Выдающая денежные онлайн-займы фирма советует: никому не передавайте цветные копии своего удостоверения личности
Мы жили бедно, а потом нас обокрали
В июне наш портал рассказывал о ситуации, в которую попал житель Петропавловска Александр САХАРОВ. Напомним, горожанин заявил, что на него повесили денежный онлайн-заем, которого он никогда не брал. О существовании кредита он узнал из письменной претензии от ТОО «eLoan» (Алматы).
В ней сообщалось, что еще 1 марта Сахарову был предоставлен заем в 55 тысяч тенге на 20 дней, но он в установленный срок обязательств не выполнил, а на 19 апреля задолженность вместе с пеней/штрафом составила уже 131 500 тенге. Ошарашенный петропавловец бросился звонить по указанным номерам, пытаясь объяснить, что произошла какая-то ошибка.
Его выслушали, но и только. Автоматический голос по телефону три-четыре раза в день напоминал Александру: «Погасите долг!». Потом звонки-напоминалки прекратились, зато на домашний адрес матери Сахарова пришло письмо от ТОО «Финансовый агент по сбору платежей», которому «eLoan» поручило «проведение мероприятий по погашению задолженности», выросшей к 12 мая до 177 тысяч тенге.
Здесь надо пояснить, что речь - о беззалоговом денежном займе, который выдается дистанционно. То есть для его получения клиенту не нужно даже выходить из дома, он подает заявку по Интернету, высылая кредитной организации копию удостоверения личности. Сахаров предположил, что копией его документа воспользовался какой-то мошенник.
Александр долгое время пытался трудоустроиться, звонил по разным объявлениям. Некоторые потенциальные работодатели просили его выслать по watsapp фото удостоверения. Мужчина соглашался, считая, что ничем не рискует.
Не исключено, конечно, что копия документа попала в нечистые руки каким-то другим путем. Сахаров обратился в полицию с заявлением, которое было зарегистрировано в КУИ УВД Петропавловска 28 апреля. Но поскольку фирма «eLoan» находится в южной столице, материал был передан в ДВД Алматы, а оттуда – в УВД Медеуского района.
Без гарантий
О мытарствах петропавловца, который вынужден тратить время, силы, нервы, чтобы выпутаться из положения, которое вовсе не он создал, было рассказано в статье «Жертвой кредитных мошенников может стать любой».
Здесь же говорилось, что легкость получения онлайн-кредитов может иметь обратную сторону, примером чему как раз и служит история с Александром Сахаровым.
На его месте, действительно, может оказаться каждый. Тем более, учитывая, как часто мы предоставляем свое удостоверение личности в различных организациях, причем, не только государственных. Такой документ, например, требуют оставлять в залог частники, выдающие на прокат спортивные велосипеды.
Многие соглашаются, хотя гарантий, что оставленным удостоверением кто-то не воспользуется в корыстных целях, нет. Автор материала попыталась выяснить, были ли подобные случаи в СКО. Однако, как оказалось, такой статистики в полиции не ведут и даже досудебного расследования не проводят.
«Согласно приказу Генерального прокурора РК от 23.09.2016 года, не подлежат регистрации в ЕРДР заявления и сообщения о нарушениях, основанных на неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданско-правовых сделок, совершенных в письменной форме и не признанных судом недействительными, мнимыми или притворными, - указывалось в ответе начальника СУ ДВД К. КАСЫМБЕКОВА. – В связи с этим, по аналогичным материалам досудебное расследование не осуществлялось, так как не усматриваются признаки уголовного правонарушения».
Бывает, но не часто
Тем временем в редакцию Ratel.kz пришло письмо за подписью Санжара АМЕРХАНОВА – PR-менеджер ТОО «eLoan», в котором порталу предлагалось подготовить еще один материал на данную тему с изложением позиции самой компании.
Сотрудники ТОО письменно прокомментировали ситуацию, заверив, что «защита прав потребителей для компании и в целом для рынка онлайн-займов РК является ключевым приоритетом деятельности». Специалисты «eLoan» подтвердили, что со случаями мошенничества сталкиваются, хотя и «происходит это нечасто».
«Подобные ситуации возникают зачастую по причине передачи личных конфиденциальных данных (документы, фото и прочее) третьим лицам, - говорится в письме ТОО. – Основным видом мошенничества, с которым мы сталкиваемся, является использование банковской карты физлица без его ведома для получения займа родственниками или друзьями заемщика. В связи с чем хотели бы порекомендовать гражданам РК сохранять в тайне пинкоды от своих карт и не передавать третьим лицам свои банковские карты, а также не пересылать цветных копий своего удостоверения личности, фото и других документов. Мы знаем несколько случаев, когда под видом трудоустройства с физических лиц просят предоставить посредством сотовых средств связи фото, копию удостоверения личности и карточку. Потенциальные клиенты должны знать, что при трудоустройстве все данные предоставляются по месту работ при непосредственном заключении трудового договора».
В этом же письме рассказано, как оформляются онлайн-займы. Действительно, достаточно предоставить копию удостоверения личности, фото, правильно заполнить заявку и «пройти все стадии верификации».
