Ratel.kz предлагает ретроспективу лучших материалов Геннадия Бендицкого, опубликованных в разные годы в газете «Время»
Наш коллега ушел из жизни 3 декабря, в день своего 47-летия. С 1999-го по 2012 год Геннадий БЕНДИЦКИЙ работал в республиканском издании «Время».
За этот период, довольно большой в масштабах отдельно взятой журналистской карьеры, и скромный с точки зрения вечности и человеческой памяти, Геннадий успел сделать много важного и полезного для людей и страны в целом.
Редакция сайта Ratel.kz подготовила часть острых и ярких публикаций, которые в бытность его корреспондентом газеты «Время» получили большой общественный резонанс.
***
Газета "Время", 15 сентября 2005
Кто ответит за то, что несколько сотен казахстанских туристов оказались брошенными в турецкой Анталье?
На днях в редакцию газеты «Время» позвонил первый космонавт Казахстана, а ныне депутат мажилиса Тохтар АУБАКИРОВ и потребовал опровержения.
В списках значатся…
А дело вот в чем. В конце августа с курортов Турции оказались не вывезенными на родину в указанные в путевках сроки сотни казахстанских туристов («Самовывоз», см. «Время» от 1.09.2005 г.). В их числе оказался и уважаемый депутат – космонавт, мнением которого и поинтересовалась наша газета. Тогда Тохтар Онгарбаевич был тоже сильно возмущен произошедшим. Он сказал: чтобы вылететь в указанный в туре срок, ему пришлось лично звонить председателю Комитета гражданской авиации (КГА) Алматбеку МАМБЕТОВУ. И только после этого прислали самолет, который и вывез часть туристов.
Депутат Аубакиров заявил нам в конце августа, что сам судиться ни с кем из-за этого не будет, но если другие туристы подадут на виновников иск в суд, то готов выступить свидетелем. Сказанное депутатом было опубликовано дословно. Так же, как и высказывания президента Алматинской городской ассоциации туристических организаций «Дармен» Нуржамал КАЙСЕНОВОЙ, которая сообщила, что в Турции застряли как минимум 350 туристов из Казахстана. Что произошло это по вине турфирмы «Цатур», держателя чартерного рейса, и авиакомпании «Южная», осуществлявшей рейсы. А также, что особых проблем не возникло лишь у группы VIP-туристов, в числе которых, судя по всему, был и Тохтар Аубакиров…
На эту публикацию мгновенно отреагировал председатель Комитета гражданской авиации РК Алматбек Мамбетов, созвав пресс-конференцию в Астане. В нашем отчете с этой пресс-конференции было написано: «Мамбетов опроверг слова Тохтара Аубакирова, который сообщил нашей газете, что председатель КГА вывез 40 VIP-пассажиров» («Разбор пролета», см. «Время» от 8.9.2005 г.). После этого к нам в редакцию и позвонил депутат, требуя извинений, поскольку ничего не говорил нам про 40 VIP-туристов… В статье «Самовывоз» таких его слов действительно не было. Так что приносим извинения.
И все же одно «но».
Информация на 100 процентов оказалось достоверной. Более того, вновь открывшиеся обстоятельства скандальной истории с брошенными туристами вывели ее из разряда рядового разгильдяйства частной фирмы в самые высокие сферы.
Как мы уже сообщали, в ту ночь, с 26 на 27 августа, за туристами вылетел самолет вовсе не авиакомпании «Южная», как это планировалось и как было указано в билетах. Это был борт авиакомпании «Саяхат», нанятый туристической компанией «TTN». Его срочно отозвали аж из Актау, и он летел в Анталью порожняком. Как сейчас утверждается, вовсе не по звонку депутата Аубакирова и без какого-либо нажима со стороны председателя Комитета гражданской авиации Мамбетова.
Однако вот что говорит по этому поводу сотрудник компании «TTN» Арман КАРИМОВА:
- Этот борт был поднят именно нашей компанией. Рейс был не экстренным, а запланированным. Кроме наших клиентов мы оповещали те туристические компании, которые хотели вывезти своих туристов. Билеты действительно выписывались прямо ночью, уже в аэропорту Антальи. И 162 человека были вывезены. А остальные, кому не хватило мест в нашем самолете, они все остались. Я не знаю, может, Тохтар Аубакиров и звонил Мамбетову, потому что он потом говорил нам, что есть проблемы. Мы, со своей стороны, сами звонили Аубакирову с тем, чтобы он помог нам надавить на авиакомпанию «Южная» и организовать вывоз. Но он нам категорически заявил: это ваши проблемы, сами решайте, как меня вывезти…
В разговоре с представителями турфирмы «TTN» выяснилось, что возвращение 40 VIP-туристов было безропотно оплачено этой компанией дважды. В первый раз деньги пошли через турфирму «Цатур» в адрес авиакомпании «Южная», рейс которой сорвался. Во второй – уже «Саяхату». А еще мы узнали, что другие турфирмы, которым было предложено посадить в самолет вместе с VIP-туристами своих клиентов, также выложили за каждый билет в один конец по меньшей мере 400 долларов США. И тоже оплатили возврат клиентов во второй раз. Но вывезли не всех.
