Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».
За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.
Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.
***
Газета "Время", 5 августа 2004 года.
На прошлой неделе мы рассказали о злоключениях, свалившихся на голову бывшего начальника управления внутренней безопасности Агентства таможенного контроля РК Талгата КУСТАВЛЕТОВА (см. “Хочешь сойти за честного? Сойди!”, “Время” от 5.8.2004 г.).
Всего за два месяца пребывания в этой должности Куставлетов развил столь бурную деятельность по очистке своего ведомства от коррупции, что успел изрядно насолить очень многим. Среди выявленных им и его сотрудниками нарушений и злоупотреблений, допущенных казахстанскими таможенниками, был один, с виду вполне банальный случай в Павлодарской области: невозврат из-за рубежа валюты на сумму свыше 10 миллионов долларов.
Сразу после этого Талгат Куставлетов в кратчайшие сроки был уволен из таможни с “волчьим билетом”, не дающим возможности вернуться на госслужбу...
По нашему мнению, именно рвение в расследовании истории с невозвратом “лимонов” и стало для таможенника роковым и поставило крест на его карьере.
В самом конце 2002 года сотрудники внутренней безопасности Агентства таможенного контроля раскопали у своих коллег по ведомству грешок трехлетней давности. Осенью 1999 года одно из крупнейших предприятий Павлодарской области - нефтеперерабатывающий завод, находящийся в управлении иностранной компании “CCL-OIL”, - перегнал российскому ООО “Исса”, из города Всеволжска Ленинградской области, 11 миллионов 700 тысяч долларов США. Вроде как за поставку химических компонентов, использующихся в нефтепереработке, - агидола, экола, дипроксамина.
Через какие же банковские счета принимала деньги рядовая российская фирма? В одном случае это был банк в Ирландии, в другом - швейцарское отделение канадского банка, в третьем - американский Bank of New York. Туда деньги перегонялись через Балтийский транзитный банк. Тогда как сама “Исса”, судя по контракту, обслуживалась в Московском международном банке.
Впрочем, в том, что российская фирма хочет получить деньги через иностранные банки, нет никакого криминала. Не могло не насторожить другое - даже через полгода после перечисления предоплаты никаких химических компонентов в Казахстан так и не пришло.
Тогда как, согласно валютному законодательству нашей страны, не позже чем через 180 дней после проплаты в республику должна вернуться либо купленная продукция, либо деньги. В такой ситуации должны были возбудиться и таможня, и Нацбанк, и налоговики. И наложить штраф - до 20 процентов от суммы. Потому что, когда нет ни товара, ни денег, это очень уж смахивает на теневую перекачку валюты за рубеж.
Другими словами, ЗАО “ПНПЗ - CCL-OIL” должно было заплатить в бюджет больше 2 миллионов долларов. Однако проводившие проверку сотрудники пришли к выводу, что ни одно из контролирующих ведомств даже пальцем не пошевелило. Правда, низовые подразделения таможни доложили наверх, что имеется факт невозврата крупной суммы в валюте. Но им приказали в этом вопросе рвения не проявлять.
Но в декабре 2000 года обещанные заводу химические компоненты вроде как прибыли. Правда, если верить документам, везли их из России несколько десятков автоцистерн, которые находились в дороге... целых семь месяцев. Во всяком случае, накладные на груз были выписаны в июне. Но в таможенном управлении Астаны это не вызвало никаких вопросов. Груз вполне успешно растаможили и якобы слили в одно из местных нефтехранилищ. Хотя не очень понятно, почему груз, предназначающийся заводу в Павлодаре, растаможивается и хранится в Астане.
Проверкой этой сделки и занялась команда Талгата Куставлетова.
Выяснилось, что все сплошная липа и фикция. Таможенник, который якобы ездил растаможивать груз и видел, как сливают химические компоненты в емкости нефтебазы, не смог показать, где находится эта нефтебаза. Местности, которую он описывал в своих показаниях, попросту нет в окрестностях Астаны. Все остальные, причастные к растаможке груза, как один заявили, что шли на нарушения, выполняя приказ начальника таможенного управления по городу Астане ДЖАНДАРБЕКОВА.
