Геннадий Бендицкий. Избранное. У нас и Бут, а мы летаем...

5902 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Пятница, 15 Дек 2017, 09:30

Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»

Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».

За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.

Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.

***

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Год как жизнь

Газета "Время", 17 октября 2002 года

Похоже, наша страна гостеприимно пригрела человека, которому мировое сообщество приписывает снабжение оружием практически всех конфликтных зон в Африке, торговлю так называемыми “черными” алмазами. Ему указалина дверь такие страны, как Бельгия, Арабские Эмираты, ЮАР. Его  сегодня разыскивают спецслужбы практически всех западных стран и Интерпол.

Имя этого человека Виктор Анатольевич БУТ. В Интернете можно выяснить, что ему 35 лет, что он бывший офицер Советской армии, получивший образование в институте военных переводчиков, бегло говорит на шести языках, имеет на руках по меньшей мере семь паспортов разных стран мира, два из которых российские и один украинский, и известен под фамилиями БАДД, БУЛАКИН, БУТОВ, Вадим АМИНОВ.

По мнению специалистов, на сегодняшний день Виктор Бут является владельцем крупнейшего в мире частного парка грузовых самолетов, руководителем  авиакомпаний «Air Cess», «Air Pass» и «Air Bus». А эксперты ООН утверждают, что на самолетах этих авиакомпаний Бут поставлял  и поставляет оружие антиправительственным группировкам Анголы, Сьерра-Леоне, режиму в Либерии...

Именно он в середине 90-х вооружил племена хуту, устроившие кровавую резню в Руанде и Конго, унесшую около миллиона человеческих жизней. Он делает бизнес по всей Африке, а за автоматы, танки и ракетные установки ему платят африканскими алмазами, добываемыми нелегальным путем, за что их прозвали «черными».

Имя Виктора Бута фигурировало в докладе британ­ского министра по делам Африки Питера ХЕЙНА, первым публично обвинившего его в незаконных поставках оружия отрядам УНИТА в Анголе. По мнению британского министра, Бут с 1995 года поставлял оружие и в Афганистан, причем всем враждующим сторонам - и Северному альянсу, и Талибану, и боевикам «Аль-Кайды». В 1995 году зафрахтованный Виктором Бутом для перевозки оружия в Кабул самолет российской авиакомпании из Казани «Аэростан» был принудительно посажен в Кандагаре истребителями Талибана.

В результате больше года российские летчики просидели в плену, а потом, захватив и угнав из-под носа у охраны свой самолет, совершили дерзкий побег. А втравивший их в эту историю Виктор Бут приобрел нового друга в лице лидера Талибана муллы Омара.

Читайте также
До связи, Ген… До связи

По данным правоохранительных органов ЮАР, самолеты Виктора Бута 146 раз нарушали национальное законодательство их страны о гражданской авиации. В 1998 году правительство Свазиленда исключило из своего регистра 43 самолета Бута. Которые, впрочем, тут же перебазировались в Экваториальную Гвинею и Центральноафриканскую Республику. А в марте 2000 года военный трибунал Центральноафриканской Республики приговорил Виктора Бута к двум годам тюрьмы за использование на его самолетах чужих опознавательных знаков.

Эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Ли УОЛОСКИ считает, что Виктор Бут – цитирую дословно - «крупнейший делец в области незаконных поставок оружия, пособник криминальных и террористических структур, организатор одной из самых крупных в мире контрабандных организаций». На Западе полагают, что доходы этого человека от нелегальной торговли оружием и алмазами составляют по меньшей мере 150 миллионов долларов.

В феврале 2002 года полиция Бельгии провела весьма результативные обыски в офисах Виктора Бута, что позволило заочно предъявить ему обвинение в отмывании криминальных доходов и получить у прокуратуры ордер на его арест.  Однако нынешнее место пребывания этого человека считается неизвестным.  

Такая вот «короткая» справка.

В ноябре 1998 года, и не иначе как по случайному совпадению в те самые дни, когда в далекой Африке Виктору Буту дали от ворот поворот власти ЮАР, в казахстанской Караганде был создан и зарегистрирован частный холдинг, включающий в себя авиакомпанию, туристическую компанию и газету. Своих самолетов у только что открывшейся  авиакомпании не было. А потому были взяты в лизинг три самолета Ил-18. Из… Экваториальной Гвинеи. Причем владельцами этих самолетов были уже хорошо к тому времени известные спецслужбам всего мира и, как это водится, совершенно “неизвестные” у нас авиакомпании Виктора Бута «Air Cess»/«Air Pass»/«Air Bus». Короче, три обосновавшихся в Казахстане самолета были как раз из тех, что с треском вытурили из ЮАР.

Читайте также
День Бенезависимости

Летали обычными шоптуровскими маршрутами. Возили - как об этом записано в таможенных декларациях – тюки со шмотками на продажу. И если где-то к этим бортам и были претензии, то в Казахстане к ним никаких претензий не возникало. Ни у таможни, ни у пограничников, ни у Комитета гражданской авиации. Летают - да и пусть себе летают. Все бы ничего, если бы не одно обстоятельство. Карагандинский холдинг, о котором идет речь, записан на имя некоего гражданина Казахстана. Причем на то же имя, которым, судя по утверждениям разных западных экспертов, а также интернетовским раскладкам и зарубежным газетным публикациям, время от времени называется Виктор Бут.

