Геннадий Бендицкий. Избранное. Противная цель

25631 просмотров
0
Геннадий БЕНДИЦКИЙ
Среда, 20 Дек 2017, 10:00

Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»

Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».

За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.

Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.

***

Читайте также
Охотники за самолетами

Газета "Время", 2 мая 2002 года.

Стояли самолеты на балансе Актюбинского высшего военного авиационного училища, считались выработавшими свой назначенный ресурс, и Министерством обороны РК было принято решение об их продаже. Причем принято, похоже, на самом высшем армейском уровне - неподалеку от кабинета по первому разу занимавшего пост министра обороны и не чуждого проблемам авиации Мухтара АЛТЫНБАЕВА. В кратчайшие сроки самолеты передали на баланс РГП “Кару-Жарак”, которое в то время, и опять же по первому разу, возглавлял полковник Зулхарнай СУЛТАНОВ.

В основу этой истории легла коммерческая сделка по продаже пяти самолетов АН-28, заключенная Министерством обороны почти три года назад - в июне 1999-го.

Тут будет не лишней короткая биографическая справка. Как нам удалось выяснить, в армию на пост главного торговца армейским имуществом полковник пришел из “внутренних органов”, точнее - из дорожной полиции. Может, по этой причине, а может, по какой другой, но те пять самолетов были оценены и выставлены на торги по цене далеко не самой крутой машины-иномарки - по 12-14 тысяч долларов.

При этом вроде как было учтено и то, что самолеты выработали установленный в казахстанской армии семилетний календарный ресурс своей эксплуатации, и то, что это были самолеты польской сборки (из чего был сделан вывод, что указанные АНы не имеют на территории СНГ баз для ремонта), и то, что на рынке на эти самолеты вроде как нет спроса...   

Непосредственным исполнителем подсчетов остаточной стоимости самолетов и окончательной цены на них был начальник отделения капитального и восстановительного ремонта авиационной техники управления вооружения ВС РК подполковник АБИЛЬДАЕВ. Правда, в Актюбинске до сих пор говорят, что к оценке этих самолетов приложил руку тогдашний начальник летного училища генерал-майор НУРГАЛИЕВ, а он выполнял непосредственный приказ занимавшего в то время пост замминистра по вооружению генерал-майора НУРГАЖИНА. Но сейчас, в общем-то, неважно, кто подписывал, кто считал, а кто приказывал... В конце концов, решение о продаже самолетов по такой смешной цене вполне удовлетворило военно-техническую комиссию при Министерстве обороны РК. И самолеты, так сказать, выставили на витрину... 

Читайте также
Тайна разбившегося самолета

И вы знаете, оказалось, что на этот товар от покупателей нет отбоя. Заявки на приобретение самолетов поступили из России, Украины, от актюбинского авиаремонтного завода №406, от уральского завода “Металлист”, частной компании “Алатау эйрлайнс”...

Дело в том, что продаваемые по дешевке АНы вовсе не были близки к металлолому. Исходя из минобороновских реестров, три из указанных бортов 1989 года выпуска, а два - 1990 года. То есть на момент продажи их возраст едва достиг 10 лет. А что касается налета часов, то картина тут была еще радужней: летали самолеты всего ничего, больше стояли. Для примера: в России календарный срок использования самолетов КБ Антонова доходит лет до 30.

Регулярно проводят регламентные и ремонтные работы, продлевают ресурс - и летают себе спокойно. Потому что надежной техникой считаются самолеты Антонова. Пусть даже и собранные в Польше, но разработка-то еще советская...

Интерес к этим самолетам со стороны покупателей был продиктован еще и дешевизной их эксплуатации. АН-28 - самолеты, прямо скажем, не гиганты, относятся к классу малогабаритных грузопассажирских летательных аппаратов. Два поршневых двигателя. Грузоподъемность - полторы тонны или 20 пассажиров. Дальность полета - всего 600 километров. Однако при использовании на малых маршрутах - рентабельнее авиатехнику вряд ли найдешь. Вертолеты, например, обходятся на порядок дороже.