Однако все попытки допросить его закончились неудачей - он давать показания не желал. За подписью заместителя председателя Агентства таможенного контроля ЕРЖАНОВА был послан запрос в Россию. И получен ответ - ни один из указанных химических компонентов таможенного оформления в России отправителем ООО “Исса” не проводился. И вообще данных об этой фирме не обнаружено.
Веселее всего вышло с автоцистернами, госномера которых значились в таможенных декларациях. Дорожная полиция МВД РК сообщила таможенникам, что большинство этих номеров транспортным средствам вообще не присваивалось.
Хотя некоторая их часть выдавалась спецслужбам в оперативных целях. Два или три номера присвоены частным легковушкам...
Короче, ни одна автоцистерна, которую якобы растаможивали в Астане, не нашлась. Не удалось отыскать и тех, кто подписывал контракт, на основе которого перекачали за границу почти 12 миллионов долларов. И казалось, что есть все основания для возбуждения уголовного дела.
Но довести всю эту информацию до логического завершения попросту не дали. Инициировавшего проверку Талгата Куставлетова по-быстрому турнули из ведомства. Наиболее активные его сотрудники подверглись прессингу. Самое интересное, что собранные управлением Куставлетова исчерпывающие материалы не заинтересовали ни Генпрокуратуру, ни КНБ.
Не последовало реакции даже после обращения Куставлетова в администрацию президента. На многочисленные жалобы бывшего таможенника приходил один и тот же ответ: факты не подтвердились.
Более того, во все инстанции за подписями различных руководителей Агентства таможенного контроля сообщалось, что... никаких служебных проверок на этот счет управление внутренней безопасности не проводило.
Такое же письмо за подписью зампреда таможенного агентства АМАНБАЕВА после первой нашей публикации на эту тему получила и наша редакция: “Вопрос невозврата валютной выручки в сумме 10 миллионов долларов, якобы имевшего место в одном из предприятий Павлодарской области, не соответствует действительности, т.к. материалов служебного расследования по данному факту в АТК не имеется”.
И это в то время, как документов, включая собственноручные и очень красноречивые объяснительные сотрудников таможни по поводу этих денег, даже в нашей редакции - аж две увесистые папки. Все это говорит только об одном: когда очевидные вещи не хотят замечать, когда все молчат и делают вид, что ничего не произошло, - значит, всех связывает либо очень большой интерес, либо чей-то очень большой авторитет, над всеми довлеющий.
Павлодарский нефтеперерабатывающий завод уже не впервые оказывается в центре громкого финансового скандала. Вряд ли забудется изрядно нашумевшая история с его приватизацией за бесценок, когда появились два подписанных казахстанским правительством контракта на иностранное управление компанией “CCL-OIL”, датированных одним числом и порядковым номером, но с разными условиями.
И всем было понятно, что главный куш на этой приватизации срубил кто-то, хорошо засевший в высоких кабинетах власти.
Потом была громкая история с банкротством этого завода. И забастовками рабочих. И якобы вынужденными остановками производства. В стране был бензиновый кризис, а за самый крупный в Казахстане завод шла байга между не чуждыми власти олигархами. В той заварушке участвовали несколько бывших и действующих премьеров, вице-премьеров и другого люда, фамилии которых у всех на слуху. В результате аппетитное предприятие досталось корпорации “Мангистаумунайгаз”.
Возможно, поступившие на счета иностранных банков миллионы долларов - это теневая маржа кого-то из активных участников приватизационных процессов. Не исключено, что черный “обнал” предназначался в благодарность кому-то, от кого зависела на том или ином этапе судьба завода...
Что по сравнению с этим судьба какого-то Куставлетова? Так, досадная издержка...