будут ею пользоваться. Однако, похоже, у акимата и к ешаку, и к шашлычной, и такому мегаобъекту - подход универсальный.
На «суд общественности» проект всё-таки вынужденно и постфактум попал.
Весной этого года на Арбате без объяснений, явочным порядком - как у нас принято - начали сносить билборды (6 марта) и столовую «Компот» (27 марта). В соцсетях пылали холивары, в адрес городских властей сыпались обвинения в попирании прав собственников и незаконном захвате земли.
Пресс-служба акима Алматы успокаивала рассерженную публику (цитируем по сайту informburo.kz):
«Территорию снесённой столовой облагородят и сделают пешеходной зоной. Там будут располагаться пешеходные дорожки и лавочки, этот участок будет в одном архитектурном ансамбле с Арбатом».
Дорожки, значит, и лавочки. На территории только столовой. Через семь месяцев после проведения тендера акимат по-прежнему не раскрывал все карты.
Наконец, 30 марта Роман Шнайдерман представил журналистам свое видение обновленного Арбата. Тогда и позже он рекомендовался ландшафтным дизайнером и креативным директором «Астанаинжпроекта». В прессе его называли главным архитектором реконструкции, писали, что это он выполнил ПСД. А про «Envicon-A», выигравший тендер, почему-то почти никто не говорил. Лишь 20 июля новый руководитель «Envicon-A» Вероника КИЗИЕВА на алматинском инвест-форуме рассказала об изменениях в проекте.
Как тушили пожар на Арбате
- Вас попросили выступить по поводу Арбата? – спрашиваю Романа Борисовича.
- Меня попросила пресс-служба (городского акимата. – В. Б.) рассказать. Что являлось причиной этого – критика или просто желание властей донести это до широкого (очевидно, имеется в виду «до сведения широкой общественности». – В. Б.)? Со своей стороны, я неоднократно говорил, что стоит рассказать и показать. Я знаю, как это делается за границей: там проекты показываются заранее. В том же Израиле за какое-то время вывешиваются билборды, ты читаешь в журналах: скоро здесь будет набережная или что-то другое.
- Я пересмотрел видео вашего выступления перед журналистами: вы говорили только об Арбате. А остальные части проекта по другим улицам и площади Астана – они что, не готовы были к тому времени или переделывались?
- Они были готовы. Но пресс-конференция проходила именно по Арбату.
- Видимо, ею решили просто потушить пожар разгневанного общественного мнения (из-за предшествующих событий на Жибек Жолы. – В. Б.). Скажите, а список критических замечаний от команды Яна ГЕЙЛА вы когда получили?
- Там много было разных… Во-первых, он («эмиссар» Гейла - Рикардо МАРИНИ, исполнительный директор компании Gehl Architects. – В. Б.) приезжал, когда были только эскизы. Потом ему (Гейлу. – В. Б.) отправлялось – получалась реакция. Затем еще раз приезжал, смотрел.
- Вы исправляли проект уже в этом году?
- В начале года.
***
На следующий день после пресс-конференции, 31 марта, в южную столицу снова прибыл Рикардо Марини. Сайт tengrinews писал тогда: «В рамках визита датский специалист ознакомился с проектами, которые сейчас на стадии разработки, для того чтобы сразу внести корректировки и сделать проект действительно комфортным для пешеходов и велосипедистов».
А более или менее полный проект – со всеми охваченными им улицами и площадью Астана – впервые в СМИ показал только 30 июня и. о. руководителя управления архитектуры и градостроительства Алматы Алмасхан АХМЕТЖАНОВ в интервью сайту vlast.kz. Когда в южной столице уже полным ходом шел Большой Перекоп. Возможно, я ошибаюсь, и где-то проект опубликовали раньше. Но я в описке не нашел.
Шнайдерман - журналисту: «Вы повторяете чушь, которую несёт Спунер!»
- Можно сказать, проект было кардинально переделан, - говорю Роману Борисовичу.
- От чего?
- От первоначального варианта.
У нас завязывается жаркий спор. Я пытаюсь доказать, что от проекта остались рожки да ножки. И перечисляю, что из него исчезло: трехметровые бронзовые скульптуры верблюдов, «шагающие» по Жибек Жолы; «таблетки» на мостовой, рассказывающие об истории Шелкового пути; обычные фонтаны с чашей; зигзагообразные дорожки; «остров» из деревьев на углу Панфилова и Жибек Жолы, мешавший проходу и обзору. И что появилось: прямые дорожки; видовые точки с перспективой обзора; «сухие» фонтаны-шутихи (в них нет чаши с водой, и струи бьют из мостовой, причем внезапно); кронированные деревья; модернистские скамейки.
