Кто хоронит отечественную авиацию?

6438 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 02 Апр 2014, 00:00

Генеральная прокуратура РК поймала авиационные власти Казахстана на лжи, комиссию, расследующую гибель CRJ-200 в аэропорту Алматы, на подтасовке фактов, а саму авиакомпанию «Скат» - на вопиющих наруше

 

Генеральная прокуратура РК поймала авиационные власти Казахстана на лжи, комиссию, расследующую гибель CRJ-200 в аэропорту Алматы, на подтасовке фактов, а саму авиакомпанию «Скат» - на вопиющих нарушениях летного законодательства.

Очередное чрезвычайное происшествие случилось с самолетом авиакомпании «Скат» - у возвращавшегося 1 апреля утренним рейсом из Бангкока «Боинга-757» при посадке в столичном аэропорту заклинило тормоза и полопались, как воздушные шары, четыре колеса левой стойки шасси. Это ЧП в который уже раз заставляет обывателей задуматься над  тем, что происходит как с частной компанией, так и с казахстанской авиацией в целом. Положение в стратегической отрасли просто аховое.  

Совершенно несостоятельными оказались неоднократные обещания чиновников Минтранскома и Комитета гражданской авиации, что к концу марта 2014 года будет поставлена окончательная точка в расследовании гибели другого самолета авиакомпании «Скат» - CRJ-200, разбившегося под Алматы 29 января прошлого года. Сайт Ratel.kzмного раз обращал внимание своих читателей на то, что авиационные власти, говоря об этой авиакатастрофе, зачастую откровенно врут, передергивают факты и стараются не замечать очевидного. Явно прослеживались попытки любым способом вывести из-под удара руководство этой частной авиакомпании и высокопоставленных чинов министерства, ответственных за контроль над отраслью. А всю вину повесить на погибших летчиков. Теперь, наконец, к такому же выводу что и мы,пришла Генеральная прокуратура.

Во второй декаде марта нынешнего года на имя вице-министра транспорта и коммуникаций Азата БЕКТУРОВА, возглавляющего комиссию по расследованию авиакатастрофы с CRJ-200, поступило недвусмысленное письмо за подписью руководителя следственной группы, старшего помощника главного транспортного прокурора, советника юстиции Жумагали ЗЕНЕЛОВА. В нем прямо указано, что специалисты, расследовавшие летные и инженерно-технические причины этой авиакатастрофы, к делу подошли весьма поверхностно. Многие обстоятельства аварии были проигнорированы или упущены. А дальше – перечень вопиющих нарушений, допущенных при осуществлении того трагического полета годичной давности, унесшего 21 человеческую жизнь. Итак, оказывается…

У обоих управлявших разбившимся самолетом пилотов Владимира ЕВДОКИМОВА и Александра ШАРАПОВА был завышен так называемый метеорологический минимум. В полетном задании, подписанном двумя руководящими сотрудниками авиакомпании «Скат», командиру воздушного судна указали метеорологический допуск по второй категории, тогда как у него была только первая, а погодные условия в аэропорту Алматы вообще относились к третьей категории. Та же картина и со вторым пилотом. Другими словами, исходя из погодных условий, ни Евдокимов, ни Шарапов к тому полету не могли быть допущены – должны были либо заменить их на более подготовленный экипаж, либо отложить вылет до улучшения погоды. Тем не менее, комиссия Министерства транспорта и коммуникаций по итогам расследования делает вывод, что решение на вылет из Кокшетау в Алматы было принято верное. Разве не абсурд?

Второй казус. Судя по документам, при вылете из аэропорта Алматы медицинское освидетельствование экипажа провел врач, не имевший на это права – в его функции входило лишь обслуживание пассажиров и медосмотр перед рабочей сменой сотрудников аэропорта. Экипаж в тот день должен был осматривать другой медработник, однако его отметок в представленном следствию пролетном задании почему-то нет. Вывод: либо расследование проводилось тяп-ляп, либо предполетное медицинское освидетельствование погибших летчиков в тот день вообще не проводилось, и его состряпали задним числом. Другого не дано.

Третье. В ходе полета экипаж допускает целую серию непростительных нарушений правил управления воздушным судном. На записи бортовых самописцев слышно, что в самом начале полета командир экипажа говорит с кем-то по сотовому телефону, что, как известно, запрещено, поскольку влияет на работу навигационного оборудования. На маршруте оба пилота, ведя переговоры с наземными диспетчерами, также завысили свой метеорологический минимум, назвав по связи вместо первой категории вторую. Оба пилота и стажер в течение всего полета не были должным образом пристегнуты ремнями безопасности. Командир экипажа и стажер вообще не пристегивались, а второй пилот использовал только поясной ремень, что является грубым нарушением правил пилотирования. Во время рейса командир воздушного судна не надел специальную гарнитуру с наушниками и микрофоном, для осуществления связи.

