В стоящую на приколе ржавую яхту "Байтерек" уже вбухали 7,5 млрд тенге
История одной яхты
Зачем национальной компании "Казатомпром" могла понадобиться яхта класса люкс на Бухтарминском водохранилище в Восточном Казахстане – можно только гадать. Рискну предположить, что чиновники от атомной промышленности надумали ею обзавестись исключительно из раболепских соображений: чтобы разок-другой прокатить по речным и озерным гладям Казахстана и от души порадовать всего-лишь одного человека, заработав в его глазах дополнительные очки. Не трудно догадаться, о ком идет речь. Во-всяком случае, какой-либо другой – коммерческой или туристической - целесообразности в этой истории с приобретением круизного чуда не проглядывается абсолютно. Представьте себе предназначенную для морских путешествий лакированную посудину, длиной в половину классического футбольного поля, шириной с теннисный корт, водоизмещением 405 тонн, но при этом способную развивать скорость не быстрее груженого автомобилями морского парома - 15 узлов (это что-то около 28 км/час) и с экипажем в 12 человек, но рассчитанную всего на 12 пассажиров. Но главное, что впечатляет – стоимость этого судна. Присядьте, чтобы не упасть: обошлось оно казахстанской национальной компании в несколько десятков (!) миллионов долларов. Круче было бы только подводную лодку заказать для оборонных нужд Казахстана! Страшно даже предположить, сколько мог бы стоить пассажирский билет на такой прогулочный лайнер, чтобы лет через двести-триста окупить потраченные на него средства.
Хороший понт – дороже денег!
Все началось в 2006 году, когда ныне находящийся в местах заключения экс-глава НАК "Казатомпром" Мухтар ДЖАКИШЕВ сумел поднять доходность этой компании, и у нее появились свободные деньги, которые можно было потратить на всякие излишества. Доподлинно неизвестно, кому именно пришла в голову идея запустить в акваторию Бухтарминского водохранилища яхту VIP-класса, которую можно было бы использовать и как прогулочное судно, и как плавучую гостиницу. Одно точно - идея эта была явно не самая лучшая, а голова не самая светлая. Если уж так приспичило выделиться на фоне окружающей казахстанской серости, вполне можно было бы купить что-нибудь подобное в смысле респектабельности, но более приемлемое и по цене, и по размерам где-нибудь в Норвегии. Перегнать такое крупное морское судно в не имеющую прямого выхода в мировой океан страну гор и степей, конечно, потребовало бы немало времени и дополнительных вложений, но все равно это было бы разумнее того, как поступили в нашем случае.
Яхту экстра-класса решили строить на российском судостроительном предприятии поселка Самусь в Томской области, расположенном в акватории двух великих сибирских рек Оби и Иртыша. Уж не знаю из каких соображений, но кому-то показалось, что сделать столь необычный заказ именно там будет надежней, чем в Китае или Европе. Заметьте, речь изначально шла не о покупке уже готового корабля, а о его строительстве.
Чем для этой цели не угодил, например, наш казахстанский судостроительный завод "Зенит", находящийся в Уральске, где вполне успешно изготавливают военные катера для Каспийской флотилии – неизвестно. Допускаю, что прогулочная яхта там получилась бы не такой шикарной, как на европейских верфях, но однозначно была бы лучше, нежели на вышеупомянутом Самусьском судостроительно-судоремонтном заводе, где основная специализация - речные баржи да буксиры. Но договор на строительство так называемого служебно-разъездного теплохода подписали именно с россиянами. Заказ на разработку проекта разместили в одном проектно-дизайнерском бюро на Украине. На все про все выделили 2,5 миллиарда тенге – по курсу на то время выходило примерно 21 миллион долларов. Уже тогда всем было очевидно, что это будет очень недешевая затея. Двигатели и генераторы от фирмы VOLVO, корпус должны были обработать супер-антикоррозийным покрытием, внутренняя отделка корабля из тикового дерева…
Россияне занимались строительством VIP-корабля три года. А потом в самый разгар строительства Самусьский судоремонтно-строительный завод обанкротился. Да так, что пошел с молотка, а все его хозяйство и имущество собирались отдать за долги. Эта участь грозила и яхте "Байтерек". Еще совсем недостроенное, но уже водоплавающее элитное корыто надо было спасать. К тому моменту Мухтар Джакишев уже сидел в следственном изоляторе КНБ, обвиненный в неких сверхсекретных преступлениях против интересов государства. А дальнейшей судьбой недостроенного корабля занялся пришедший ему на смену в НАК "Казатомпром" Владимир ШКОЛЬНИК. Наспех стали готовить судно к экстренной перебазировке – по-быстрому загрунтовали, нанесли антикоррозийное покрытие, поставили заглушки в имеющиеся в корпусе отверстия и, подперев буксирами, в конце лета 2009 года скоренько перегнали недоделыша по Иртышу в Павлодар, на тамошний судоремонтный завод. По ходу дела отказались от услуг украинских проектировщиков, наняв другую проектировочную компанию, на скорую руку что-то переделали, доработали, изменили. Одни механизмы и агрегаты заменили на другие, вместо первично предполагаемых к использованию систем управления и жизнеобеспечения корабля, а также отделочных материалов утвердили другие. Украинские отцы проекта были против этой самодеятельности и слали в Казахстан возмущенные письма, но их мнение уже никого не интересовало.
