Геннадий Бендицкий. Избранное. У нас и Бут, а мы летаем...

6141 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 15 Дек 2017, 09:30

Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»

Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».

За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.

Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.

***

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Год как жизнь

Газета "Время", 17 октября 2002 года

Похоже, наша страна гостеприимно пригрела человека, которому мировое сообщество приписывает снабжение оружием практически всех конфликтных зон в Африке, торговлю так называемыми “черными” алмазами. Ему указалина дверь такие страны, как Бельгия, Арабские Эмираты, ЮАР. Его  сегодня разыскивают спецслужбы практически всех западных стран и Интерпол.

Имя этого человека Виктор Анатольевич БУТ. В Интернете можно выяснить, что ему 35 лет, что он бывший офицер Советской армии, получивший образование в институте военных переводчиков, бегло говорит на шести языках, имеет на руках по меньшей мере семь паспортов разных стран мира, два из которых российские и один украинский, и известен под фамилиями БАДД, БУЛАКИН, БУТОВ, Вадим АМИНОВ.

По мнению специалистов, на сегодняшний день Виктор Бут является владельцем крупнейшего в мире частного парка грузовых самолетов, руководителем  авиакомпаний «Air Cess», «Air Pass» и «Air Bus». А эксперты ООН утверждают, что на самолетах этих авиакомпаний Бут поставлял  и поставляет оружие антиправительственным группировкам Анголы, Сьерра-Леоне, режиму в Либерии...

Именно он в середине 90-х вооружил племена хуту, устроившие кровавую резню в Руанде и Конго, унесшую около миллиона человеческих жизней. Он делает бизнес по всей Африке, а за автоматы, танки и ракетные установки ему платят африканскими алмазами, добываемыми нелегальным путем, за что их прозвали «черными».

Имя Виктора Бута фигурировало в докладе британ­ского министра по делам Африки Питера ХЕЙНА, первым публично обвинившего его в незаконных поставках оружия отрядам УНИТА в Анголе. По мнению британского министра, Бут с 1995 года поставлял оружие и в Афганистан, причем всем враждующим сторонам - и Северному альянсу, и Талибану, и боевикам «Аль-Кайды». В 1995 году зафрахтованный Виктором Бутом для перевозки оружия в Кабул самолет российской авиакомпании из Казани «Аэростан» был принудительно посажен в Кандагаре истребителями Талибана.

В результате больше года российские летчики просидели в плену, а потом, захватив и угнав из-под носа у охраны свой самолет, совершили дерзкий побег. А втравивший их в эту историю Виктор Бут приобрел нового друга в лице лидера Талибана муллы Омара.

Читайте также
До связи, Ген… До связи

По данным правоохранительных органов ЮАР, самолеты Виктора Бута 146 раз нарушали национальное законодательство их страны о гражданской авиации. В 1998 году правительство Свазиленда исключило из своего регистра 43 самолета Бута. Которые, впрочем, тут же перебазировались в Экваториальную Гвинею и Центральноафриканскую Республику. А в марте 2000 года военный трибунал Центральноафриканской Республики приговорил Виктора Бута к двум годам тюрьмы за использование на его самолетах чужих опознавательных знаков.

Эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Ли УОЛОСКИ считает, что Виктор Бут – цитирую дословно - «крупнейший делец в области незаконных поставок оружия, пособник криминальных и террористических структур, организатор одной из самых крупных в мире контрабандных организаций». На Западе полагают, что доходы этого человека от нелегальной торговли оружием и алмазами составляют по меньшей мере 150 миллионов долларов.

В феврале 2002 года полиция Бельгии провела весьма результативные обыски в офисах Виктора Бута, что позволило заочно предъявить ему обвинение в отмывании криминальных доходов и получить у прокуратуры ордер на его арест.  Однако нынешнее место пребывания этого человека считается неизвестным.  

Такая вот «короткая» справка.

В ноябре 1998 года, и не иначе как по случайному совпадению в те самые дни, когда в далекой Африке Виктору Буту дали от ворот поворот власти ЮАР, в казахстанской Караганде был создан и зарегистрирован частный холдинг, включающий в себя авиакомпанию, туристическую компанию и газету. Своих самолетов у только что открывшейся  авиакомпании не было. А потому были взяты в лизинг три самолета Ил-18. Из… Экваториальной Гвинеи. Причем владельцами этих самолетов были уже хорошо к тому времени известные спецслужбам всего мира и, как это водится, совершенно “неизвестные” у нас авиакомпании Виктора Бута «Air Cess»/«Air Pass»/«Air Bus». Короче, три обосновавшихся в Казахстане самолета были как раз из тех, что с треском вытурили из ЮАР.