Однако мы доподлинно выяснили, что наш, казахстанец, - лицо не вымышленное, а вполне реальное. Кроме паспорта имеет и СИК, и РНН. И внешне, если сравнить фотографии, совсем вроде и не похож на Виктора Бута.

А самолеты – те самые.

Между тем в газете «Совершенно секретно» была опубликована статья «Убойное дело: черный рынок оружия в руках «наших». В ней утверждается, что в результате объявленной спецслужбами всего мира облавы на Виктора Бута ему пришлось перебазироваться, так сказать, «на юга» и отсиживаться в одной из «теплых» стран СНГ. И указывалось, что в Алматы была открыта компания грузовых авиаперевозок «Irbis», которая, опять же, своих самолетов не имеет, а фрахтует исключительно самолеты «Air Cess» - самолеты Бута.

Проверить эту информацию нам большой проблемы не составило. Выяснилось, что авиакомпания «Ирбис» в Алматы действительно существует. Является чуть ли не наследницей карагандинской авиакомпании, о которой шла речь выше. И летает на тех же самых трех самолетах Ил-18, арендованных у авиакомпании из экваториальной Гвинеи «Air Bus», принадлежащей Виктору Буту. Но только теперь, несмотря на то что их непосредственный владелец находится в международном розыске, его самолеты зарегистрированы как казахстанские. Вы не поверите, но три борта Виктора Бута включены в государственный регистр Казахстана под номерами 75002, 75003, 75004. И Комитетом гражданской авиации выдана им лицензия на международные полеты.

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Рак на чужом безрыбье

Они и летают. В Таджикистан, Пакистан, Бишкек, Турцию, Арабские Эмираты и Китай.

Нет, никто не утверждает, что  авиакомпания «Ирбис» занимается контрабандой оружия. Мы только хотим сказать, что в партнеры к ней затесался человек  с репутацией, мягко говоря, подмоченной. А учитывая, что принадлежащие Буту самолеты оказались занесенными в государственный регистр Казахстана, то, не дай Бог, случись завтра вдруг с ними какое злополучное недоразумение - стволы, боеприпасы или что другое нелегальное на их борту обнаружится - ответственность за чьи-то чужие грехи придется нести нашей стране. А как это бывает, мы уже в курсе. Свежа еще, знаете ли, память о скандале с МиГами для Северной Кореи, судебном разбирательстве из-за продажи в обход международного эмбарго зенитных ракет в Югославию, нескольких неприятных историях с продажей различной авиатехники для воюющей Сьерра-Леоне...

Мы пообщались с авиаторами и выяснили, что внесение таких самолетов, как Ил-18, в регистр – нонсенс. Потому что они из поколения еще 50-х годов и уже лет 20-30 как не выпускаются. 3 апреля этого года заместитель премьер-министра РК, исполнявший тогда обязанности министра транспорта и коммуникаций, Карим МАСИМОВ подписал приказ №116-1 «О мерах по упорядочению эксплуатации гражданских воздушных судов», которым запретил внесение в государственный реестр и признание иностранных сертификатов летной годности на самолеты старше 25 лет.

А лизинг и аренду иностранных самолетов разрешил только при наличии соглашения между авиационными властями Казахстана и страной - владельцем самолета. Понятное дело, что в случае с самолетами Виктора Бута оба пункта этого приказа были нарушены.

Мы связались с Минтранскомом, но там ни про Бута, ни про его самолеты и слыхом не слыхивали. И как получилось, что самолеты человека, которого Интерпол ищет по всему миру, могут летать под казахстанским флагом, ответить не смогли. Но обещали выяснить...

А в КНБ нам подтвердили, что информация, которая изложена выше, достоверна. Для прикрытия нелегальной деятельности авиакомпании Виктора Бута осуществляют грузовые и пассажирские авиаперевозки. В течение полугода руководство авиакомпании «Ирбис» предпринимает безрезультатные попытки открытия чартерного шоп-рейса по маршруту Алматы - Карачи через Иран, в обход закрытого воздушного пространства Афганистана. Но, по мнению специалистов, этот маршрут является экономически нерентабельным, и это дает возможность предположить, что авиакомпания имеет  внешние источники финансирования и, будучи подконтрольна Буту, ищет выход на рынок Пакистана.

Читайте также
Геннадий Бендицкий. Избранное. Хроники "Рахатгейта"

Самое интересное: в КНБ утверждают, что в ходе проведенных тендеров на предоставление регулярных авиамаршрутов на территории Казахстана  предложения авиакомпании «Ирбис» не рассматривались.

Ну, насчет участия «Ирбиса» в тендерах мы, конечно, спорить не будем, но летать  эта авиакомпания летает. С завидной интенсивностью. В сентябре она совершила 20 рейсов, в октябре – уже 12.

Выходит, не случайно в Минтранскоме и в комитете гражданской авиации темнят и тянут с ответом?..

Фото: Журнал "Эксперт".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.