А тем временем супер-мега-проект "Байтерек" стал явно зависать – выделенные на него 21 миллион долларов уже успели потратить. Надо было что-то делать. Либо достроить яхту в Павлодаре, сделав из нее обычный теплоход и принеся в жертву экономии средств и времени запланированный королевский комфорт. Либо просто продать яхту в том виде – благо потенциальный покупатель в лице известной казахстанской финансово-промышленной группы на тот момент имелся. Но амбиции взяли верх и над новым руководством "Казатомпрома" - Владимир Школьник, видать, тоже решил выделиться на фоне общей серой массы и дал задание во что бы то ни стало достроить элитную яхту своими силами. Недостроенная посудина, будучи без окон и дверей, перезимовала на плаву в Павлодаре. А когда на реках открылась навигация 2010 года, "Байтерек" потащили в Усть-Каменогорск, на Бухтарму. Там и выяснилось, что проблем с ним прибавилось. Оказывается, подобные суда могут храниться и использоваться только при плюсовых температурах – на зиму для них даже строятся специальные обогреваемые боксы. А его тащили по рекам и держали на открытых стоянках, когда температура воздуха опускались вплоть до – 45 градусов. Из-за недопустимого температурного режима произошли необратимые разрушения покрытия корпуса корабля, стал деформироваться и сам корпус, уже установленное на него дорогостоящее электронное оборудование вышло из строя. Только замена пришедшего в негодность внешнего покрытия судна требовала более миллиарда тенге дополнительных вложений. Корабль из очень дорогого постепенно превращался в просто золотой.
На одних амбициях далеко не уплывешь
Строительство совсем перестало быть томным, когда выяснилось, что при запуске двигателей все судно сотрясает вибрация. Оказалось, что при буксировке по не слишком глубоководным рекам России и Казахстана корабль цеплялся за дно винтами, и они погнулись. Ко всему прочему приход недостроенной яхты в Усть-Каменогорск вызвал большое недовольство на подведомственном НАК "Казатомпром" Ульбинском металлургическом комбинате. Дело в том, что после ареста Мухтара Джакишева и с приходом на его место Владимира Школьника рабочим этого предприятия стали задерживать зарплату. А недостроенная VIP-яхта формально находилась как раз на балансе "Ульбинки", вот в трудовом коллективе и пошел ропот: начальство за наш счет жирует!
Потребовалось срочно принимать меры, и в феврале 2010 года Владимир Школьник назначил новую дирекцию достройки судна. Заказчиком была определена дочерняя "Казатомпрому" так называемая социальная компания "Казатомпром-Демеу", которую возглавил Ербол ТУЛЕБАЕВ, много лет работавший помощником при Школьнике. Подрядчиком стала еще одна "дочка" - ТОО "ТТК-Шыгыс", которой руководил Нурлан АЛДАНИЯЗОВ. Обе эти компании по роду своей деятельности чем только не занимались, но только не кораблестроением. Вскоре между заказчиком и подрядчиком начались конфликты. А пока они выясняли отношения, корабль попросту ржавел и гнил в порту Усть-Каменогорска - вода заливалась под разрушившийся от морозов антикоррозийный слой корпуса, приходило в еще большую негодность электронное оборудование, супер-мега-проекту "Байтерек" все больше улыбалась судьба "Титаника". Заканчивался 2010 год, на дворе был октябрь, надвигалась очередная зима…
И тогда, чтобы хоть как-то выправить ситуацию, неофициальным куратором проекта "Байтерек" от "Казатомпрома" назначили, наверное, единственного во всей этой эпопее человека, который имел образование инженера-кораблестроителя. Его звали Валерий ШЕВЕЛЕВ. До последнего времени шестидесятидвухлетний Шевелев в "Казатомпроме" занимался вопросами альтернативной энергетики, но когда-то в молодости работал на судостроительных верфях. Оценив ситуацию, он понял, что еще чуть-чуть и корабль можно будет пустить на металлолом - еще одной зимы в воде он не переживет. А единственное место, где его можно попытаться восстановить и достроить, – это старый судоремонтный завод в поселке Прибрежный, что в 130 километрах от Усть-Каменогорска. Вот только находился этот завод в практически разрушенном состоянии: изогнутые дугами рельсы и трухлявые шпалы подъездных путей, нерабочие лебедки и развалившиеся тележки, а на стапелях лежала ржавая до дыр баржа, которую резали на металлолом. Шевелев не имел никаких прав: ни распоряжаться выделенными на завершение строительства корабля деньгами, ни заключать договоры, ни подбирать кадры. Он всего лишь знал, что и в какой очередности нужно делать, чтобы корабль в конце концов самостоятельно поплыл. Как Шевелеву это удалось – для него самого загадка, но уже к декабрю корабль вытащили из воды на частично восстановленную судоремонтную верфь. Был построен теплый ангар, в котором планировалось держать яхту зимой. В общем, к началу 2011 года худо-бедно приемлемые условия для достройки яхты на Бухтарме были созданы.