Но и это еще не все сюрпризы, обнаруженные Генеральной прокуратурой. Оказывается, летная книжка второго пилота содержала недостоверные сведения о его пилотской трудовой деятельности. Путем подделки подписей были искажены данные о предшествующей его работе в «Скате» и других авиакомпаниях, о пройденных им переподготовках и окончании курсов, продлении  полетных допусков и прочее, прочее, прочее… С 1994 по 2006 годы, когда пилот Александр Шарапов трудоустроился в авиакомпанию «Скат», он имел продолжительный перерыв в летной работе. И если это действительно так, то напрашивается и повисает в воздухе вопрос: а кто его вообще пустил за штурвал совершающего регулярные рейсы пассажирского самолета и куда смотрели госчиновники от авиации, которые должны контролировать работу частных авиакомпаний?

Выяснилось, что командир воздушного судна незадолго до авиакатастрофы перенес операцию по причине обнаруженного у него варикозного расширения вен. Операция не сложная – лазерная коррекция. Утром лег в больницу, а вечером уже был дома. Но по правилам, вопрос о допуске его к полетам должны были решать не раньше, чем через 3 месяца. Самолет под его управлением разбился за месяц до того, как истек этот срок. И опять, спрашивается – куда смотрели и о чем думали руководители авиакомпании и контролирующие чины Минтранскома? Выходит, всем было плевать. Главное - чтобы деятельность по перевозке пассажиров приносила деньги. А с какими рисками – дело десятое.

Генпрокуратура указывает еще на целый букет всевозможных нарушений авиационного законодательства. Например, на то, что авиакомпания «Скат» осуществляла свою деятельность без стопроцентной обработки полетных данных бортовых регистраторов, контроля за полетными данными бортовых регистраторов и самописцев, без должного контроля действий экипажей в полете. Авиакомпания долгое время эксплуатировала воздушные суда типа CRJ без официально утвержденного документа, регламентирующего их техническое обслуживание. А инженерное подразделение, осуществлявшее их техническое обслуживание и ремонт, сначала вообще не имело вакансии ведущего инженера по обслуживанию самолетов CRJ-200, а потом это место занял человек, не имевший к этому допуска…

Всем этим фактам в ходе расследования не было дано должной оценки  - соответственно, не сделаны и соответствующие выводы.

В итоге, в Генеральной прокуратуре решили, что необходимо возобновить вроде как уже закончившееся расследование, обеспечить его полноту и качество.

А от себя Ratel.kz хочет отметить следующее. Списывать всю вину на погибших пилотов – последнее дело. Они люди подневольные, зависимые, всеми способами пытающиеся удержаться за работу, сохранить приличный заработок и достаток своих семей. Но при этом они - не идиоты и не самоубийцы. На риск они могут пойти лишь по чьему-то приказу сверху, а нарушить правила – что называется, по привычке, когда их действия никто не контролирует. Когда творится такой, как у нас сейчас, бардак и в частной авиакомпании, и в  авиации в целом - нечего удивляться, что самолеты летают неисправными. А пилоты – неподготовленными. Чему удивляться, если даже запас топлива элементарно рассчитать толком никто не может. Зато запросто могут выпустить в рейс самолет с неисправной системой обогрева крыльев и торчащим во все стороны кордом на колесах шасси. При таком раскладе просто странно, что это преступное разгильдяйство пока не привело к еще большим человеческим жертвам. Пока только благодаря какому-то необъяснимому везению уровень ЧП все больше ограничивается отказом тормозов и лопнувшими покрышками при посадке. А не ежедневными авиакатастрофами. Тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо, чтобы не сглазить…          

Расследование авиакатастрофы читать:здесь,здесь,здесь и здесь

журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Так ли нова "новая ракета" России
Возможно, наличие у России новых ракетных систем и заставило президента США Обаму и канцлера Германии Меркель занять по отношению к России откровенно "беззубую" позицию
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Как Казахстану за год удалось стать в два раза комфортнее для EV автомобилей
Созданная 7 декабря прошлого года компания Qazaq Energy Charge открыла 200 высокоскоростных электрозарядных станций в крупных городах и на междугородных трассах страны
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
Семейчанин так убедительно просил в долг, что оказался в колонии
Один из его кредиторов попал в больницу с переломом ребра
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
В СКО состоялся показательный суд над злостным алиментщиком
Нерадивого папашу наказали лишением свободы
На митинг вышли мусорщики Талдыкоргана
В акимате города делают вид, что всё в порядке, и ссылаются на Экологический кодекс
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.