Наша редакция имеет свидетельства того, что большинству брошенных туристов пришлось возвращаться из Турции за свой счет. У посадочных стоек в аэропорту Антальи между нашими гражданами доходило даже до потасовок, а сейчас многие тщетно пытаются предъявлять претензии своим туроператорам.
И тут, наверное, стоит объяснить, что это были за VIP-туристы, которым удалось так быстро выпутаться из столь непростой ситуации. В отличие от всех остальных, которым эта передряга стоила нервотрепки, потерянного времени и денег.
Нам удалось получить из Турции точный список всех пассажиров того рейса. В том числе и тех 40 VIP-туристов. Помимо депутата Аубакирова там есть еще много известных фамилий и имен.
Например, одних только ЕРМЕГИЯЕВЫХ тем рейсом летело аж 10 человек. А еще двое КАКИМЖАНОВЫХ, пятеро МУКАШЕВЫХ.
В списке встречаются фамилии ТУРЛЫХАНОВ, ТАЗАБЕКОВ, ТУРИСБЕКОВ, ШАЛАХМЕТОВ, УРКУМБАЕВ и многие другие…
Для тех, кто хоть немного следит за политической жизнью нашей страны, все эти фамилии – далеко не пустой звук. В них сила, могущество, власть.
Хотя допускаем, что у них, наверное, встречаются однофамильцы…
То, что у нас сегодня страна двойных стандартов и государство повсеместно практикует дифференцированный подход к своим гражданам, для казахстанцев уже давно не новость – каждый день сталкиваемся.
Совсем другое дело – обеспечение безопасности полетов. Перед которой равны все – что депутат, что сантехник.
У семи нянек
В случае с туристами, забытыми в Анталье, совершенно непонятно – кто, кого, на чем, по каким билетам вез и кто за что отвечает.
По нашему законодательству только авиакомпания, выполняющая полет, имеет право распространять авиабилеты, причем исключительно на своих фирменных бланках. И несет ответственность перед пассажирами именно она. А уж никак не турагентство, туроператор или держатель чартерного рейса. Именно это черным по белому записано в ряде нормативных актов, начиная с постановлений правительства и заканчивая приказами Комитета гражданской авиации. А контролировать взаимоотношения турфирм с авиакомпаниями должен целый ряд ведомств. Помимо Комитета гражданской авиации есть еще Комитет по туризму в Министерстве индустрии и торговли. Лицензирует эту деятельность и один из департаментов Министерства экономики и бюджетного планирования, имеющий в регионах свои структурные подразделения, а вот регулируют ее уже департаменты промышленности и предпринимательства при местных акиматах. Но, как известно, у семи нянек – дитя без глазу. И вот что имеем в итоге.
Авиакомпания «Южная» делегировала свои права изготавливать билеты на свои рейсы туристической фирме «Цатур». При этом непонятным образом смогла получить в КГА так называемый «сертификат эксплуатанта», выдача которого производится только при наличии собственных бланков билетов: без них эксплуатировать самолет просто нельзя.
Но турфирма «Цатур» по определению не могла отпечатать собственные авиабилеты, поскольку авиакомпанией не является. Так она их просто купила – у авиакомпании «Атма», уже лет пять не существующей. Эти билеты, выдавая их за билеты «Южной», «Цатур» и принялся продавать по дешевке десятку туристических агентств из Алматы и Астаны. Похоже, что вся эта операция изначально задумывалась как классический «кидок».
Нам удалось найти одного из бывших совладельцев этой давно почившей в бозе авиакомпании – Абдикима АБДУШКУРЕВА, которому сейчас 64 года. Вот что он рассказал:
- Авиакомпании «Атма» давно уже нет. Но даже когда она еще существовала, то пассажирскими перевозками не занималась. Просто лет семь назад я был генеральным директором, денег не было, поднять авиакомпанию я не смог, но с тех пор у нас остались эти билеты: были они на балансе агентства «Агаммс» (где я сейчас работаю) на сумму 100 тысяч тенге. И чтобы не выбрасывать эти билеты, мы их продали по 60 тенге за штуку турфирме «Цатур», которая была чартеродержателем, - для авиакомпании «Южная». Потому что у «Южной» своих бланков билетов не было. И в договоре о сотрудничестве у них так и было записано: бланки должен предоставлять «Цатур». Вот у нас их и купили. А что делать? Жить как-то нам надо? Мы в «Агаммсе» все люди пожилые, пенсии маленькие, на работу нас не берут – приходится выкручиваться…
После разговора с г-ном Абдушкуревым для нас все стало на свои места.
И теперь понятно, почему сотни туристов за свои же деньги попали в идиотскую ситуацию в чужой стране, из которой им пришлось выкручиваться самим и без шансов впоследствии найти виновных.
А ведь действительно, с кого спрашивать?
С турагентств, где приобретали путевки? Так те тоже остались внакладе.
С турагентства «Цатур»? С ним туристы напрямую дел не имели.
«Южная» вроде тоже не при делах: билеты-то не ее, а какой-то там несуществующей «Атмы». Деньги не поступили, вот никто никуда и не полетел.
Можно, конечно, за все спросить с чиновников, которые сквозь пальцы смотрят на проходимцев, что обманывают честных граждан…
Но за организацию своевременной эвакуации из Турции сорока VIP-персон этих деятелей и к орденам могут приставить, и в должности повысить.
А что? Это вполне по-нашему…