Договор займа подписывается в электронной форме: заемщику посредством СМС – сообщения направляется специальный код, «который считается простой электронной подписью».
Еще делается запрос в Первое кредитное бюро, плохая кредитная история станет преградой в получении займа. Но, как видим в случае с Сахаровым, его положительная кредитная история, без долгов и просрочек только сыграла на руку мошеннику.
Секретная информация
На вопрос, как же все-таки фирма определяет, кто отправил заявку: жулик, воспользовавшийся чужим документом, или порядочный человек, сотрудники ТОО ответили: «При верификации клиента наши специалисты звонят по контактам, указанным клиентом при подаче заявки, по его знакомым и в указанное место его работы, а также общаются с самим потенциальным заемщиком по телефону. При этом имеется ряд контрольных вопросов на определение правдивости указанных данных».
Тогда редакция попросила уточнить, каким образом проходила верификация в случае с человеком, который представится А. Сахаровым? Какое место работы он назвал, домашний адрес? Говорил ли сотрудник ТОО с ним по телефону? А с его коллегами? Друзьями?
Если да, то почему сотрудника «eLoan» ничего не смутило? Ведь когда настоящий Сахаров разбирался в этой истории, он выяснил, например, что действовавший от его имени аферист получил кредит на карточку Казкоммерцбанка, выданную в Усть-Каменогорске.
- Именно этот город мошенник и указал при оформлении, - рассказал тогда Александр (на снимке). - Только вот адреса, где он, якобы, зарегистрирован, как выяснили менеджеры нашего банка, просто не существует.
Мы спросили у специалистов ТОО: если все так, то почему сотрудник, занимавшийся верификацией, не смог этого проверить? На чье имя вообще была оформлена банковская карточка, на которую ТОО перечислило деньги? Если на другого человека, то почему фирму это не остановило? Что вообще кроме копии удостоверения личности подтверждало, что заявку на кредит отправил Сахаров?
Однако специалисты «eLoan» ответили, что все вопросы, касающиеся верификации заемщиков, являются конфиденциальной информацией.
«Мы не имеем права разглашать все детали верификации наших заемщиков, по причине возможного использования этой информации в мошеннических целях, - ответили специалисты ТОО. – Но мы готовы представить ее в деталях правоохранительным органам».
Секретной оказалась и информация о личности истинного владельца банковской карточки, на которую были перечислены деньги. Она также может быть раскрыта только полиции, подчеркнули сотрудники ТОО.
"Пусть защищает свои права активнее"
«История этого займа такова: 1 марта была подана заявка от имени гр. А. Сахарова, которая прошла все стадии верификации, по результатам скоринга она была одобрена, и был предоставлен заем, - указывается в письме ТОО «eLoan». – По истечении срока представления займа гр. Сахаров вышел на просрочку. До настоящего времени заем не погашен. После уведомления заемщика о наличии задолженности он связался с нами по телефону и объяснил, что заем он не оформлял, что мы столкнулись с действиями стороннего мошенника. Сахарову было рекомендовано обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту мошенничества и предоставить в нашу компанию заявление о приостановлении начисления вознаграждения, пени, штрафов по займу с приложением копии постановления о возбуждении уголовного дела. По результатам возбуждения уголовного дела ТОО «eLoan» смогло бы выступить качестве потерпевшей стороны на стороне Сахарова. Однако в нашу компанию Сахаров так и не представил требуемые документы о возбуждении дела по факту мошенничества. Следует понимать, что как бы наша компания ни хотела помочь Сахарову в сложившейся ситуации, к сожалению, без активных действий с его стороны по защите своих прав это невозможно. Без документа, подтверждающего возбуждение уголовного дела по факту мошенничества, или официального запроса со стороны правоохранительных органов наша помощь Сахарову может носить только рекомендательный характер. Мы со своей стороны связались с Сахаровым, заморозили все штрафы и пени по его займу. Мы готовы оказать повсеместную помощь правоохранительным органам, предоставить полную информацию по нашему расследованию ситуации с гр. Сахаровым и снять всю задолженность с Сахарова по результатам работы правоохранительных органов».
Словом, без полиции расставить точки над «i» в этой истории нельзя. Однако никаких новостей от стражей правопорядка Сахарову до сих пор не приходило.
Кроме полиции Сахаров пытался обратиться в филиал Национального банка РК, где есть специальный отдел контроля финансовых организаций и защиты прав потребителей финансовых услуг. Но оказалось, что деятельность организаций, выдающих онлай-займы, не в их компетенции, Нацбанком их работа не регулируется…
«Новые финансовые сервисы, активно развивающиеся на базе интернет-технологий, определяют будущую финансовую архитектуру в сфере кредитования, платежных систем, инвестирования», - указывается в письме «eLoan». Из него следует, что занимающаяся онлайн кредитованием организация заинтересована в сохранении хорошей репутации, удобстве и безопасности клиентов, а потому предпринимает новые меры для предотвращения подобных происшествий.
Однако вряд ли этого достаточно: система защиты добропорядочных граждан должна быть отстроена на государственном уровне.
Фото автора и из открытых источников.