Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».
За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.
Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.
***
Газета "Время", 17 октября 2002 года
Похоже, наша страна гостеприимно пригрела человека, которому мировое сообщество приписывает снабжение оружием практически всех конфликтных зон в Африке, торговлю так называемыми “черными” алмазами. Ему указалина дверь такие страны, как Бельгия, Арабские Эмираты, ЮАР. Его сегодня разыскивают спецслужбы практически всех западных стран и Интерпол.
Имя этого человека Виктор Анатольевич БУТ. В Интернете можно выяснить, что ему 35 лет, что он бывший офицер Советской армии, получивший образование в институте военных переводчиков, бегло говорит на шести языках, имеет на руках по меньшей мере семь паспортов разных стран мира, два из которых российские и один украинский, и известен под фамилиями БАДД, БУЛАКИН, БУТОВ, Вадим АМИНОВ.
По мнению специалистов, на сегодняшний день Виктор Бут является владельцем крупнейшего в мире частного парка грузовых самолетов, руководителем авиакомпаний «Air Cess», «Air Pass» и «Air Bus». А эксперты ООН утверждают, что на самолетах этих авиакомпаний Бут поставлял и поставляет оружие антиправительственным группировкам Анголы, Сьерра-Леоне, режиму в Либерии...
Именно он в середине 90-х вооружил племена хуту, устроившие кровавую резню в Руанде и Конго, унесшую около миллиона человеческих жизней. Он делает бизнес по всей Африке, а за автоматы, танки и ракетные установки ему платят африканскими алмазами, добываемыми нелегальным путем, за что их прозвали «черными».
Имя Виктора Бута фигурировало в докладе британского министра по делам Африки Питера ХЕЙНА, первым публично обвинившего его в незаконных поставках оружия отрядам УНИТА в Анголе. По мнению британского министра, Бут с 1995 года поставлял оружие и в Афганистан, причем всем враждующим сторонам - и Северному альянсу, и Талибану, и боевикам «Аль-Кайды». В 1995 году зафрахтованный Виктором Бутом для перевозки оружия в Кабул самолет российской авиакомпании из Казани «Аэростан» был принудительно посажен в Кандагаре истребителями Талибана.
В результате больше года российские летчики просидели в плену, а потом, захватив и угнав из-под носа у охраны свой самолет, совершили дерзкий побег. А втравивший их в эту историю Виктор Бут приобрел нового друга в лице лидера Талибана муллы Омара.
По данным правоохранительных органов ЮАР, самолеты Виктора Бута 146 раз нарушали национальное законодательство их страны о гражданской авиации. В 1998 году правительство Свазиленда исключило из своего регистра 43 самолета Бута. Которые, впрочем, тут же перебазировались в Экваториальную Гвинею и Центральноафриканскую Республику. А в марте 2000 года военный трибунал Центральноафриканской Республики приговорил Виктора Бута к двум годам тюрьмы за использование на его самолетах чужих опознавательных знаков.
Эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Ли УОЛОСКИ считает, что Виктор Бут – цитирую дословно - «крупнейший делец в области незаконных поставок оружия, пособник криминальных и террористических структур, организатор одной из самых крупных в мире контрабандных организаций». На Западе полагают, что доходы этого человека от нелегальной торговли оружием и алмазами составляют по меньшей мере 150 миллионов долларов.
В феврале 2002 года полиция Бельгии провела весьма результативные обыски в офисах Виктора Бута, что позволило заочно предъявить ему обвинение в отмывании криминальных доходов и получить у прокуратуры ордер на его арест. Однако нынешнее место пребывания этого человека считается неизвестным.
Такая вот «короткая» справка.
В ноябре 1998 года, и не иначе как по случайному совпадению в те самые дни, когда в далекой Африке Виктору Буту дали от ворот поворот власти ЮАР, в казахстанской Караганде был создан и зарегистрирован частный холдинг, включающий в себя авиакомпанию, туристическую компанию и газету. Своих самолетов у только что открывшейся авиакомпании не было. А потому были взяты в лизинг три самолета Ил-18. Из… Экваториальной Гвинеи. Причем владельцами этих самолетов были уже хорошо к тому времени известные спецслужбам всего мира и, как это водится, совершенно “неизвестные” у нас авиакомпании Виктора Бута «Air Cess»/«Air Pass»/«Air Bus». Короче, три обосновавшихся в Казахстане самолета были как раз из тех, что с треском вытурили из ЮАР.
Летали обычными шоптуровскими маршрутами. Возили - как об этом записано в таможенных декларациях – тюки со шмотками на продажу. И если где-то к этим бортам и были претензии, то в Казахстане к ним никаких претензий не возникало. Ни у таможни, ни у пограничников, ни у Комитета гражданской авиации. Летают - да и пусть себе летают. Все бы ничего, если бы не одно обстоятельство. Карагандинский холдинг, о котором идет речь, записан на имя некоего гражданина Казахстана. Причем на то же имя, которым, судя по утверждениям разных западных экспертов, а также интернетовским раскладкам и зарубежным газетным публикациям, время от времени называется Виктор Бут.
