Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».
За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.
Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.
***
Газета "Время", 26 ноября 2009 года.
В силу традиций и особого положения в обществе сотрудники правоохранительных органов прежде редко мутили воду своими неординарными поступками.
Однако после разразившейся месяца полтора-два назад междоусобной войны отечественных силовых ведомств со дна на поверхность всплыли такие факты, которые вынуждают усомниться в чистоте рук и помыслов тех, кто стоит на страже конституционного строя.
Так, например, в номере нашей газеты за четверг прошлой недели мы вскользь упомянули о потрясающих возможностях одного из руководителей департамента КНБ по Алматы полковника Серика АСАИНОВА.
На нас произвело неизгладимое впечатление то обстоятельство, что он оказался в состоянии построить в родном своем селе, что в Павлодарской области, мечеть в честь покойного отца. Немаленькую мечеть.
По некоторым оценкам, строительство такого храма должно было обойтись скромному офицеру госбезопасности миллиона в полтора долларов. Возможна небольшая погрешность в подсчетах в ту или иную сторону. Кроме того, полковник смог привезти на открытие мечети массу гостей, специально арендовав для этого чартерный авиарейс.
Как мы уже писали, на официальном сайте акимата Павлодарской области Серик Асаинов был представлен как главный спонсор строительства и преуспевающий бизнесмен, хотя на самом деле он занимает должность заместителя начальника ДКНБ по Алматы. Неделю назад мы в шутку допустили, что, наверное, этот господин в силу служебной необходимости глубоко законспирирован и, как Штирлиц, вынужден жить по легенде. Наша шутка была неуместной. Оказалось, что все гораздо серьезнее.
Где полковник взял деньги на строительство мечети в селе Озерное Железинского района Павлодарской области - судить не берусь. Может, у друзей занял. Или кредит взял в банке. В общем, откуда раздобыл средства на это, безусловно, богоугодное и святое дело госслужащий с весьма скромным официальным окладом - пока большая загадка из разряда “тайны спецслужб”.
Тем не менее увековечить память отца сыну удалось быстро - мечеть “Асайын Ата” была построена в короткий срок. В середине августа состоялась церемония открытия и освящения сельской мечети. Мероприятие было проведено с размахом, которому могли позавидовать арабские шейхи и прочие граждане, не состоящие на казахстанской госслужбе.
Только из Алматы было приглашено около сотни гостей. Чтобы их доставить к месту торжества, решили нанять чартерный рейс Алматы - Павлодар.
С этой целью один из друзей Серика Асаинова - Адылжан ТУРДИЕВ - сначала обратился в частную авиакомпанию “Скат”. В авиакомпании за полет самолета Ту-154 туда и обратно зарядили 4,5 миллиона тенге. Чтобы нанять для друга самолет, Турдиев продал собственный автомобиль “Мерседес”. Заплатил авиаторам. Наличными.
Передал деньги лично в руки представителю авиакомпании Валерию ИЛЮХИНУ.
Однако тут выяснилось, что “Скат” выполнить этот авиарейс не может из-за загруженности своих самолетов. И тогда Илюхин обращается к старшему менеджеру коммерческого отдела государственной авиакомпании “Казавиаспас” Серику АХМЕТОВУ.
Вообще-то “Казавиаспас” должен обслуживать нужды МЧС Казахстана, но, как оказывается, имеет право предоставлять и коммерческие услуги. Только тарифы у госкомпании гораздо ниже, чем у частных. Поэтому из переданных “Скату” 4,5 миллиона тенге в “Казавиаспас” поступило всего 975 тысяч тенге. Как говорится, почувствуйте разницу!
Да и эта сумма поступила в РГП “Казавиаспас” не сразу. Прежде чем попасть в бухгалтерию “Казавиаспаса”, деньги прошли через нескольких посредников из числа работников самой госкомпании. Там и зависли 225 тысяч тенге. Правда, после разбиратель¬ства деньги нашлись и в бухгалтерию поступили, но вопросы остались.