Читайте также
День Бенезависимости

Летали обычными шоптуровскими маршрутами. Возили - как об этом записано в таможенных декларациях – тюки со шмотками на продажу. И если где-то к этим бортам и были претензии, то в Казахстане к ним никаких претензий не возникало. Ни у таможни, ни у пограничников, ни у Комитета гражданской авиации. Летают - да и пусть себе летают. Все бы ничего, если бы не одно обстоятельство. Карагандинский холдинг, о котором идет речь, записан на имя некоего гражданина Казахстана. Причем на то же имя, которым, судя по утверждениям разных западных экспертов, а также интернетовским раскладкам и зарубежным газетным публикациям, время от времени называется Виктор Бут.

Однако мы доподлинно выяснили, что наш, казахстанец, - лицо не вымышленное, а вполне реальное. Кроме паспорта имеет и СИК, и РНН. И внешне, если сравнить фотографии, совсем вроде и не похож на Виктора Бута.

А самолеты – те самые.

Между тем в газете «Совершенно секретно» была опубликована статья «Убойное дело: черный рынок оружия в руках «наших». В ней утверждается, что в результате объявленной спецслужбами всего мира облавы на Виктора Бута ему пришлось перебазироваться, так сказать, «на юга» и отсиживаться в одной из «теплых» стран СНГ. И указывалось, что в Алматы была открыта компания грузовых авиаперевозок «Irbis», которая, опять же, своих самолетов не имеет, а фрахтует исключительно самолеты «Air Cess» - самолеты Бута.

Проверить эту информацию нам большой проблемы не составило. Выяснилось, что авиакомпания «Ирбис» в Алматы действительно существует. Является чуть ли не наследницей карагандинской авиакомпании, о которой шла речь выше. И летает на тех же самых трех самолетах Ил-18, арендованных у авиакомпании из экваториальной Гвинеи «Air Bus», принадлежащей Виктору Буту. Но только теперь, несмотря на то что их непосредственный владелец находится в международном розыске, его самолеты зарегистрированы как казахстанские. Вы не поверите, но три борта Виктора Бута включены в государственный регистр Казахстана под номерами 75002, 75003, 75004. И Комитетом гражданской авиации выдана им лицензия на международные полеты.

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Рак на чужом безрыбье

Они и летают. В Таджикистан, Пакистан, Бишкек, Турцию, Арабские Эмираты и Китай.

Нет, никто не утверждает, что  авиакомпания «Ирбис» занимается контрабандой оружия. Мы только хотим сказать, что в партнеры к ней затесался человек  с репутацией, мягко говоря, подмоченной. А учитывая, что принадлежащие Буту самолеты оказались занесенными в государственный регистр Казахстана, то, не дай Бог, случись завтра вдруг с ними какое злополучное недоразумение - стволы, боеприпасы или что другое нелегальное на их борту обнаружится - ответственность за чьи-то чужие грехи придется нести нашей стране. А как это бывает, мы уже в курсе. Свежа еще, знаете ли, память о скандале с МиГами для Северной Кореи, судебном разбирательстве из-за продажи в обход международного эмбарго зенитных ракет в Югославию, нескольких неприятных историях с продажей различной авиатехники для воюющей Сьерра-Леоне...

Мы пообщались с авиаторами и выяснили, что внесение таких самолетов, как Ил-18, в регистр – нонсенс. Потому что они из поколения еще 50-х годов и уже лет 20-30 как не выпускаются. 3 апреля этого года заместитель премьер-министра РК, исполнявший тогда обязанности министра транспорта и коммуникаций, Карим МАСИМОВ подписал приказ №116-1 «О мерах по упорядочению эксплуатации гражданских воздушных судов», которым запретил внесение в государственный реестр и признание иностранных сертификатов летной годности на самолеты старше 25 лет.