Короче, при таком покупательском спросе продавец в лице Министерства обороны вполне мог сработать на повышение цены на выставляемые самолеты, однако...

Однако РГП “Кару-Жарак” отдало предпочтение некой авиакомпании из Южно-Африканской Республики “Гран-пропеллер ЛТД”, отдав ей скопом все пять самолетов за 83 тысячи долларов США.

Читайте также
«Эйрбасы» для Сирии: тайны следствия

Тем временем в руководстве Мин­обороны начались кадровые перестановки. Со скандалом ушел на нижестоящую должность министр обороны Мухтар Алтынбаев. С его отставкой сменил работу, перейдя в налоговую полицию, директор “Кару-Жарак” Зулхарнай Султанов, понижен в должности был и генерал Нургажин.

Тогда только историей с самолетами и заинтересовались КНБ и прокуратура. По подозрению в совершении коррупционных действий при ее совершении было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего директора “Кару-Жарак” полковника Султанова и производившего расчеты стоимости самолетов подполковника Абильдаева. И, как сказано в одном из томов этого уголовного дела, в ходе расследования были  выявлены “грубые нарушения требований законодательства с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности”.

Была проведена бухгалтерская экспертиза, которая пришла к выводу, что фактическая цена реализации самолетов была занижена по меньшей мере на 1 359 461 доллар США. За каждый проданный за бесценок самолет можно было взять от 250 до 320 тысяч долларов. Те, кто при заключении сделки подсчитывал остаточную стоимость “АНов”,  занизили ее в семь-восемь раз.

Кроме того, Главная военная прокуратура пришла к выводу, что при выборе покупателя руководство “Кару-Жарак” “оказало неправомерное предпочтение южно-африканской авиакомпании “Гран-пропеллер ЛТД”, а также содействие в осуществлении названной фирмой предпринимательской деятельности”.

Между тем к тому времени как очухались наши компетентные органы, уже сложилась ситуация, в шахматах называемая патовой. “Гранд-пропеллер” успел к тому времени совершить все необходимые “чудеса на виражах” - проплатил всю причитавшуюся государству по контракту сумму, а именно 83 тысячи долларов США. Юридически вступил во владение самолетами и переоформил на себя все международные документы.

Читайте также
Airbus для кочегара

Прошел таможенный и экспортный контроль. Пересек так называемую таможенную границу Казахстана, перегнав самолеты на территорию аэропорта “Актобе”, имеющего, между прочим, статус международного. Оформил сделку об использовании купленных в Казахстане самолетов с авиакомпанией из Экваториальной Гвинеи “Викториа Эйр”.

Ну и отправил три самолета своим ходом через полмира в Южную Африку, что, в общем-то, очень нехило для самолетов вроде как с полностью выработанным ресурсом.

Ну а поздно хватившиеся казахстанские власти едва-едва успели задержать и взять под арест две оставшиеся “Аннушки”. Правда, юридических прав на них до сих пор не имея никаких. И поэтому целых три года военная прокуратура всячески пыталась вернуть государству утраченные самолеты. Писала претензии в руководство  Мин­обороны, в РГП “Казспецэкспорт” - правопреемнику “Кару-Жарак”, долго и муторно судилась...

В феврале даже сумела выиграть процесс - судья Актюбинского облсуда КОЖИНА вынесла решение о признании сделки незаконной и обязывающей авиакомпании “Гран-пропеллер” и “Викториа Эйр” вернуть либо самолеты, либо недоплаченные деньги Министерству обороны РК. Но решение не­окончательное и в законную силу еще не вступило, потому что иностранные авиакомпании подали апелляцию в Верховный суд. А если проиграют и там, то грозятся подать и в международные суды - в Вашингтон, в Стокгольм, в Женеву - иски по защите частной собственности...

Вы спрашиваете - а как же уголовные дела, возбужденные против допустивших такое безобразие армейских чиновников? А никак.