Однако мы доподлинно выяснили, что наш, казахстанец, - лицо не вымышленное, а вполне реальное. Кроме паспорта имеет и СИК, и РНН. И внешне, если сравнить фотографии, совсем вроде и не похож на Виктора Бута.
А самолеты – те самые.
Между тем в газете «Совершенно секретно» была опубликована статья «Убойное дело: черный рынок оружия в руках «наших». В ней утверждается, что в результате объявленной спецслужбами всего мира облавы на Виктора Бута ему пришлось перебазироваться, так сказать, «на юга» и отсиживаться в одной из «теплых» стран СНГ. И указывалось, что в Алматы была открыта компания грузовых авиаперевозок «Irbis», которая, опять же, своих самолетов не имеет, а фрахтует исключительно самолеты «Air Cess» - самолеты Бута.
Проверить эту информацию нам большой проблемы не составило. Выяснилось, что авиакомпания «Ирбис» в Алматы действительно существует. Является чуть ли не наследницей карагандинской авиакомпании, о которой шла речь выше. И летает на тех же самых трех самолетах Ил-18, арендованных у авиакомпании из экваториальной Гвинеи «Air Bus», принадлежащей Виктору Буту. Но только теперь, несмотря на то что их непосредственный владелец находится в международном розыске, его самолеты зарегистрированы как казахстанские. Вы не поверите, но три борта Виктора Бута включены в государственный регистр Казахстана под номерами 75002, 75003, 75004. И Комитетом гражданской авиации выдана им лицензия на международные полеты.
Они и летают. В Таджикистан, Пакистан, Бишкек, Турцию, Арабские Эмираты и Китай.
Нет, никто не утверждает, что авиакомпания «Ирбис» занимается контрабандой оружия. Мы только хотим сказать, что в партнеры к ней затесался человек с репутацией, мягко говоря, подмоченной. А учитывая, что принадлежащие Буту самолеты оказались занесенными в государственный регистр Казахстана, то, не дай Бог, случись завтра вдруг с ними какое злополучное недоразумение - стволы, боеприпасы или что другое нелегальное на их борту обнаружится - ответственность за чьи-то чужие грехи придется нести нашей стране. А как это бывает, мы уже в курсе. Свежа еще, знаете ли, память о скандале с МиГами для Северной Кореи, судебном разбирательстве из-за продажи в обход международного эмбарго зенитных ракет в Югославию, нескольких неприятных историях с продажей различной авиатехники для воюющей Сьерра-Леоне...
Мы пообщались с авиаторами и выяснили, что внесение таких самолетов, как Ил-18, в регистр – нонсенс. Потому что они из поколения еще 50-х годов и уже лет 20-30 как не выпускаются. 3 апреля этого года заместитель премьер-министра РК, исполнявший тогда обязанности министра транспорта и коммуникаций, Карим МАСИМОВ подписал приказ №116-1 «О мерах по упорядочению эксплуатации гражданских воздушных судов», которым запретил внесение в государственный реестр и признание иностранных сертификатов летной годности на самолеты старше 25 лет.
А лизинг и аренду иностранных самолетов разрешил только при наличии соглашения между авиационными властями Казахстана и страной - владельцем самолета. Понятное дело, что в случае с самолетами Виктора Бута оба пункта этого приказа были нарушены.
Мы связались с Минтранскомом, но там ни про Бута, ни про его самолеты и слыхом не слыхивали. И как получилось, что самолеты человека, которого Интерпол ищет по всему миру, могут летать под казахстанским флагом, ответить не смогли. Но обещали выяснить...
А в КНБ нам подтвердили, что информация, которая изложена выше, достоверна. Для прикрытия нелегальной деятельности авиакомпании Виктора Бута осуществляют грузовые и пассажирские авиаперевозки. В течение полугода руководство авиакомпании «Ирбис» предпринимает безрезультатные попытки открытия чартерного шоп-рейса по маршруту Алматы - Карачи через Иран, в обход закрытого воздушного пространства Афганистана. Но, по мнению специалистов, этот маршрут является экономически нерентабельным, и это дает возможность предположить, что авиакомпания имеет внешние источники финансирования и, будучи подконтрольна Буту, ищет выход на рынок Пакистана.
Самое интересное: в КНБ утверждают, что в ходе проведенных тендеров на предоставление регулярных авиамаршрутов на территории Казахстана предложения авиакомпании «Ирбис» не рассматривались.
Ну, насчет участия «Ирбиса» в тендерах мы, конечно, спорить не будем, но летать эта авиакомпания летает. С завидной интенсивностью. В сентябре она совершила 20 рейсов, в октябре – уже 12.
Выходит, не случайно в Минтранскоме и в комитете гражданской авиации темнят и тянут с ответом?..
Фото: Журнал "Эксперт".