А лизинг и аренду иностранных самолетов разрешил только при наличии соглашения между авиационными властями Казахстана и страной - владельцем самолета. Понятное дело, что в случае с самолетами Виктора Бута оба пункта этого приказа были нарушены.

Мы связались с Минтранскомом, но там ни про Бута, ни про его самолеты и слыхом не слыхивали. И как получилось, что самолеты человека, которого Интерпол ищет по всему миру, могут летать под казахстанским флагом, ответить не смогли. Но обещали выяснить...

А в КНБ нам подтвердили, что информация, которая изложена выше, достоверна. Для прикрытия нелегальной деятельности авиакомпании Виктора Бута осуществляют грузовые и пассажирские авиаперевозки. В течение полугода руководство авиакомпании «Ирбис» предпринимает безрезультатные попытки открытия чартерного шоп-рейса по маршруту Алматы - Карачи через Иран, в обход закрытого воздушного пространства Афганистана. Но, по мнению специалистов, этот маршрут является экономически нерентабельным, и это дает возможность предположить, что авиакомпания имеет  внешние источники финансирования и, будучи подконтрольна Буту, ищет выход на рынок Пакистана.

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Хроники "Рахатгейта"

Самое интересное: в КНБ утверждают, что в ходе проведенных тендеров на предоставление регулярных авиамаршрутов на территории Казахстана  предложения авиакомпании «Ирбис» не рассматривались.

Ну, насчет участия «Ирбиса» в тендерах мы, конечно, спорить не будем, но летать  эта авиакомпания летает. С завидной интенсивностью. В сентябре она совершила 20 рейсов, в октябре – уже 12.

Выходит, не случайно в Минтранскоме и в комитете гражданской авиации темнят и тянут с ответом?..

Фото: Журнал "Эксперт".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




блогер
Мирра Андрееваны шақырып, азаматтық беріп жібермедік пе?
Базовые ингредиенты казахского успеха: глупость и ложь, трусость и хамство
Власти делают все, чтобы воспитать в детях восхищение человеческими пороками
Как Ratel.kz подловил заместителя начальника ДУИС на вранье
Почему полковник Бендерский скрывает случаи травматизма и смертей в колониях Карагандинской области
Как Жакип Асанов поспособствовал беспределу МФО
Почему нужно допросить сенатора в ходе расследования мошенничества микрофинансовых организаций
Казахстанская нефть не смогла заменить в Германии российскую
PCK Raffinerie просит отменить антироссийские санкции
Штрихи к портрету экономики Казахстана
Количественные характеристики
Вера в Джеки и любовницы Кеннеди
Что побудило Жаклин Кеннеди отчаянно бороться за увековечивание и возвеличивание памяти о своём гулящем супруге?
Тургень и его обитатели: о чём жители других сёл могут только мечтать
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Гендерное неравенство в городских названиях
Пища для размышлений
Второй по счёту спортивный министр не может разродиться приказом № 56
Это приказ, по которому утверждаются нормы и требования для присвоения спортсменам званий – КМС, мастера спорта, МСМК, а также разрядов
Иностранным туристам канатки неинтересны
В концептуальный подход развития туризма под Алматы заложен ошибочный базовый посыл
Получив взятку, мздоимец тут же написал явку с повинной и сдал подельников
Сразу два замначальника департамента санитарно-эпидемиологического контроля Актюбинской попались на взятке
Акима Усть-Каменогорска могут оштрафовать за бездействие
Также административное взыскание может получить и аким ВКО
Почему погибли горняки в шахте Костенко
Мы попытались разобраться, какие причины привели к одной из самых масштабных трагедий в истории Казахстана
Дело об убийстве семьи, занимавшейся ритуальным бизнесом, рассмотрели в областном суде СКО
Двоим подсудимым немного увеличили сроки лишения свободы
Почему судебное дело о мелкой краже оказалось под грифом "секретно"
В пресс-службе суда области Жетысу ссылаются на законные интересы сторон процесса
Очередная попытка судоисполнителей отрезать рестораны на Панфилова, 114 от воды и света с треском провалилась
Болт, стратегически забитый на судебную власть, позволяет зарабатывать при любых условиях
Экс-свекровь, договорившись с молодыми девицами, устроила расправу над бывшей невесткой
Жертва была беспощадно избита, ограблена и оставлена раздетой и связанной в заброшенном доме
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.