Во-первых, представитель авиакомпании “Скат” обращается в “Казавиаспас”, почему-то используя бланк фирмы “ТрансАВИА”.
Во-вторых, самолет официально арендуется не господином Асаиновым, не его другом Турдиевым и даже не представителем “Ската” Илюхиным, а некой гражданкой Касымовой. Из перечисленных выше лиц ее никто вроде бы не знает, но она оказывается супругой одного из менеджеров низового звена “Казавиаспаса”. При этом Касымова утверждает, что никаких бумаг не подписывала.
Но и на этом кино не заканчивается. Как известно, для того чтобы самолет взлетел, требуется авиатопливо. Откуда оно взялось для этого коммерческого рейса - неизвестно. Судя по бухгалтерской документации, ни “Скат”, ни “Казавиаспас” денег за него не брали и не получали.
Однако 17 тонн авиатоплива стоимостью 1,8 миллиона тенге каким-то загадочным образом материализовались в баках самолета. Организаторы авиарейса не скрывают, что топливо было приобретено за наличку, но кем, у кого и почем - пояснить не могут.
Это в правительстве думают, что в нашей стране большой дефицит авиатоплива, из-за чего иногда рейсы срываются даже у национальной авиакомпании. Когда уважаемым людям надо слетать на церемонию открытия сельской мечети, авиакеросин находится.
А еще с этого авиаперелета почему-то не были уплачены аэропортовские сборы, которые идут на обеспечение взлета и посадки в аэропортах Алматы и Павлодара, а также соблюдение режима авиабезопасности.
Впрочем, о какой авиабезопасности я говорю!
Пассажиры на борт самолета проходили даже не через VIP-зал. Их в обход всех установленных правил прямиком доставили на летное поле через южные ворота Алматинского аэропорта. Этой чести удостаиваются только правительственные делегации. Да и то не всякие.
Конечно, было бы очень интересно посмотреть полный список пассажиров, летевших 16 августа 2009 года тем самым фантастическим авиарейсом КЗС-1405-06. Но, к сожалению, его нам найти не удалось. Может, его опять же вопреки правилам авиаперевозок никто не вел. Или кто-то заблаговременно подсуетился, чтобы этот список был изъят.
Известно только, что из Алматы в Павлодар и обратно тем рейсом слетало около сотни человек. Итак, полковник построил мечеть, его гости своим присутствием посоучаствовали в богоугодном деле. Каждый получил свой пропуск в рай. Большинство из них - госчиновники различного ранга.
В основном работники всевозможных правоохранительных органов и спецслужб: МВД, финполиции, прокуратуры и, конечно же, КНБ. Сейчас некоторые из пассажиров утверждают, что перед вылетом они сбрасывались по 40 тысяч тенге.
Даже если представить, что это так и было, то все равно получается нестыковка в полмиллиона тенге. Мелочь, конечно, для госслужащих нашей богатой страны, но все-таки…
В числе пассажиров того авиарейса был и главный муфтий Казахстана Абсаттар ДЕРБИСАЛИ. Он лично участвовал в торжественном открытии мечети “Асайын Ата”, удостоив небольшое село в павлодарской глубинке чести, которой не всякий крупный казахстанский город удостаивается.
Торжество прошло скромненько и со вкусом. Поминальный обед человек на 400. Потом торжественный ужин в центральной мечети Павлодара.
В итоге к обратному вылету из Павлодара в Алматы пассажиры чартерного рейса сильно опаздывали. Часа на полтора-два. Ждал самолет. Ждал экипаж. Ждали аэронавигационные службы. Держали воздушный коридор.
Когда уже начали сгущаться сумерки, в небе над Павлодарским аэропортом появилось несколько вертолетов Ми-8. Они сели прямо на летное поле, доставив уважаемых гостей к трапу ожидавшего их самолета. Вскоре самолет поднялся на крыло и взял курс на южную столицу. Мероприятие удалось на славу.
…Кстати, полковник нацбезопасности Серик Асаинов недавно защитил диссертацию. Тема научной работы - “Коррупция и государственная служба”.