Чтобы было видно, как Елбасы открывает дверь в будущее…
Сошедший в Алматы сель (согласно Википедии, от араб. سيل — бурный поток) опроверг два бытующих в народе представления о жизни.
Во-первых, вопреки расхожему мнению, далеко не все алматинцы, как оказалось, имеют возможность облетать близлежащие горы на своих личных вертолетах. Когда хлынул бурный поток, осмотреть районы бедствия с воздуха смогли только спасатели и аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ, с неосторожных слов которого и пошла гулять байка про состоятельное население южной столицы.
Во-вторых, выяснилось, что навязчивые слухи о постоянной боеготовности службы по чрезвычайным ситуациям, упорно распространяемые заместителем министра внутренних дел Владимиром БОЖКО, несколько преувеличены. Жители Алматы, до этого исправно получавшие смс-предупреждения о пыльной буре в Мангистау или гололеде с низовой метелью в Павлодарской области, на сей раз остались без информации. О селе люди узнавали уже по факту его прихода или от своих вовремя проснувшихся соседей, знакомых и родственников.
Рано или поздно последствия селя, наверное, ликвидируют. Из неприкосновенной заначки акима Есимова пострадавшим раздадут почти по 200 тысяч тенге и они не будут знать, что делать с этими огромными деньжищами.
А люди, которым никакие катаклизмы не страшны, останутся.
Например, министр культуры и спорта Арсытанбек МУХАМЕДИУЛЫ. Он опять собрал журналистов, чтобы привычно поудивлять их собственным видением целей искусства и своим замечательным слогом.
Для начала Мухамедиулы повторил свое давнее мудрое изречение, что фильмы режиссеров Эмира БАЙГАЗИНА и Адильхана ЕРЖАНОВА, получившие уже десятки престижных наград международных кинофестивалей, на самом деле «позорят Казахстан». Эти, с позволения сказать, кинодеятели вместо того, чтобы «использовать талант для созидательной деятельности», показывают в своих картинах «ничтожные человеческие качества» и «человеческие страсти, которые унижают восприятие» министра Мухамедиулы. А должны они снимать фильмы, которые «при концентрации своего ума» был бы способен понимать даже министр Мухамедиулы.
В чем только не разбирается министр Мухамедиулы! Вот и в живописи, как врут малосведущие художники, он тоже не разбирается. Некие отечественные мастера кисти 15 лет своей насыщенной творческой жизни потратили на создание эпического триптиха «Мәңгілік Ел», посвященного 550-летию Казахского ханства. Столь долгий срок создания шедевра сам Мухмедиулы объяснил тем, что художники «имеют право рисовать в дневное время». А на полотнах тех и нынешний президент, и ханы Жанибек с Кереем, и свод степных законов «Жеті жарғы», и бии, и кони, и баи, и батыры… Ценность этого творения министр Мухамедиулы определяет таким подсчетом:
«Черный квадрат» Малевича, который, на первый взгляд, обозначает только графическое изображение, стоит несколько миллионов долларов, а наш огромный триптих – 130 миллионов тенге». Почему-то никто не объяснил самому культурному по должности человеку страны, что нельзя сравнивать стоимость графического изображения Малевича на рынке произведений искусства с бюджетными тратами на этот новодел. Или он думает, что найдется покупатель, кроме него самого, на этот триптих?
В общем, по министру Мухамедиулы, цель искусства в том, чтобы в каждом разрешенном им произведении было без всяких намеков отчетливо видно, как «Елбасы как бы открывает дверь в будущее».
Впрочем, я бы предостерег читателей от мысли, что цель, которую ставит Мухамедиулы перед отечественным искусством, какая-то уж совсем по-солдафонски недалекая. На той самой встрече с прессой он обмолвился: «Если я сейчас правду скажу, это будет не совсем корректно».
Поэтому давайте считать, что министр нашей великой культурки просто очень корректный человек.
И еще о селе. Не хотелось бы, чтобы у граждан сложилось мнение, что подчиненные генерала Божко оказались совсем уж не готовы к природной стихии. Когда все страшное уже произошло, опубликовали рекомендации ДЧС о том, как вести себя в таких ситуациях жителям и гостям Алматы, среди которых была и такая: «…принять меры предосторожности, бросив предварительно несколько камней в опасную скалу, чтобы убедиться, есть ли уже первые признаки надвигающегося селя».
Запоминайте: если бросавшего камни в скалу человека после этого унесет бурный поток – значит, признаки селя все-таки есть.
Берегите себя!