Роман Борисович парирует все мои доводы и настаивает, что поправки были небольшими. Аргументирует тем, что на макете и в визуализации проекта много условностей, которые понятны профессионалу, а я и другие воспринимают их буквально - как реальные элементы. На одной из таких «условностей» мы остановились подробнее.
На снимках: визуализация Арбата (вверху) и его нынешний вид.
- А куда делся бронзовый караван? Мне так жалко. Очень впечатлил.
- Одна из идей у меня была такая: раз Жибек Жолы – это Шелковый путь, его будет символизировать белая полоса, проложенная посреди Арбата. Фонтаны (с чашей. – В. Б.) – я думал, это будут как оазисы на пути, условно говоря. По каравану, по которому та же Жанна (СПУНЕР, архитектор. – В. Б.) всё время что-то пикает насчет этих верблюдов, я говорил о том, что на каком-то этапе архитектор предлагает подключить скульпторов – чтобы насытили проект скульптурными элементами. Я не скульптор, но предлагаю идеи: поскольку это Шелковый путь, почему бы нам не сделать скульптурную композицию? Это может быть караван, женщины, которые из кувшина льют воду. Дальше, если градостроительный совет рассматривает и говорит: да, наверное, это интересно, - они могут обратиться к какому-то скульптору, который уже рисует эскизы. Их отдельно рассматривают на художественном совете и заказывают через Министерство культуры. Но я, повторяю, только предлагаю это как идею. Поэтому я фигурки (верблюдов. – В. Б.) распечатал на 3D-принтере и для презентации просто условно расположил (на макете нового Арбата. – В. Б.). Это не говорит о том, что я их хотел или хотел именно в таком виде, в котором они есть.
- А кто конкретно забодал идею с караваном?
- Там же ведется дискуссия. Я конкретно не помню. Архитекторы говорили: надо подумать, может быть, позже, отдельно, привлечем скульпторов… Дальше идеи это не ушло.
- Но в визуализацию попало.
- Не в визуализацию, а в макет, который я первоначально показывал. И чтобы людям донести, я должен какие-то условности нарисовать (см. самый верхний снимок. – В. Б.). Любой архитектор это понимает и знает. Но часть, которая меня хочет уколоть и унизить, начинает везде кричать: «Он безвкусно изобразил верблюдов! Да как он мог?!» Это просто желание подвергнуть меня обструкции.
- Пойдем дальше. По детским площадкам. Сейчас стоят современные на Панфилова, а вы планировали традиционные пластиковые горки и домики.
- Я пригласил вас, хотел вам просто рассказать. А вы начинаете повторять чушь, которую эта Спунер несет.
- Роман Борисович, я «повторяю чушь»?
- Слово в слово!
- Послушайте, я пришел сюда задавать вопросы. Вы мне уже писали, что незачем было спрашивать Туреханова о вашем проекте. Но я сам решу, кого и о чем спрашивать. Давайте корректно общаться.
- Давайте. Разве я что-то обидное сказал?
Г-н Шнайдерман всё же сбавил обороты и спросил мое мнение о пешеходной зоне.
- Мое мнение здесь не имеет значения, - ответил я. - Во-первых, я полмира объездил, много что видел, и мне есть с чем сравнивать. Во-вторых, моя задача – сопоставлять чужие мнения, а не давить своим.
- Вы же не следователь, а журналист.
- Вот именно. Это следователь давит своим мнением и авторитетом.
И два дромадера в подарок
В разгар беседы я спросил Романа Борисовича, есть ли в офисе первоначальный макет Арбата и можно ли его сфотографировать. Он чуть замялся, но сказал: да. Мы завершили разговор, и я напомнил о своей просьбе. Г-н Шнайдерман – как мне показалось, не очень охотно – повел меня по коридору в помещение этажом ниже. Мы сняли со шкафа тяжелую длинную конструкцию и водрузили на стол. Я обшарил глазами макет: каравана не было.
- Чего-то не хватает? – поинтересовался Роман Борисович.
- Сами знаете – чего.
Ландшафтный дизайнер, вздохнув, показал: кучка крохотных пластиковых верблюдов, лежащих вповалку, притаилась за ЦУМом.
Он протянул мне два дромадерика:
- Это вам. В подарок.
На снимке: Роман Шнайдерман у макета нового Арбата.
Читайте продолжение "Облик Алматы не должен зависеть от того, с какой ноги встал Байбек".
Фото со страницы Максима ЗОЛОТУХИНА в Facebook и Вадима БОРЕЙКО.