Тем временем на стороне работа тоже кипела: две казатомпромовские "дочки" - ТОО "Казатомпром-Демеу" и ТОО "ТТК-Шыгыс" - увлеченно занимались финансовыми вопросами. Подсчитали, например, что нужно провести не меньше 150 тендеров для определения субподрядчиков и поставщиков материалов. Пришли к выводу, что работы закончатся не раньше 2015 года. Долго подбивали смету, а потом перебирали, кому можно доверить достройку корабля – каждая из заинтересованных сторон предлагала и лоббировала свои компании. В конце концов определили, что это будет строительная компания "Сырдарья Жоба Курылыс", которая якобы где-то успешно построила здание поселковой школы, а значит, и со строительством теплохода тоже справится. Дальше ей выделялись огромные суммы, которые тут же испарялись как вода с нагретого утюга. Достройка яхты шла ни шатко ни валко. Денег постоянно не хватало. Нанимаемые работники, едва успев войти в курс дела, либо попадали под увольнение, либо увольнялись сами…
К концу лета 2013 года корабль приобрел хоть сколько-нибудь презентабельный вид, хотя в действительности работе еще края не было видно. Но тут сам Владимир Школьник выразил желание посетить яхту и оценить затраченные усилия. К его приезду пришлось срочно отделать несколько кают и капитанский мостик. Глава "Казатомпрома" вроде как остался доволен. Во всяком случае, на сделанных во время визита на корабль фотографиях Владимир Сергеевич не выглядит ни хмурым, ни раздраженным.
Без вины виноватый
Ситуация изменилась, когда этой историей занялись следственные органы. Они и выяснили, что компания "Сырдарья Жоба Курылыс" работала под гарантию Евразийского банка. И обязательств своих явно не выполняла. Да и не могло все быть иначе, поскольку, во-первых, она оказалась по сути "пустышкой" и взять с нее было нечего, а во-вторых, основную часть выделяемых "Казатомпромом" средств эта строительная компания обналичивала через счета подставных фирм. В конце цепочки деньги оказывались в руках директора "Сырдарья Жоба Курылыс", некоего Шерали МУХСИМОВА, который сбежал и до сих пор находится в розыске.
Чтобы заставить Евразийский банк ответить по выданной гарантии и самим не оказаться растратчиками государственных средств, чиновники НАК "Казатомпром" и руководство ее дочерних компаний "Казатомпром-Демеу" и "ТТК-Шыгыс" попытались сделать крайним во всем Валерия Шевелева. Того единственного специалиста, который к деньгам никакого отношения не имел, никаких документов не подписывал, а занимался сугубо производственными и технологическим вопросами, попытались представить как организатора некой преступной группы.
Полгода Шевелев отсидел в следственном изоляторе. Полгода следователи финансовой полиции "шили" ему уголовное дело, ни к кому кроме него из "Казатомпрома" претензий не предъявляя. В суде все обвинения в его адрес развалились как карточный домик. Оказалось, что следователи финпола сфальсифицировали целый ряд экспертиз, на основе которых строили потом обвинение. А представители прокуратуры запугивали свидетелей, пытаясь заставить их давать показания против заранее намеченной жертвы. Все это подтвердилось в суде и нашло отражение в приговоре. Валерий Шевелев был оправдан по всем статьям, кроме той, что ставила ему в вину отделку кают к приезду Владимира Школьника. Судья посчитал, что Шевелев это сделал из корыстных побуждений, рассчитывая выслужиться перед начальством и получить продвижение по службе. Но поскольку ни тиына из затраченных на эту внутрикорабельную "потемкинскую деревню" украдено не было подсудимого освободили в зале суда.
Впрочем, этим решением Валерий Шевелев все равно недоволен. Он требует пересмотра дела, пытаясь доказать, что даже карьерной корысти у него и в мыслях не было. И еще - наказания тех, из-за кого полгода пришлось провести за решеткой.
Ржавое наследство
А что с кораблем, спросите вы? Да ничего. Опять стоит себе, гниет дальше. И теперь уже вряд ли когда-нибудь превратится в шикарную яхту класса люкс. На сегодняшний день в это судно уже вбухали 7,5 миллиардов тенге. Это что-то в районе 50 миллионов долларов.
Для сравнения, согласно информации в интернете, по 50 миллионов долларов каждая стоят яхты класса люкс "Сизарро" и "Олимпия", принадлежащие Роману АБРАМОВИЧУ. Первая была приобретена в 2002 году у арабского шейха. Вторую, как утверждается, олигарх подарил Владимиру ПУТИНУ. Можете поверить, они ни в какое сравнение не идут с российско-украинско-казахстанским детищем под названием "Байтерек", который ржавеет в одной из бухт Бухтарминского водохранилища.
А в "Казатомпроме" сейчас новый руководитель – Нурлан КАППАРОВ. И теперь этот чудо-корабль - уже его головная боль.