Подполковник Абильдаев, тот, что все неправильно подсчитал, свою вину в совершении преступления, выразившемся в халатном отношении к службе, недобросовестном выполнении поручения руководства, неточном ведении расчета остаточной стоимости реализуемых самолетов, что повлекло причинение государству ущерба, признал полностью. В связи с чем уголовное дело в отношении его прекращено по амнистии, а не по реабилитирующему признаку. Он продолжает работать в аппарате Министерства обороны.

Читайте также
Война и МИР

В возбуждении уголовного дела в отношении полковника Зулхарная Султанова прокуратурой отказано. Из-за “отсутствия достаточных доказательств квалифицирующего признака объективной стороны преступления”. Недавно вновь назначен директором РГП “Казспецэкспорт”.

Как известно, Мухтар Алтынбаев вернулся в кресло министра обороны РК.

Начальник Актюбинского летного училища генерал Нургалиев  стал начальником управления боевой подготовки Сил воздушной обороны РК.

Бывший замминистра обороны генерал Нургажин - на пенсии. За ним пожизненно закреплены служебная машина и адъютант. 

... Две бывшие казахстанские авиетки уже третий год стоят и гниют под открытым небом на приколе в аэропорту Актюбинска. А три другие - успешно летают на африканских просторах и, говорят, хорошие деньги зарабатывают для своих новых хозяев. Один самолет вроде как даже успел попасть в авиакатастрофу и прийти в полную негодность...

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




писатель и философ
Чингисхану не нужна была партия. Там и так было понятно, о чём речь.
Как Бэтмен Досаев "спасает" Алматы
Почему в Казахстане так любят чрезвычайные ситуации
Как школьники стали объектами травли
Почему власти не реагируют на сетевые призывы к расправе с учителями и школьниками Международной школы Алматы
"Лукойл": минус Европа, плюс Казахстан
В Казахстан приходит российская франшиза АЗС
Неудобные, но обоснованные вопросы об алматинских дорогах
Пришла весна и в Алматы обнажаются дорожные ямы
Атака на Израиль: версия для конспирологов
Есть все основания считать, что миром нашим правит вовсе не тайная лОжа, а явная лАжа
Крысы в Алматы: неожиданное появление, захват города и грядущие проблемы
Занимательная история Казахстана от Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. О творчестве и не только
"Ковры-груди", тюльпаны размером с телевизор и оцифрованные архивы художника - вот чем встречает нас весна
Семейские мостостроители боятся большой воды в Иртыше
Почему при огромных запасах воды этого года пойму Иртыша, которая так нуждается в полноценных попусках, снова недозальют
Как Bereke Bank навредил себе, постоянно отзывая ходатайство из кассационной коллегии
И почему на решения судебной коллегии Верховного суда не влияют публикации в СМИ
В ВКО разведённую женщину депортировали в Россию
Россиянку в Казахстане неоднократно подвергали административным взысканиям
В Актобе задержали директора известного благотворительного фонда
Её подозревают в том, что часть собранных для лечения детей денег женщина присваивала себе
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
"Самрук-Казына" окутал финансовой тайной проект "Комфортная школа"
Компании, которые участвовали в конкурсах, подписали соглашение о конфиденциальности
Казахская сказка о мальчике Бату стала хитом Amazon
Книга как отложенное оружие мира
Ратель. Лучшее за 2022 год. Эрик Байжунусов
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
Ратель. Лучшее за 2022 год. Аналитическая служба Ratel.kz
Ratel.kz публикует самые читаемые материалы авторов сайта за прошедший год
О запрете на экспорт, ручном управлении экономикой и индонезийском пальмовом масле
Все разумные решения принимаются по-разному, но глупые - одинаково
Макаш и Курмангазы
Как казахский правитель спас легендарного музыканта от тюрьмы
Однофамилец
Всевышний умеет шутить, посмеиваясь над нашими планами и так называемыми экспертами
На рынке арендного жилья Алматы происходит настоящая катастрофа
Казахстанцы без своего жилья будут копить на него ещё очень и очень долго
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.